СКУПОЙ РЫЦАРЬ — опера С. Рахманинова в 1 д. (3 к.) на текст одноименной трагедии А. Пушкина. Премьера: Москва, Большой театр, 11 января 1906 г. (в один вечер с Франческой да Римини Рахманинова), под управлением автора. Заново поставлена в Большом театре 27 сентября 1912 г. под управлением Э. Купера.
«Скупой рыцарь» Рахманинова примыкает к типу речитативно-декламационных опер, начало которым положено "Каменным гостем" Даргомыжского и продолжено произведениями Римского-Корсакова и Кюи на тексты пушкинских драматических произведений. Композитор широко развил симфоническое, оркестровое начало, которому принадлежит ведущая роль в опере.
«Скупой рыцарь» сочинялся в расчете на исполнение главной партии Шаляпиным, но великий певец отказался от нее, не будучи удовлетворен воплощением в музыке пушкинского текста. В «Воспоминаниях» В. Ястребцева (запись от 4 января 1906 г.) читаем: «По мнению Шаляпина, музыка „Скупого рыцаря" написана как бы не на самый текст пушкинских сцен, а лишь на общие настроения отдельных картин этой драмы. Отсюда несоответствие и недочеты». Шаляпин считал партию Барона инструментальной, а не вокальной. Позднее он исполнил монолог Барона в концерте (1907), и критика снова подчеркнула блистательный симфонизм музыки, указав на то, что «даже удивительный трагический талант Шаляпина оказался не в состоянии сделать [из партии] что-либо яркое и проникающее в душу». Эту точку зрения разделял С. Кругликов, писавший: «Рахманинов как ни стремился к „Каменному гостю", а Даргомыжским не стал. Слишком он для того инструменталист... Певучий речитатив Даргомыжского настолько часто приближается к настоящей мелодии, настолько заключает в самом своем музыкальном существе мелодическое значение, что если даже его отделить от текста, с которым он так органически сросся, то он все-таки не утонет среди волн аккомпанирующего оркестра... на себя обратит главное внимание. У Рахманинова иначе... Оркестр главное. И сам оркестр сложнее». Однако о «Скупом рыцаре» высказывались и противоположные мнения, особенно в более поздние годы.
Партию Барона исполнял талантливый певец и актер Г. Бакланов. Едва ли не лучшим исполнителем этой партии явился П. Журавленке (Петроград, Театр комической оперы, 20 мая 1921 г.). Можно отметить постановку в г. Горьком в 1943 г. (премьера — 24 марта) под управлением И. Зака, режиссер Б. Покровский, а также в Большом театре в 1994-м. В 2004 г. опера была исполнена на Глайндборнском фестивале (дирижер В. Юровский).
Опера в трех картинах Текст А. С. Пушкина (с небольшими сокращениями и очень незначительными изменениями). Первое представление состоялось 24 января 1906 г. в Москве, в Большом театре.
Действующие лица: Барон - баритон Альбер, сын - тенор Герцог - баритон Ростовщик - тенор Слуга - бас
Картина первая. Молодой рыцарь Альбер, непременный участник всех турниров и праздников, не может явиться при дворе потому, что у него нет нового костюма. Отец его богат, но настолько скуп, что Альберу не приходится рассчитывать на его ПОМОЩЬ.
Как всегда, Альбер надеется на ростовщика, однако и oн перестал давать в долг. Вместо. денег он дает Альберу совет отравить отца, чтобы овладеть наследством. В ярости выгоняет Альбер ростовщика, не желая принять вместе с извинениями даже денег, которые тот предлагает.
Теперь у Альбера только один выход — он решает искать защиты у герцога:
...Пускай отца заставят Меня держать как сына, не как мышь, Рожденную в подполье.
Картина вторая. Старый барон спускается в подвал, где хранятся его сокровища. В сундуках с золотом — все его счастье, весь смысл существования. Сознание того, что ему может быть все подвластно, пьянит его воображение. И даже мысль о том, какие страшные тайны храпят эти деньги и сколько слез, страданий, труда и горя видели они, прежде чем попали сюда, в подвал, — не омрачает торжества барона.
Желая доставить себе высшее наслаждение, барон зажигает свечи, открывает все сундуки и упивается зрелищем накопленного богатства, создающего ему иллюзию могущества и господства над миром.
Я царствую!.. Какой волшебный блеск! Послушна мне, сильна моя держава; В ней счастие, в ней честь моя и слава!
Одно тревожит Скупого — мысль о наследнике, о сыне, который за радости жизни не задумываясь отдаст все эти сокровища.
О, если б из могилы Прийти я мог, сторожевого тенью Сидеть па сундуке и от живых Сокровища мои хранить как ныне!
Картина третья. Дворец герцога. Выслушав жалобу Альбера на отца, герцог сочувствует ему и обещает поговорить с бароном наедине. Приезжает барон. Герцог велит Альберу уйти в Другую комнату и ждать.
Барон не может объяснить, почему его сын не бывает при дворе. После настойчивых вопросов герцога он клевещет на сына, обвиняя юношу в покушении на его — барона — жизнь и на ограбление.
В бешеном гневе вбегает Альбер и уличает отца во лжи. Барон вызывает сына на дуэль. Рассерженный герцог прогоняет Альбера и стыдит барона.
Барону плохо; чувствуя приближение смерти, он думает только о своих сундуках.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".