Theodor, большое спасибо за то, что вы выложили фильм. Я думаю, что очень многие люди испытывают голод не только по отношению к хорошей музыке, но и по отношению к информации о композиторах и анализу их творчества. Что касается фильма, то в нем наблюдается совершенно кричащий парадокс между новаторской музыкой Скрябина и замшелой архаичностью самого фильма. Тем не менее фильм наводит на размышления. В частности у меня возник вопрос: если предметом музыки становится воплощение философской концепции, то будет ли влиять на качество музыки качесто самой концепции (например, если философская идея была банальным заблуждением)?
Валерий, мне кажется, Вы полностью перемешали представления о философских взглядах, музыкальном стиле и понятие "качество". Философские взгляды не могут быть "заблуждением", это всегда - концепция, взгляд на мир с какой-то определенной стороны, теория. Если хотите, - инструмент, парадигма, позволяющая познать этот мир лучше, глубже, со всех сторон . Например, соллипсизм слишком противоречит социальной практике, чтобы приниматься как руководство к действию, призывающее относиться к окружающим тебя людям как к химерам твоего сознания. Но как игра ума, как внутренне непротиворечивая конструкция - отчего ж. А "качество" музыки - это что-то из области потребительской. Короче, музыка Скрябина для меня - всегда источник наслаждения, острых, тонких, и глубоких переживаний (если, конечно, исполнитель достаточно профессионален). И сколько же в самой этой музыке проникающе-острых открытий! Я никогда не рассматривал ее как средство выражения тех или иных философско-религиозных воззрений автора, до которых, собственно говоря, мне нет никакого дела. Я не делю Скрябина на раннего и позднего, Шопено-подражателя или мистика, в этой музыке всегда всего понемногу - и романтического, и классически-безупречного, и ошеломляюще-новаторского и субъективного. Пусть Скрябин ни на кого не похож, но его музыка - Вселенная, достойная освоения.
Theodor, вы пишете "не делю Скрябина на раннего и позднего, Шопено-подражателя или мистика, в этой музыке всегда всего понемногу - и романтического, и классически-безупречного, и ошеломляюще-новаторского и субъективного. Пусть Скрябин ни на кого не похож, но его музыка - Вселенная, достойная освоения." ЭТО И ЕСТЬ ОПИСАНИЕ КАЧЕСТВА музыки, не в потребительском, а в исконном смысле слова "качество" (как сладость - одно из качеств сахара"). Именно такое качесто я имел в виду. В своем посте я говорил не столько о музыке Скрябина, сколько о направлении, которое я бы назвал интеллектуализацией музыки, главная особенность которого (опять же на мой непрофессиональный взгляд) является затрудненное ВОСПРИЯТИЕ музыки без дополнительных знаний (интеллектуальной подгодовки). Кстати, Скябина это практически не касается. (простите за многословие - я тут гриппую, потому есть время...)
Философско-интеллектуальный слой творчества Скрябина действительно безумно сложен, зашифрован и без специальных знаний действительно не обойтись. Но, к счастью, в его музыке есть то, что воспринимается безо всякой подготовки, действует непосредственно на чувства. Все-таки Скрябин вырос из романтизма, суть которого - адресация непосредственно к душе. Ну какая подготовка нужна для восприятия этюда №12 оп.8, или №5 оп.42, или цикла оп.32, или даже оп.72? Когда прослушаешь все этюды, мазурки, поэмы и ноктюрны, - сонаты и симфонии начинают казаться не такими уж загадочными. PS. Я, по работе непосредственно имеющий отношение к управлению качеством, даю Вам определение "качества": Управление качеством - система меропрятий (технологических, организационных и пр.), направленная на обеспечение выполнения ТРЕБОВАНИЙ к продукции. Если коротко - соблюдай технологию и получишь качество. Требования + технология -> качество. Попытка ввести понятие качества, избегая формулирования требований, повисает в воздухе. Это определение обречено оставаться субъективным, произвольным. Это - азы. Таким образом, у музыки качества нет и быть не может, поскольку еще никто не осмелился сформулировать требования к ней.
Theodor, очевидно, вы меня неправильно понимаете и я готов признать неуместность применения слова качество, возможно, было бы уместнее говорить о свойствах, силе восприятия и пр. Хотя, если посмотреть в словарь, а именно там, мне кажется, следует искать азы, то ваше последнее утверждение является по меньшей мере спорным.("Ка́чество — философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость"-Википедия. Кстати там есть и ваш подход, в разделе "в житейском понимании")
Ну, Валерий, здесь вы просто воспользовались перегруженностью термина "качество" значениями - взяли да и перескочили с его потребительского значения на философское. Все-таки это разные вещи, согласитесь. Попробуйте подставить значение слова, к которому Вы апеллируете в комменте №11, в текст Вашего же коммента №3. Что получится? Я отказываюсь понимать. Мне кажется, мы перескочили с одного предмета (музыка и философия Скрябина) на другой - что есть качество. Наверное, надо как-то это прекращать, а то наговорим сорок бочек арестантов. С уважением.
Фильм мне не понравился, потому что о Скрябине сказано очень мало по существу, биография даётся урывками, а записи произведений использующиеся в фильме зачастую в убогом исполнении... за исключением Нейгауза... кстати там играют Шопена, а в списке музыки в конце фильма этого не указано. Все мысли и записи Скрябина идут в такой последовательности, что ощущение полноценности и логики пропадает напрочь, плюс к тому фильм сам смонтирован ужасно, плюс примесь кучи картинок не имеющих никакого отношение, такое ощущение, что режиссёру нечего было сказать... и вместо того, чтобы нормально рассказать о композиторе он только тянул время до конца... фильм в котором нет никакого вывода и раскрытия темы... к тому же ничего нового я о Скрябине не узнал
Однако, всё это философия. А вот зайдите по такой ссылке: http://files.tvspas.ru/Video/ или http://files.tvspas.ru/Video_2/, раздел "Культура, литература, искусство". Там и фильмы о композиторах, и вообще, много чего о музыке. Обычно каждый фильм в двух форматах - wmv и avi. Скачивается оттуда очень шустро (у меня, по крайней мере).
Спасибо, Леонид Садович, непременно зайду, сейчас же. ...Зашел, да, ссылки живые, уже закачиваю фильм о Бахе, вес небольшой - 400 mb. И там, действительно, алмазная штольня. Надо делать закладку.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".