Вельо Тормис (эст. Veljo Tormis, род. 7 августа 1930 Куусалу близ Таллина ) - эстонский композитор, известный главным образом своими многочисленными хоровыми сочинениями. Музыкальное образование Тормис получил сначала в Таллиннской консерватории (1942-51), где учился игре на органе (у Э. Арро, А. Топмана; С. Крулль) и сочинению у (В. Каппа), а затем в Московской консерватории по классу композиции (у В. Шебалина). Творческие интересы будущего композитора формировались под влиянием той атмосферы музыкального быта, которая окружала его с детства. Отец Тормиса родом из крестьян (Куусалу, предместье Таллинна), он служил органистом в деревенской церкви в Вигала (Зап. Эстония). Поэтому Вельо с детства был приближен к хоровому пению, он рано начал играть на органе, подбирая хоралы.
Сегодня Тормис - автор огромного числа произведений как хоровых, так и инструментальных, он пишет музыку для театра и кино. Хотя, конечно, сочинять музыку для хора - для него главное. Хоры мужские, женские, смешанные, детские, без сопровождения, а также с сопровождением - иногда весьма нетрадиционным (например, шаманских барабанов или магнитофонной записи) - словом, все существующие сегодня возможности звучания, комбинирования вокальных и инструментальных тембров нашли применение в мастерской художника. К жанрам и формам хоровой музыки Тормис подходит непредвзято, с редкой фантазией и смелостью, переосмысливает традиционные жанры кантаты, хорового цикла, по-своему использует новые жанры XX в. - хоровые поэмы, хоровые баллады, хоровые сцены. Печать влияния хоровой музыки несет на себе опера Лебединый полет (1965)
В творчестве Тормиса переплетается архаика рунических песен и современные приёмы композиции. Рунические песни - особая форма народного творчества прибалтийско-финских народов, для которой характерно использование безрифменных восьмисложных хорейных стихов. Напевам свойственна простая мелодика, они зачастую одноголосны; исполняются запевалой и хором или одним, или поочередно двумя певцами. Сюжеты связаны с бытом и обрядами крестьян, а также с архаичными космогоническими мифами.
Veljo Tormis (b.1930)
Ocean (Ookean) - Suite (1961) I. Ocean (4:26) II. Old waltz (2:41) III. Dreams (2:22) IV. Anger (1:02) V. Sadness (2:18) VI. Snowstorm (2:45) VII. Sailor's farewell waltz (3:04) VIII. Finale (2:14)
"Литания богу Грома" - сборник, составленный из самых известных хоровых концертов композитора разных лет ( в т. ч."Заклятие железа"(Raua needmine) для солистов, хора и шаманского бубна на сл. из эпоса "Калевала", "Песни древнего моря" (Muistse mere laulud)"Литания богу Грома"(Pikse litaania) и др)
Litany To Thunder
1. Kust tunnen kodu (How Can I Recognize My Home) (1973-74) for two sopranos and piano (4:25) Eve Härma, Kadri Ratt:soprano; Marrit Gerretz-Traksmann:piano 2. Laivassa lauletaan (Singing Aboard Ship) (1983) for contralto and mixed choir (5:30) Karin Salumäe:contralto; Estonian Philharmonic Chamber Choir / Tõnu Kaljuste 3. Raua needmine (Curse Upon Iron) (1972) for tenor, bass, mixed choir and shaman drum (9:57) Mati Turi:tenor; Allan Vurma:bass; Toivo Kivi:shaman drum; Estonian Philharmonic Chamber Choir / Tõnu Kaljuste 4. Lauliku lapsepõli (The Singer's Childhood) (1966) for soprano and female choir (2:53) Raili Jaanson:soprano; Estonian Philharmonic Chamber Choir (female voices) / Tõnu Kaljuste 5. Muistse mere laulud (Songs of the Ancient Sea) (1979) for tenor and male choir (8:42) Mati Turi:tenor; Estonian Philharmonic Chamber Choir (male voices) / Tõnu Kaljuste 6. Piispa ja pakana (The Bishop and The Pagan) (1992/1995) for countertenor, two tenors and male choir (10:03) Kaia Urb:soprano (countertenor part); Mikk Üleoja, Tiit Kogerman:tenor; Estonian Philharmonic Chamber Choir (male voices) / Tõnu Kaljuste 7. Pikse litaania (Litany To Thunder) (1974) for tenor, bass, male choir and bass drum (5:05) Mati Turi:tenor; Allan Vurma:bass; Madis Metsamart:bass drum; Estonian Philharmonic Chamber Choir (male voices) / Tõnu Kaljuste 8. Haned kadunud (The Lost Geese) (1973-74) for two sopranos and piano (16:21) Eve Härma, Kadri Ratt:soprano; Marrit Gerretz-Traksmann:piano
Recorded at the Estonia Concert Hall, Tallinn, Estonia in August 1998 This disc won the French Diapason d'or Award for Best Choral Recording for the year 2000
Музыкальный эпос «Забытые народы» (Unustatud rahvad), посвященный музыке малочисленных, вымирающих народов - ливов, ижорцев, води, ингерманландцев, вепсов и карелов.
1. Waking The Birds (Lindude äratamine) 2. Day Of A Herdsboy (Karjametsas) 3. Shrove Tuesday (Vastlad) 4. Wee Winky Mouse (Unehiireke) 5. Sang The Father, Sang His Son (Laulis isa, laulis poega)
Vadja pulmalaulud 6. The Ritual Whisking Of The Bridge (Mõrsja vihtlemine) 7. The Arrival Of Wedding Guests (Pulmaliste saabumine) 8. Mockery Singing (Pilkelaulmine) 9. Distributing The Dowry Chest (Veimeraka jagamine) 10. Instructing The Newly-Weds (Noorpaari õpetamine) 11. Praising The Cook (Koka kiitmine) 12. When I, Chick, Was Growing Up (Kui ma kasvasin, kanake)
Isuuri eepos 13. Creation Of The World (Maailma loomine) 14. The Call Of The Three Cuckoos (Kolme käo kukkumine) 15. The Wedding Song (Pulmalaul) 16. A Son Or A Daughter (Poeg vöi tütar) 17. Recruitment (Söduriks võtmine) 18. Oh, I'm A Luckless Lad (Oh, ma vaene poisikene) 19. My Mouth Was Singing, My Heart Was Worrying (Suu laulis, süda muretses) 20. A Sword From The Sea (Mõõk merest) 21. Incantation Of Snakes (Ussisõnad) 22. Undarmoi and Kalervoi (Undarmoi ja kalervoi)
Disc 2
Ingerimaai хhtud 1. Röntuska I (A Dance Song) 2. Röntuska II 3. Röntuska III 4. Chastushka I (A Village Party Song) (Kiigelaul I) 5. Chastushka II (Kiigelaul II) 6. A Roundelay (Ringmängulaul) 7. Röntuska IV 8. Röntuska V 9. Ending And Going Home (Lõpetus ja kojuminek)
Vepsa rajad 10. My Sister, My Little Cricket (Õekene, sirgukene) 11. Urging Her Into The Boat (Venesse purgiv neiu) 12. Heavenly Suitors (Taevased kosilased) 13. I Went To Kikoila (Läksin mina kikoilasse) 14. Cuckoo And Cuckoo (Kukku ja kukku) 15. I Went To Fetch Some Water (Läksin mina veele) 16. Pussy-Cat, Pussy-Cat (Kiisu-miisu) 17. I'd Like To Sing You A Song (Laulda teile lauluke) 18. Where Did You Sleep Last Night? (Kus sa täla magasid?) 19. What Are They Doing At Your Place? (Mis teil tehakse?) 20. The Ox Climbed A Fir Tree (Ronis härg kuuse otsa) 21. Forced To Get Married (Vägis mehele) 22. A Cradle Song (Äiutus) 23. The Only Son (Ainus poeg) 24. Toot-Toot, Herdsboy (Tuti-lutu karjane)
Karjala saatus 25. A Weeping Maiden (Itkevä neito) 26. Suitors From The Sea (Meren kosijat) 27. A Thrall In Viru (Orjana Virossa) 28. The Oak Cutter (Tammen kaataja) 29. A Lullaby (Kehtolaulu)
Тубин из стариков, в 60 - 70-х годах возникла новая эстонская школа, в первую очередь к ней относят Эйно Тамберга (р.1930), Яана Ряэтса (р.1932), Вельо Тормиса (р. 1930) и Арво Пярта (р. 1935), и ещё нескольких.
Несколько поколений эстонских композиторов, включая Тубина, Тормиса и Пярта, учились по классу композиции у Хейно Эллера (1887-1970) - до войны в Тарту, после - в Таллинне, так что новая-старая школы во многом схожи.
Ну и что? Глазунов с Аренским и Прокофьев со Стравинским тоже у Римского-Корсакова учились, разные творческие поколения, немного другой взгляд на мир, более ироничный и другая интонация сответсвенно. А то что Пярт с Тормисом на Тубина равнялись (композитор-эмигрант, творчески свободный и тп) я не спорю , но приходилось им и сочинения про счастливую советскую жизнь писать, а этого врагу не пожелаешь
Ха-ха! Спасибо, я тронут таким сравнением. Кстати, Эллер, кажется, тоже по классу Римского-Корсакова проходил в Петербургской консерватории. Разумеется, разные времена, разные взгляды. Просто хотел отметить важный момент в их образовании.
Malamute, на torents.ru есть Raats - мне не скачать вот отрывки только http://www.youtube.com/watch?v=Ycn3b1xpvMU http://www.youtube.com/watch?v=TTxidE-R_Rk
В продолжение темы. Остальные представленные в выкладке вещи совершенно не впечатлили. Специально прослушал несколько раз. Такое чувство, что все это я уже где-то слышал. Удалил с винта (что делаю крайне редко). Второго "Пярта" здесь, конечно, нет. Но "Литания" безусловно заслуживает внимания. Все - IMHO.
а второго Пярта вам и не предлагали - тот на хоралах пасётся, а этот бородач из фольклора вдохновение черпает. Где вы это всё слышали, дайте ссылочку пожалуйста
Legoru, все гораздо проще - после слов о "втором Пярте" забыл поставить смайлик Ну, кто же виноват, что первым эстонским композитором, с которым я основательно познакомился был именно Пярт, а не Тормис. Будь наоборот, ждал бы в Пярте "второго Тормиса".
Хор Тыну Кальюсте (тогда молодого) приезжал к нам в Дагестан ещё в 70-х годах. Кроме всего прочего, это и приятные воспоминания. Цикл шёл со сценическим действием, как и задумано композитором!
Я не то чтобы тормоз, Но на третий лишь год Обнаружил, что Тормис На булыжнике ждёт Терпеливо прихода (В том числе моего) С Погруженья народа. Забираю всего!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".