Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 23 Ноября 24, 13:40
Главная страница » 2009»Декабрь»12 » La tempesta, или Буря в компоте. Вивальди, Ф.Сальери, Мендельсон, Чайковский, Бриттен, Р.-Корсаков
La tempesta, или Буря в компоте. Вивальди, Ф.Сальери, Мендельсон, Чайковский, Бриттен, Р.-Корсаков
17:58
1 - Вивальди. Концерт для скрипки ми-бемоль мажор (La tempesta di Mare) RV. 253. (Алиса Арнонкур - скрипка, Вена, Concentus Musicus, дирижер Николаус Арнонкур) -------------------------------------- 2 - Франческо Сальери. Sinfonia B dur La tempesta di Mare Allegro Andante Allegro assai Hraje I Solisti Veneti, ridi Claudio Scimone (11min.) -------------------------------------- 3 - Мендельсон. Морская тишь и счастливое плавание (Bergeni Filharmonikus Zenekar, vez. Simone Young) -------------------------------------- 4 - Чайковский. Буря. Фантазия для симфонического оркестра по Шекспиру. Государственный симфонический оркестр, дирижер Евгений Светланов -------------------------------------- 5 - Сибелиус. Океаниды. Budapest Festivalorkester. Andrew Davis -------------------------------------- 6 - Бриттен. Четыре морские интерлюдии из оперы "Питер Граймс" Dawn. Tempo lento e tranquillo Sunday Morning. Allegro spiritoso Moonlight. Andante comodo e rubato Storm. Presto con fuoco Hraje Bergenska filharmonie, ridi Neeme Jarvi. (16min.) -------------------------------------- 7 - Римский-Корсаков. Из Гомера, Прелюдия-кантата Соч. 60, перевод Жуковского Маргарита Миглау, сопрано Нина Исакова, меццо-сопрано Глафира Королева, контральто Республиканская академическая русская хоровая капелла. Художественный руководитель Александр Юрлов Симфонический оркестр Московской государственной филармонии Дирижер Е.Светланов 1971
================================================
Есть у Маяковского такое стихотворение "Мелкая философия на глубоких местах".
... Вчера океан был злой, как черт, сегодня смиренней голубицы на яйцах. Какая разница? Все течет... Все меняется...
Вот и меня потянуло пофилософствовать... Слушая сладкозвучную симфонию Франческо Сальери, я вспомнил детский стишок:
– Как вы думаете, где лучше тонуть? В пруду или в болоте? – Я думаю, что если тонуть, Так уж лучше в компоте. Хоть это и грустно, Но, по крайней мере, вкусно. (Олег Григорьев)
Однажды в симфоническом концерте исполнили на бис очень красивую и очень знакомую музыку. Я никак не мог вспомнить, и, только когда застучали радостные литавры, мня осенило: - Ба! Да это же "Морская тишь", исполненная с середины! С тех пор я всегда с нетерпением жду середины этой увертюры, и стараюсь вновь пережить тот момент узнавания. Послушайте эту вещь под управлением Симоны Янг, главного дирижера Гамбургской оперы и Гамбургского филармонического оркестра. Музыка на морскую тему собралась как бы сама собой. Причем, у меня был выбор исполнений. Три варианта "Бури" - К. Аббадо с разными оркестрами и В. Синайский с ВВС. Всё не то! А вот запись Светланова сразу встала на место.
Желаю всем приятного прослушивания, а после ужасного шторма, в котором погиб Питер Граймс (нехороший человек), можно спеть вместе с Римским-Корсаковым:
Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос; Ложе Титона прекрасного рано покинув, богиня На небо вышла сиять для блаженных богов и для смертных...
Спасибо, поэтичное предисловие и Вы-поэт, Александр Павлович! Вчера по Меццо видал Аббадо дирижирующего "Бурей" Чайковского и Wiener Filarmoniker. Блестяще, отточено, старательно...и никакой русской души. Я никак не славянофил, но такая музыка звучит, очевидно, только у русских, под их пальцами и в их душе. Светланов-её идеальное воплощение.
В вашей выкладке есть один нерешенный музыковедческий вопрос. Считают (но не на 100%), что Sinfonia in B flat major "La tempesta di mare" принадлежит Francesco Salieri. Это старший брат и наставник Антонио Сальери. См. http://www.arkivmusic.com/classical/album.jsp?album_id=77507
Цитата оттуда:
The third work...is something of a mystery... The Verona manuscript in which it is found attributes it to Francesco Salieri, the pupil of Tartini who provided the earliest musical education of his younger brother, Antonio, and none of whose works is known... At any rate, whether it is by Francesco or an early effort by Antonio, it is an enjoyable piece in its own right, and worthy of a place alongside the two concertos...
"Буря на небе вечернем, Моря сердитого шум - Буря на море и думы, Много мучительных дум Буря на море и думы, Хор возрастающих дум - Черная туча за тучей, Моря сердитого шум."
Рад, что настроил слушателей на поэтическую волну. Сам то я отнюдь не поэт. Насчет Сальери - это Франческо Сальери, в названии файла указано. Поставил инициал в заголовке.
А почему Светланов под знаком вопроса у Римского-Корсакова? Записей этой вещи очень мало (кажется, недавно ее еще записал Зива). Сам я не скачивал (кроме Сальери для меня нового тут нет), но если длительность исполнения в Вашей выкладке 12.26 (+\- пару секунд), то это Светланов. А вот говоря о "Буре" Вы не упомянули Плетнева: на мой взгляд, это альтернатива, достойная стать (но не "встать") на то же место.
Уважаемый Юрий, в аннотации к диску фамилия дирижера прямо не указана, но здесь играет орк. Моск. филармонии, хотя другие записи сделаны Светлановым с орк. Больш. т-ра и с Госоркестром. http://www.mediacenter.ru/shop/music/classic/10412/
Дата записи - 1971, когда Светланов работал с ГСО. Кроме того, хорошо помню другую запись тех времен (но не дирижера), где выделялся низкий голос Раисы Котовой. И я поставил знак сомнения... Против Плетнёва в "Буре" ничего не имею, но я выбирал из тех 4-х записей, которые держал в руках.
Картина со Светлановым следующая: - на диске "Антология РМ"-57 указан год записи 1971 и Госоркестр; - в каталоге фирмы "Мелодия" 1972 года для пластинок Д14809\С979 указаны те же солисты и хор, но оркестр МГФ. Пластинку я отдал после покупки диска, но это было одно и то же исполнение (ла и повторно записывать те же вещи Светланов начал намного позже). Никаких других исполнений каталог не дает. Тайминг я привел как указано на диске - можно сверить, но если Вы знаете год записи как 1971, ясно, что это Светланов (с тем или иным оркестром).
Еще ничего не скачивала и не слушала - это все потом. Но мне очень нравятся подборки Александра Павловича в композиционном и идейном плане, притом одна лучше другой. Если делать композиции, то так - и по существу, и на слух, и с юмором. Спасибо!
По радио услышал строки Гомера, приведённые выше в посте. Но Титон был назван Тритоном. Пришлось ехать на раскопки Трои... Вот вся правда о так называемой Эос-Авроре.
По многочисленным мифам, Эос имела пылкое сердце и легко увлекалась всяким красивым смертным юношей. Объясняли это тем, что Эос неоднократно делила ложе с Аресом, и Афродита, чьим любовником он был, в отместку внушила Эос вечную неразборчивую страсть к молодым смертным. Именно этим объясняется утренняя эрекция у мужчин и пунцовый цвет утренней зари, стеснявшейся проведённой ночи. Из смертных, пользовавшихся её любовью, поэты называют Клита и Тифона; а также Кефала, супруга Прокриды. Если предмет любви Эос не отдавался ей добровольно, она его похищала. Так она похитила Клита, Кефала, возможно, Ганимеда. Орион был её возлюбленным, а Тифон стал супругом. Увлечённая его поразительной красотой, Эос испросила у Зевса ему бессмертие, забыв при этом прибавить просьбу о сохранении ему вечной юности. Когда после долгой счастливой жизни Тифон — олицетворение дневного света — состарился и одряхлел, Эос заперла его в одиночную комнату, откуда порой раздавался его старческий голос. Согласно позднейшему сказанию, Эос из сострадания обратила его в сверчка. --------------------------------------------- Тифон (Титон) — в древнегреческой мифологии сын троянского царя Лаомедонта. Пастух. Его похитила Эос и перенесла в Эфиопию, там родила сыновей Эмафиона и Мемнона. Либо он отправился в поход в восточные земли Азии и дошел до Эфиопии, где Эос родила от него Мемнона. По просьбе Эос Зевс даровал Тифону долгую жизнь, но Эос забыла упомянуть о вечной молодости, и Тифон превратился в цикаду, сморщившись от старости. ИЗ ВИКИПЕДИИ
Буря в компоте - хорошее название, интересно будет послушать этот музыкальный коктейль, который вероятно подбирался к определенному случаю или настроению.
Я, наконец, услышал достойное прочтение партитуры "Бури" Чайковского (раньше слушал Плетнёва). Как передано постепенное раскачивание необозримого моря! Эти люфт-паузы, эти чуть-чуть... Как Светланов всё прочувствовал и как "сделал" - чудо! Фантазия приобрела единство и истинную художественную форму. Ой, как далеко Плетнёву до этого шедевра...(не в обиду ему будет сказано).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".