Эрнест Блох (Bloch, Ernest)
(1880–1959), швейцарско-американский композитор; для его творчества
характерно включение еврейских богослужебных мелодий в произведения,
написанные в современных жанрах и современным музыкальным языком. Блох
родился 24 июля 1880 в Женеве. Учился у Э.Жак-Далькроза в Женеве и в
течение нескольких лет совершенствовался в скрипичной игре в Брюсселе у
Э.Изаи. Работал дирижером в Лозанне (1911–1915) и преподавал композицию
в Женевской консерватории. В 1916 приехал в США как дирижер балетной
труппы.
Творчество Блоха глубоко связано с атмосферой традиционного
еврейского дома. Это нашло отражение в целом ряде его наиболее удачных
сочинений. Таковы Три еврейские поэмы для оркестра (Trois poèmes juifs,1913); симфония № 2 ИзраильIsrael, 1917); Шломо, еврейская рапсодия для виолончели с оркестром (Schelomo: a Hebrew rhapsody,1915–1916); Баал Шем, три картины из жизни хасидов для скрипки с оркестром (Baal Schem, 1923); Псалмы (Psalms, 1912–1914); Еврейская сюита для скрипки и фортепиано (Suite hébraique, 1923); Глас вопиющего в пустыне,Voice in the Wilderness, 1937); наконец, одно из наиболее известных сочинений Блоха – синагогальная служба Аводат Хакодеш для смешанного хора и оркестра (Avodath Hakodesh, 1934).
Однако талант Блоха не позволил ему ограничиться еврейской тематикой. В 1903 он написал оперу Макбет по
Шекспиру (либретто Э.Флега). Она прошла 15 раз в парижской «Опера
комик» в 1910 и была возобновлена в Неаполе в 1938. Известность Блоха в
Европе и США быстро росла благодаря его симфоническим произведениям.
Так, композитор написал симфонию с хором Америка (America,
1917), посвященную памяти Авраама Линкольна и Уолта Уитмена. Страну,
где он родился, Швейцарию, Блох почтил в симфонической поэме Гельвеция (Helvetia, 1929). Важными событиями в творческой жизни композитора стали и его ранние симфонические произведения, например, Жить и любить (Vivre et aimer, 1900) и Зима – весна (Hiver – printemps, 1905), а также более поздние – Симфоническая сюита (Suite symphonique, 1945), оркестровая сюита Поэмы моря (Poems of the Sea,
1923) и особенно два часто исполняемых concerti grossi (1925 и 1953), в
которых черты доклассических инструментальных жанров сочетаются с
современным языком композитора.
Кроме того, можно упомянуть две скрипичные сонаты, Мистическую поэму (Poème mystique) для скрипки и фортепиано, фортепианный концерт, скрипичный концерт и несколько струнных квартетов. Вторая опера Блоха – Иезавель (Jezabel) осталась незавершенной.
Умер Блох в Портленде (шт. Орегон) 15 июля 1959.
Лукас Фосс (настоящее имя
Lukas Fuchs) родился в столице Германии – в Берлине – в 1922-ом году. С самого
раннего возраста Лукас демонстрировал окружающим очевидный музыкальный талант.
После – учился под началом опытных наставников
В 1933-ем году –
семейство Фосс отправилось в Париж. Причиной переезда стало распространение
нацизма в стране.
По прошествии некоторого
времени Лукас стал учиться игре на фортепиано у Лазара Леви, а также –
совершенствовал прочие музыкальные дисциплины у иных знаменитых педагогов.
В 1937-ом году Лукас Фосс
(Lukas Fuchs) переехал в Соединенные Штаты Америки, где, кстати, не только
начал новую жизнь, но и изменил фамилию на «Фосс». В 1942-ом году музыкант
получил гражданство США.
Позже Лукас поступил в
музыкальный институт Curtis Institute of Music и там изучал тонкости игры на
фортепиано и дирижерское мастерство.
С 1939-го года по 1943-ий
Фосс оттачивал знания в музыкальном центре Berkshire Music Center (в настоящее
время - Tanglewood Music Center) и одновременно – с 1939-го года по 1940-ой был
студентом Йельского Университета.
Лукас Фосс (Lukas Fuchs)
быстро достиг успехов. В 1953-ем году талантливый музыкант стал преподавать
музыку в Университете Калифорнии. Приблизительно в тот же период времени пианист
организовал музыкальный коллектив Improvisation Chamber Ensemble.
В 1963-ем году Лукас
работал в Университете University at Buffalo и тогда же основал Центр
творчества и исполнительных искусств Center for Creative and Performing Arts.
С 1963-го года по 1970-ый
Лукас Фосс (Lukas Fuchs) был музыкальным директором филармонического оркестра в
Буффало и там также снискал славу и уважения огромного числа поклонников -
коллег и учеников.
С 1981-го года по 1986-ой
Фосс работал дирижером симфонического оркестра Милуоки - Milwaukee Symphony
Orchestra.
С начала 1991-го года
Фосс был профессором Университета Бостона (Professor of Music, Theory, and
Composition). Среди его учеников значились такие персоны, как Клэр Полин и
Рокко ди Пьетро. В свое время Лукас вошел в состав «Бостонской Школы» - вместе
с Артуром Бергером, Ирвингом Файном, Алексей Хэйеффом, Гарольд Шаперо и Клаудио
Спайс.
Лукас Фосс (Lukas Fuchs)
ушел из жизни 1-го февраля 2009-го года.
Пауль Бен-Хаим (нем. Paul Ben-Haim, ивр. פאול בן חיים, наст. фамилия Франкенбургер, нем. Frankenburger; 5 июля 1897, Мюнхен — 14 января 1984, Тель-Авив) — выдающийся израильский композитор, дирижёр, педагог; один из основоположников израильской музыкальной культуры. В 1915—1920 гг. учился в Музыкальной академии и университете в Мюнхене, ученик Фридриха Клозе и Вальтера Курвуазье (композиция), а также Бертольда Келлермана (фортепиано); практиковался как ассистент у Бруно Вальтера и Ганса Кнаппертсбуша. В 1924—1931 гг. работал оперным дирижёром в Аугсбурге. Ученик Пауля Хиндемита. В 1933 году молодой блестящий пианист и композитор впервые посетил Израиль с концертами. Тогда он и поменял свою труднопроизносимую здесь фамилию на Бен-Хаим (по имени отца: Генрих — Хаим). Вернувшись в Германию, Пауль обнаружил на своем столе приглашение на собрание музыкантов Мюнхена. Внизу было напечатано: «Евреям вход запрещен» и приписка от руки: «Просьба прийти, несмотря на напечатанное». Молодой музыкант даже не распаковал чемоданы и некоторое время спустя снова приехал в Эрец-Исраэль, на этот раз — навсегда. Поселившись в Израиле, активно работал как педагог, концертмейстер, дирижёр. Наибольшую творческую активность Бен-Хаим проявил как композитор. Ещё в 1930-х годах молодого репатрианта очаровали мелодии евреев — выходцев из Йемена, и Пауль Бен-Хаим стал основоположником «средиземноморского стиля» в академической музыке, сочетавшего в себе наряду с западными музыкальными формами элементы восточного, в основном йеменского, фольклора. Средиземноморский стиль стал главенствующим в 1950-е гг., заметными его представителями стали А.-У. Боскович и Марк Лаври. В музыке Бен-Хаима преобладает пасторально-лирический элемент, однако в некоторых произведениях, главным образом на библейские темы (например «Гимн из пустыни», 1963), он достигает высокого драматизма. Бен-Хаим — автор двух симфоний военных лет (1940, 1945) и симфонии «Сладкоголосый псалмопевец Израиля» (1953); концертов для фортепиано (1949), скрипки (1960) и виолончели (1962) с оркестром; «Литургической кантаты» (1950); кантат «Видение пророка» (1959), «Три псалма» (1952) и «Каббалат шаббат» («Встреча субботы», 1967); большого числа песен, инструментальных миниатюр, камерных сочинений.
CD1: Эрнест Блох "Синагогальное богослужение" для смешанного хора и оркестра
Лукас Фосс "Песнь песней" для оркестра и меццо-сопрано
Performers: Judah Cahn, Robert Merrill, Jennie Tourel, Sylvia Marlowe, Christine Stavrache
Orchestra: New York Philharmonic
Conductor: Leonard Bernstein Сomposer: Paul Ben-Haim, Ernest Bloch, Lukas Foss July 28, 1992
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".