Йозеф Маттиас Хауэр (1883-1959) - австрийский композитор. С 1912 независимо от Шёнберга разрабатывал 12-тоновую систему композиции
музыки на основе так называемого учения о тропах — 44 шестизвучных
группах, составляющих мелодико-гармоническую основу произведений.
Ранние произведения написаны под влиянием атональной музыки Шёнберга.
После «Nomos», опус 19 (август 1919), считающийся первой 12-тоновой
композицией, применял только технику тропов, стремясь к созданию
«универсального» музыкального языка, понимавшегося им как «космическая
игра с 12 тонами». В третьей творческой фазе (с 1940 до его смерти в
1959) композитор писал только лишь «12-тоновые композиции», числом в
несколько сотен. Творчество Хауэра получило признание в 1960-х годах.
"Когда я знал его
музыку только по нотам и по рассказам, я не думал, что к ней можно отнестись
серьезно. Так бывает: музыка может содержать в себе какие-то шансы, но они
кажутся недостаточными. Каждое, новое развитие имеет не только остающихся в
итоге , в истории победителей, но и огромное количество людей, которые "нe дотянули”. Я и Хауэра
относил к их числу - к числу тех, кто открыл додекафонию,- Голышев, Обухов...
Но это - до тех пор, пока я не попал на концерт в Вене. На концерте у меня
возникло ощущение, что я столкнулся - в другом мире - с тем, что есть у
Веберна. Столкнулся с тем органическим спокойствием этого мира в кристаллически
уравновешенном виде. Хотя уравновешенность у Веберна и у Хауэра абсолютно
различна".
Альфред Шнитке http://files.mail.ru/KRWAV3KRWAV3KRWAV3KRWAV3KRWAV3XX
|