Гохман Елена Владимировна "И дам ему звезду утреннюю..." духовные песнопения для мужского хора и камерного оркестра. mp3, 88 kbps. В лучшем качестве добыть не оплучается пока что.
Фрагмент из статьи Демченко А.И. об этом произведении. Последнее из созданного на сегодняшний день Еленой Гохман – духовные песнопения «И дам ему звезду утреннюю…» (2005) для мужского хора и камерного оркестра. Это вновь, как и «Сумерки», большая трёхчастная композиция, требующая для своего исполнения отдельного вечера, но идущая на едином дыхании. И внешне она созвучна «Сумеркам» по своей смысловой фабуле (от упований через драматические перипетии к надежде), только в проблематике её ещё больше обострилось чувство катастрофичности современного бытия. Тем не менее, новая оратория весьма отличается от предыдущей. В первую очередь, конечно же, по самому облику: перед нами сочинение не светского, а несомненно сакрального наклонения (подчёркнуто обозначением «духовные песнопения»). Это начинается с текстовой канвы, которая опирается на избранные строки из псалмов Давида и «Откровения Иоанна Богослова». В первом разделе после торжественно-ритуального вступления внимание концентрируется на разного рода ламентациях: поведав о горестях и невзгодах житейских, человек в своих сетованиях взывает к Творцу о помощи и защите. К Тебе, Господи, возношу душу мою. Призри на меня и помилуй меня, Ибо я одинок и угнетён. Скорби сердца моего умножились, Выведи меня из бед моих. Услышь меня, Господи. Не отврати лица Твоего от меня. Выведи из печали душу мою. Услышь меня, Господи, Спаси, Господи, Спаси меня. Следующий раздел вещает о неразумии человека, по причине чего жизнь его погрязла в скверне греховной, за что грозит ему кара небесная и ужасы конца света. Обрушились народы в яму, которую выкопали. В сети, которую скрыли они, запуталась нога их. И не раскаялись они в делах рук своих. И не раскаялись они в убийствах своих. И омрачилось солнце и воздух, И небо скрылось, и звёзды небесные пали на землю, Ибо пришёл великий день гнева Его. Только тому, кто способен подняться над бездной прегрешений, грядёт избавление от мук, и да воздастся праведному благодарением по справедливости – таков смысл последнего раздела. Се, стою у двери и стучу; Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной. Знаю твои дела – и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, И то, что последние дела твои больше первых. Се, стою у двери И дам ему звезду утреннюю. Хорошо представляя себе все изъяны людской породы и всё зло, на которое она способна, композитор в неизмеримо большей степени хочет видеть в человеке доброе и глубоко сочувствует ему в его тяготах, с болью в сердце говорит о тех, кто погряз в трясине бедствий. Таково художественное кредо композитора, и безусловный гуманизм её этической позиции в полной мере проявил себя во всех трёх её ораториях первой половины 2000-х годов. Но, в отличие от предыдущих, третья из них целиком покоится на эстетике и звуковых формулах русского православия, напрямую сближаясь с его религиозно-обрядовыми формами. В данном отношении показательно обращение к фонду знаменного распева, а также апелляция к мужскому хору, что напоминает об архетипических традициях храмового пения. В этом, возможно, сказываются гены, имеющие у Елены Гохман по крайней мере четыре истока. Две «крови» шли от отца – еврейская и немецкая (его мать из коренных немцев Поволжья). А по материнской линии к основной русской крови добавилась примесь итальянской (бабушка композитора происходила из семьи Скалигеровых, которые свою родословную возводили к потомкам Данте Алигьери). Так вот, дед Елены Владимировны Николай Андрианович Быстров после окончания Саратовской духовной семинарии держал приход в одном из сёл Саратовской губернии и вскоре после Октябрьской революции умер в тюрьме. Сестра бабушки Александра Тимофеевна Скалигерова была замужем за отцом Михаилом (Сошественским), настоятелем одной из церквей Саратова. Когда мать композитора Нина Николаевна Быстрова осиротела, её приютила именно эта семья. Сам отец Михаил был репрессирован в 1930-е годы и погиб в лагерях (сейчас готовятся необходимые документы, чтобы причислить его к лику святых великомучеников). Очень вероятно, что отмеченная наследственность сыграла свою роль в реализации замысла оратории «И дам ему звезду утреннюю…» Качать здесь: http://files.mail.ru/K64FOA
|