На общем историческом фоне переходного периода особо
выделяется фигура Иоганна Чикониа, которая начиная с
1950-х годов привлекает к себе пристальное внимание музыковедов. Родился
Чикониа (На родине Чикониа его фамилия звучала "Schuwangne",
по-французски произносилась "Cicogne", а принятая тогда латинизация
(как и итальянизация) имен привела к окончательному варианту -
"Ciconia") в Люттихе (Льеже) между 1335 и 1340 годами, с юных лет
находился в Авиньоне, где, по-видимому, и проходило в основном его раннее музыкальное
развитие. В 1358 году Чикониа надолго попал в Италию, куда его, в числе других
музыкантов, взял с собой кардинал Жиль д’Альборнос, папский легат. За время
пребывания в стране Чикониа мог узнать ряд итальянских городов - Милан, Верону,
Падую, Флоренцию, Пизу, Лукку, Чезену, Неаполь, Болонью и другие. Мог также,
разумеется, хорошо ознакомиться с музыкой итальянских представителей Ars nova,
вероятно, Якопо да Болонья и, быть может, "раннего" Франческо
Ландини: при дворе кардинала исполнялись светские произведения на итальянские
тексты (мадригалы, каччи и баллаты). В 1359 году кардинал испросил у папы
Урбана V для Чикониа каноникат в одной из церквей Льежа. Однако Чикониа
вернулся на родину лишь в 1367 году, после смерти кардинала. К этому времени он
овладел и основами итальянского музыкального письма, испробовав свои силы в
сочинении баллат и мадригалов. На смерть кардинала он сочинил скорбную
итальянскую баллату.
С 1367 по 1403 год Чикониа жил и
работал в Льеже, создавал мессы и мотеты, в которых синтезировал черты
французского и итальянского Ars nova. Об Италии он никогда не забывал. В 1390-е
годы у него завязались постоянные связи с известным профессором университета в
Падуе Франческо Дзарабелла: они переписывались, Дзарабелла звал Чикониа в
Италию, а композитор посвятил ученому один из своих латинских мотетов. Лишь в
1403 году Чикониа перебрался в Падую, где стал каноником местного собора и его
именовали магистром. 15 или 24 декабря 1411 года он скончался в Падуе. В
итальянских архивах находится ряд его произведений, в том числе мадригалы,
баллаты, виреле. Сохранились также фрагменты его месс и мотеты. Создавал
Чикониа и теоретические труды, главным из которых сам считал трактат "De
Arithmetica istitutione" (утрачен). В двух других - сохранившихся -
работах рассматриваются высказывания о музыке древних, начиная от Пифагора, и
средневековых авторов ("Новая музыка") и, по свидетельству
исследователей, соединяется опора на Маркетто Падуанского и Иоанна де Мурис
("De Proportionibus").
Музыкальные произведения Чикониа
производят достаточно необычное для своего времени впечатление. Композитор не
только осваивает традиции, с одной стороны, французского, с другой -
итальянского Ars nova, но распоряжается ими вполне избирательно, развивая одни черты
стиля, отказываясь от других: владея сложной полифонической техникой, он
избегает изощренности в сочетании голосов; пользуясь пластикой итальянского
мелодизма, он удерживается от его мелизматического, порой виртуозного развития.
Его музыка звучит просто, ясно, цельно, что достигается отнюдь не простой
суммой технических приемов, но техника нигде не выступает на первый план.
Чикониа владеет изоритмией, поручает cantus firmus тенору, широко использует
имитации, полифонизирует всю ткань вокального многоголосия, казалось бы, по
образцам французского Ars nova. Однако художественный итог у него получается
иной: частое расчленение формы при внимании к вертикали и итальянских
каденциях, выделение (хотя и не акцентированное) верхнего голоса при спокойном
ритмическом соотношении с другими, нередко гармоническая, "опорная"
функция нижнего голоса как бы уравновешивают то, что исходит из французской
полифонической традиции. Использование одних и тех же попевок, даже
мелодические (и не только мелодические) секвенции способствуют как единству
мелодического движения, так и интонационной доступности, запоминаемости того,
что звучит ("Et in terra pax").
Стиль Чикониа не слишком
индивидуален, в нем немного личностного, мало ощутимы национальные черты, он
далек от изысканности Машо и эмоциональности Ландики. На нем лежит скорее
печать всеобщности, равнодействия, стремления к новой гармоничности. Любопытно,
что современная исследовательница его творчества Сюзанна Клерке обнаружила
архивные материалы, позволяющие думать, что Чикониа положил начало созданию так
называемых месс-пародий: две части (по-видимому, написанные им) мессы
"Regina gloriosa" возникли как пародии на одноименный мотет (Понятие
пародии имело тогда иной смысл, чем оно имеет в наше время. Пародиями назывались
полифонические сочинения, созданные на материале иных произведений (песен,
мотетов и т. д.). Об этом будет сказано дальше). Эта практика пародирования
станет в дальнейшем очень распространенной в полифонической музыке
нидерландских и других европейских мастеров. Так что и в этом смысле Чикониа
заглядывал вперед.
В научной литературе встречается
понятие "эпоха Чикониа" (имеются в виду 1400-1411 либо 1370-1411
годы). Оно не стало общепринятым, но специально и не оспаривается. С нашей
точки зрения, оно не правомерно. Жизнь Чикониа отчасти проходила еще в эпоху
Машо и Ландини, а в остальном приходится на переходное время в истории
музыкального искусства Западной Европы. Это время как раз и не стало
"эпохой Чикониа" (или вообще эпохой какого-либо одного мастера):
слишком пестры и противоречивы были творческие проявления накануне новой эпохи.
Чикониа поднялся над этим периодом, по-видимому, с большей объективностью, чем
другие, наметил направление дальнейшего пути и, объединив творческие потенции Севера
и Юга, отчасти предсказал судьбы полифонии строгого стиля. Потому заслуги его
более значительны, чем если бы смутный переходный период стал действительно его
эпохой. На самом же деле имя Чикониа стоит в славном ряду тех, кто так или
иначе подготовил почву для сложения нидерландской школы, создавшей классику
строгого стиля.
Т Ливанова из книги "История западноевропейской
музыки до 1789 года”
Huelgas-Ensemble (dir Paul Van Nevel)
HuelgasEnsembleбыл основан Полом Ван
Невелем в 1970 в Базеле. Его назвали в честь цистерцианского монастыря
около Бургоса. Первоначально ансамбль специализировался
на современной музыке, но вскоре сконцентрировался на музыке Средневековья и Ренессанса,
обращаясь к первоисточникам . Ансамбль представляет удивительную программу, с часто
неизвестными работами таких композиторов
как Николас Гомберт, Клод Ле Жен , Иоганн Чикония, Пьер де Маншикур
Ансамбль осуществил многочисленные записи для . Sony и Harmonia Mundi и заслужил
ряд наград, включая ‘Prix в honorem’ академии Шарля Кро.
Johannes
Ciconia
ItalianSecularWorks
Huelgas-Ensemble (dir Paul Van Nevel)
1. Una Panthera - John Dudley/Phillipe Cantor/Jo
Gulink
2. Chi Nel Servir - Ingrid Smit Duyzentkunst
3. Poy Che Morir - Josep Benet
4. I Cani Sono Fuora - John Dudley/Nancy Long
5. O Rosa Bella - Josep Benet
6. Chacando Un Giorno - Huelgas Ens/Paul Van
Nevel
7. Lizadra Donna - Ingrid Smit Duyzentkunst
8. Deduto Sei A Quel - John Dudley/Jo Gulinck
9. Merce O Morte - John Dudley
10. La FiammaDel To Amor - Nancy Long
11. Per Quella Strada Lactea - Philippe
Cantor/John Dudley
4.missa di voce de pacem (messy) (12 Июля 12 00:13)
[Материал]
please re post
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".