Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 00:15
Главная страница » 2010»Февраль»14 » Антон Брукнер – Симфонии (№ 9). Бернард Хайтинк, Королевский оркестр Концертгебау (CD 9 из 9, ape)
Антон Брукнер – Симфонии (№ 9). Бернард Хайтинк, Королевский оркестр Концертгебау (CD 9 из 9, ape)
14:09
avaxhome
Anton Bruckner
CD 9
Sinfonie No. 9 d-moll (unvollendet; die im Entstehen begriffene Autograph-Partitur des 4. Satzes von 1895/96 ist nicht zu Ende instrumentiert und in Teilen verschollen, WAB 109), 1887–1896
1. I. Feierlich. Misterioso (23:19) 2. II. Scherzo. Bewegt, lebhaft - Trio. Schnell - Scherzo (11:19) 3. III. Adagio. Langsam, feierlich (24:51)
Да, последняя симфония Брукнера, как еще ее называют "Готическая" Девятая, она же Десятая... Хочется почему-то именно в связи с творчеством Брукнера и в особенности последней его симфонией, привести здесь слова Шопенгауэра (из предисловия "Мир как воля и представление"): "Система мыслей должна постоянно иметь архитектоническую связь, т.е. такую, где одна часть всегда поддерживает другую, но не поддерживается ею, где краеугольный камень, наконец, поддерживает все, не поддерживаемый ими, и где вершина поддерживается сама, не поддерживая ничего". Как уже писали не раз, у композитора не было большого признания (впрочем у Шуберта, несмотря на огромную разницу в возрасте, ровно такая же "история"), если не считать последних лет жизни, когда "снизошли" и обратили все же внимание. В случае с Брукнером очень подходит выражение "нет пророка в своем отечестве"; не зря он писал где-то сам, что в таком случае готов отправиться куда-нибудь... в далекую Россию. Но так или иначе, он, так же как и Бетховен, нес своим творчеством, как сейчас мы говорим, некий мэссидж (это не означает, однако что его нельзя игнорировать, вероятно, из всех искусств музыка меньше всего нуждается в предписании и идеологии), просто в последних своих симфониях оба, хотя каждый по-своему, вполне однозначно высказались "просветленно", что ли, с оптимизмом и гуманистическим пафосом... Интересно также, что предпоследнюю Брукнер посвятил императору земному, а последнюю - прощальную с миром (вспоминая темы из предыдущих мажорной и минорной), как и полагается, - "Императору небесному"... Вот ведь, казалось бы простой крестьянский сын благодаря своей вере в Бога и собственные силы, благодаря природной одаренности, огромному трудолюбию и терпению "на злобу дня" достучался таки и до "сильных мира сего", и до небес, и до тех, кто хочет его послушать, понять, подумать о мире, о той соборности, которую он возводил в течение всей своей долгой, невероятно трудной, но вместе с тем замечательной и предельно плодотворной жизни, где он своей Музыкой преподавал настоящие уроки жизни будущим мастерам и почитателям его Таланта.
Благодарю, Алексей, от всей души за проделанный Вами труд и возможность еще раз перечитать "книгу жизни" от маэстро Брукнера
Нет-нет, Олег, он пока Брукнера в четверку любимых не добавил, а я вот точно еще профан в Брукнере, и объективно не могу высказаться, чем меня его музыка привлекает, вот поэтому приходится еще цепляться как слепому котенку за "некий мэссидж" и погружаться, погружаться... P.S.Прошу извинить также, что влез с ответом
Нет, не стал. Однако музыка Брукнера мне стала нравится гораздо больше, и я вижу, что это не предел, думаю, буду возвращаться к ней снова и снова. Насчёт любимой симфонии - затрудняюсь ответить.
Согласен с Сергеем, музыка Брукнера очень спсобствует нахождению всевозможных смыслов и их трактовок, хотя (и здесь я абсолютно согласен с вами) она достаточно проста, но это высшее прояление простоты.
У Алексея в четвёрке Энеску есть, румынский импрессионизм которого я до сих пор не понял Что касается Брукнера, то несмотря на оркестровую и полифоническую перегруженность - это очень простая музыка,он для меня как Гайдн, как Бетховен, как Шуберт
Согласен, но вот привлекает как раз то, что в его массивы можно "уходить с головой". А Вы видели в Википедии (англоязычная версия) картинку "Брукнер прибывает на небеса"? забавно, что нарочно или случайно автор рисунка там помещает его 12-м в ряду австро-немецкого музыкального мейнстрима...
Да-да, Вагнер так говорил не без веских на то оснований, но там дается именно историческая последовательность композиторов по векам от Баха до Брукнера. Эта картинка просто сама по себе очень забавная и оригинальная
У Энеску не много импрессионизма; я детально не анализировал, но вероятно, я люблю его музыку, потому что мне очень близка румынская традиционная музыка, а Энеску, по моему мнению, лучше всего удалось использовать её в своих произведениях.
Ну почему же доволно много - не зря он в Париже учился, в сюитах, рапсодиях много полутонов, бликов и тп. вот только подход его к фольклору не такой как у Бартока, всё из за медитативности, в мелодии нужно вслушиваться. Есть что то общее с Брукнером в приёмах полифонии, но у Брукнера даже длинноты божественные
Насчёт Бартока – согласен, разные подходы, но мне нравятся оба. У Энеску, -да, не так явно, больше рефлексии, здесь, возможно, в большей степени нужно чтобы произошло совпадение его идей с восприятием слушателя. Про импрессионизм спорить не буду, но всё же я бы назвал его стиль постимпрессионизмом (кстати, не знаю, выделяют ли такое направление в музыке?), причём его новаторства, как мне кажется, основаны на переосмыслении позднего романтизма.
Добавил:
В принципе, я считаю Энеску больше франко-румынским композитором, чем румыно-французский (это, конечно, если судить по музыке, а не по происхождению).
Добавил:
Ещё я люлблю пасторальность в музыке(правда, не всегда), а у Энеску она особенно хороша, её не слишком, и это такая пасторальность горожанина, без излишнего натурализма. Красиво, в общем.
Есть есть импрессионизм, только румынский. Вот у Бартока даже в ранних вещах уже пост, потому что с разными ужасами мешал. У Энеску светлее тон. А полифония у него да - французская, от Франка-фламандца. Пока у меня Сельская сюта и 3я симфония более менее идёт
Уже хорошо! А там, глядишь, и Рапсодии пойдут... Про франко-фламандца - это вы хорошо подметили, я бы сюда ещё добвавил северную Францию в целом, Нормандию, например.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".