У большинства опер Гектора Берлиоза трудная судьба. Ни одна из них
не стала популярной в таких масштабах, которые соответствовали бы значимости
композитора в истории музыки. Лишь "Осуждение Фауста" (оратория,
превращенная в оперу Раулем Гюнсбургом в Монте-Карло в 1893 году) - закрепилось
в репертуаре музыкальных театров. Только в последние 30 лет прочную славу
стали, наконец, обретать "Троянцы". На примере этого сочинения можно
понять причины такой несправедливости по отношению к оперному творчеству мастера.
"Троянцы" были сочинены композитором в зрелый (если не
поздний) период его творческого пути. Задумывались они как "национальная
опера", символ французского искусства. Как говорил сам композитор, такие
сочинения необходимы для "больших музыкальных торжеств". Острое
ощущение соперничества с Вагнером, его идеями было одним из
"двигателей", толкавшим Берлиоза на осуществление такого замысла.
Другим побудительным мотивом стала давняя любовь к "Энеиде" Вергилия.
Однако, он долго не решался приняться за этот труд, зная сколько страданий
приносили ему оперы, пока подруга Ф.Листа княгиня Каролина Сайн-Витгенштейн -
женщина глубокого ума и утонченная натура - не уговорила его все же приняться
за сочинение.
Есть еще и чисто музыкальные источники вдохновения, ощущаемые в
этом колоссе. Это любовь к К.В.Глюку, Г.Спонтини, шедеврам французской
лирической трагедии. Среди вдохновляющих примеров для композитора было также
творчество Генделя. Такой сплав музыкальных идей невольно вел к эклектичности
(разумеется, "высокой"), усложнял восприятие. Насыщенность
музыкальной ткани, отсутствие простых и броских мелодий, многоцветье
стилистистики произведения, лишенного качеств, необходимых для
"заигрывания" со слушателем, а также многословие - вот те
особенности, которые "мешали" (в определенном смысле) быстрому успеху
опер Берлиоза, и "Троянцев" прежде всего. На французской
художественной почве (с ее лирической сущностью) эти качества давали особо
"гремучую" смесь, которой, возможно не было бы на немецкой.
Если попытаться коротко охарактеризовать драматургию музыкального
развития этого эпического полотна, то получается такая картина: Берлиоз не
пошел ни по вагнеровскому пути (непрерывное развитие), ни по пути типично
французскому (отдельные номера). Опера состоит из больших сцен и мелодизированных
речитативов. В ней ощущается синтез классического и романтического искусства.
Эпические моменты сочетаются с лирическими сценами. Как всегда во французской
опере - присутствуют хореографические эпизоды. Надо признать определенную
неровность отдельных эпизодов, наличие длиннот, приводящих к рыхлости формы.
В "Троянцах" Берлиоз исключительно изобретателен в
оркестре. Так, например, в финале 1-го действия он виртуозно изображает
приближение процессии к городу с помощью трех сценических оркестровых групп,
расположенных за кулисами с разной степенью удаленности от зрительного зала.
Композитор применяет и редкие инструменты: провансальский барабан (имитирующий
древнеегипетские ударные инструменты, сопровождающий балет нубийских рабов),
целое семейство саксофонов (впрочем, тогда за эту новинку, изобретенную
А.Саксом, хватались и другие композиторы).
Любопытна хронология сочинения отдельных эпизодов пятиактной
дилогии. Берлиоз начал со знаменитого любовного дуэта из 4-го акта (Дидона и
Эней) - самого лучшего места в опере. Затем был сочинен 1-й акт, завершающийся
чудесным Троянским маршем, во время которого в город вводят троянского коня
(единственный лейтмотив в опере). Далее последовали квинтет и сцена Королевской
охоты из 4 акта. То есть, многие лучшие страницы оперы были сочинены сразу.
Разумеется, в опере есть много других прекрасных эпизодов (сцена прорицания
Кассандры, ее дуэт с Хоребом из 1 части;
сцена Энея с призраками, предсмертная ария Дидоны, дуэт двух часовых из 2 части и т. д.).
В итоге родилось огромное полотно - две части, основанные на двух
эпизодах из Вергилия - "Падение Трои" и "Троянцы в
Карфагене" (о сюжете дилогии см. Энциклопедический словарь
"Опера", М. 1999, стр. 410). Труд был завершен 7 апреля 1858 г.
Сразу же начались мытарства. Все попытки поставить оперу в
"Гранд опера" оканчивались неудачей, несмотря даже на испрошенную
аудиенцию у Наполеона III. Тем временем, в 1861 в Париже проваливается
"Тангейзер" Вагнера, но вряд ли это обстоятельство могло утешить
Берлиоза.
Наконец, в 1863 г. Леон Карвальо, директор
"Театра-лирик" предлагает Берлиозу поставить заключительные три акта
эпопеи. Берлиоз вынужден согласиться, оставив мечты о главной сцене Парижа. Ему
пришлось осуществить некоторые переделки. Была сочинена оркестровая прелюдия,
своеобразное симфоническое Ламенто с темой Троянского марша (без хора), как бы
рассказывающее о предыстории действия (взятие Трои), а также с мотивом из дуэта
Кассандры и Хореба, переданным деревянным духовым инструментам.
4 ноября 1863
под названием "Троянцы в Карфагене" 3 акта были показаны публике и
имели неплохой успех (22 представления). Первая часть ждала своего часа еще 16
лет. Наконец, в год десятилетия со дня смерти Берлиоза, 7 декабря 1879 года состоялось
концертное исполнение "Падения Трои" в парижском театре
"Шатле".
Как это часто бывает, премьера полной версии оперы состоялась на
чужбине, в Германии. В декабре 1890 года выдающийся дирижер Феликс Мотль
исполнил "Троянцев" в Карлсруэ на немецком языке (схожая
"немецкая" судьба была, например, и у "Самсона и Далилы"
Сен-Санса). Только в 1906 состоялась премьера оперы на французском языке в
Брюсселе.
Историческое возрождение шедевра Берлиоза началось только во 2-й
половине 20 столетия. В 1957 году Рафаэль Кубелик, бывший тогда музыкальным
директором "Ковент-Гардена" исполнил в этом театре дилогию, после
чего постепенно началось ее триумфальное шествие по мировым оперным сценам.
Гектор Берлиоз "Троянцы”
Опера в 5 актах.
Либретто автора по мотивам "Энеиды" Вергилия
Взятие Трои Первая часть дилогии «Троянцы»
По совету хитроумного Улисса греки, безуспешно осаждавшие Трою, оставляют
лагерь. Троянцы находят там гигантского деревянного коня и, не слушая совета
пророчицы Кассандры, вводят его в стены города.
Тень убитого Гектора является спящему в палатке Энею, предвещая гибель города и
судьбу самого Энея, которому суждено основать новый город – Рим.
Спрятанные внутри деревянного коня греки открывают ворота Трои, и в город
врываются враги. Эней во главе троянцев бросается в бой. Жёны Трои, чтобы
избежать рабства, по примеру Кассандры кончают жизнь самоубийством.
Троянцы в Карфагене
Вторая часть дилогии
«Троянцы»
Эней с частью своего отряда прибывает на корабле из разрушенной Трои в
Карфаген, где его радостно встречает царица Дидона. Герой рассказывает Дидоне о
падении Трои.
Эней вместе с Дидоной охотится в лесу; разражается гроза, и влюблённые
укрываются в гроте. Посланец богов Меркурий передаёт Энею волю Юпитера покинуть
Карфаген и направиться в Италию, где он должен основать великий город и мощную
державу.
После тяжёлой душевной борьбы Эней решает выполнить волю богов.
Корабль Энея отплывает. По приказу Дидоны сложен огромный костёр на берегу
моря. Царица предвещает грядущую гибель города, основанного Энеем. Из её крови
восстанет мститель (Ганнибал), но погибнет и Карфаген. Она пронзает себе грудь
мечом, и её тело кладут на костёр.
В апофеозе виден римский Капитолий. Жрец и народ проклинают Энея и его род
Hector Berlioz "Les Troyens” / ГекторБерлиоз "Троянцы”, John Eliot
Gardiner
Режиссер: Yannis Kokkos Вролях:
Didon Susan Graham
Cassandre Anna Caterina Antonacci
Anna Renata Pokupic
Enee Gregory Kunde
Chorebe Ludovic Tezier
Panthee Nicolas Teste
Narbal Lourent Naouri
Iopas Mark Padmore
Ascagne Stephanie d’Oustrac
Hylas Topi Lehtipuu
Le Fantome d’Hector Fernand Bernadi
Priam/Mercure Renee Schirer
Hecube Danielle Bouthilon
Deux Septinelles troyennes Laurent Alvaro, Nicolas Courjal
Un Soldat Benjamin Davies
Un Chef grec Robert Davies
Polyxene Frances Jellard
Astyanax Quentin Gac
Monteverdi Choir, Choir du Theatre du Chatelet
Chorus master (хормейстер)
Donald Palumbo
Orcestre Revolutionnaire et Romantique
Conductor (дирижер) Sir
John Elior Gardiner
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".