01. Come and worship our Lord (16th century znamenny chant) (01:15) 02. My soul, bless the Lord (Psalm 104. Gzigue chant, end of the 17th century, for four voices) (03:52) 03. Happy is the man (Psalm 1. 17th century strotchny chant) (04:10) 04. Presentation of the Lord (Sticher by Andrew of Crete. 17th century strotchny chant) (08:11) 05. Peaceful Light (16th century unison chant) (02:10) 06. May my prayer arise to thee (Psalms 140/141. Demestvenny chant from Monastery of Suprasi. 16th century chant. Vesper responses for Lent) (02:20) 07. Praise the name of the Lord. (Strotchny chant) (02:56) 08. Strotchny chant for three voices (01:54) 09. Partessian chant for four voices (02:08) 10. Hymn to the Mother of God. 17th century chant by Tzar Alexei Mikhailovich. (Realisation: S. Boutskaia) (02:57) 11. Glory be to thee, O Lord, Son of the Living God. 17th demestvenny chant. (Realisation: M. Bogomolova) (02:33) 12. Cherubin. 17th century part chant. (Realisation: T. Vladychevskaia) (06:19) 13. Eucharistic Chant. 17th century strotchny chant (04:41) 14. Hymh to the Mother of God (17th century demestvenny chant) (03:34) 15. Praise the Lord. Verses for Sunday Communion. 17th century part chant (03:09) 16. Eat of the bread and you will see (Communion verses. 16th century chant from the Monastery of Suprasl) (02:18) 17. Hymn to the Mother of God (strotchny chant) (02:11) 18. Te Deum (Bortnianski Dimitri Stepanovitch) (05:44) http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=1319137 или http://narod.ru/disk/15688437000/Early%20Russian%20Plain%20Chant%2C%2017%20Century%20Liturgy.rar или http://files.mail.ru/6M6APK Recorded 10-13 December 1992 (Palazzo Canavese, Italy) "Мне хотелось бы поднять такой вопрос: а стоит ли вообще восстанавливать старое пение? Сейчас ведь XXI век — прогресс, явные изменения в жизни, — может, и надо тогда петь то, что соответствует нам? Собственно, так это и происходит сейчас: мы поём то, что мы хотим, что любим… Можно было бы считать вопрос закрытым, если бы мы пели не в храме. Поэтому давайте вспомним, что такое храм. Храм — это дом Божий, дом Духа Святого, это — не жилое помещение, где живут люди. Храм — это лечебница, это инструмент, с помощью которого Господь созидает наше спасение, где исцеляются все 5 свойств нашей души, чувства: вкус — через восприятие святой воды, просфоры, причастия; обоняние — ладана при каждении, запаха чистого свечного воска; осязанию соответствует мелкая пластика церковная. Зрение — иконы: не живопись. В храме все должно быть другое. И слух — пение, —естественно, пение, каким оно должно быть. Правильно сказал Дмитрий Болгарский, что прежде его называли ангелогласным, а можно ли теперешнее пение назвать агнелогласным? Действительно в этом смысл — в ангелогласности, ангелоподобности церковного пения, ведь причина пения ангелов — лицезрение Святой Троицы, созерцание Её. Мы в храме также присутствуем при созерцании таинства, которое здесь совершается, и поэтому мы действительно уподобляемся по своему положению ангелам. Вот видите, какая на нас миссия возложена страшная — быть ангелоподобными! Батюшки часто и не интересуются, кто там поет, крещённый ли поёт, — это раньше, до XVII века мы в приходских книгах читаем, что Иван Лукошко пропел нижнюю строку и среднюю наизусть и сдал это владыке, за что владыка дал ему полмешка муки. Или вешник (так назывались тенора) выучил наизусть нижние партии и спел на празднике, за что был пожалован отрезом сукна. Было особое смотрительство за внутренним обликом, за жизнью певчих. Это не прикупные, которые испортили голоса в Большом театре и идут в храм петь — и формируют вкус молящихся, между прочим! Когда мы приходим в концертный зал, хочешь — слушай, хочешь — не слушай музыку, твое дело, хочешь — шурши конфетками; но в храм человек идёт с открытой душой, и вот то, что вливается в эту душу, то и остаётся, то и воспитает эту душу. Поэтому очень важно — на мой взгляд, важней всего даже —то, каким должно быть пение. Что такое икона? Это образ. Христос тем, что воплотился сам, положил начало иконопочитанию, а уж чтобы мы ни в коем случае не сомневались, что икона нужна, он приложил плат к Своему лику и оставил отпечаток. Вот, пожалуйста, это основание иконопочитания. Но цель иконы — не изображение реального человека, фотография, а образ преображенного существа. С помощью этого образа мы из мира видимого переходим в мир невидимый. Пение — это тоже средство, с помощью которого наша душа должна соприкасаться с миром невидимым, миром духовным." ("Пути возрождения древнерусского богослужебного пения" - Анатолий Гринденко, регент хора Московской Патриархии) Немного о А. Гринденко: http://www.irms.ru/grindenko.html http://talk.canto.ru/?talk=read.041218000758-NPGT5F http://www.korni-i-krona.ru/executors/grindenko/
|