Лядов. Кикимора. Оркестр Ленинградской филармонии. Дирижер Темирканов
22:49
Анатолий Лядов Симфоническая картина "Кикимора" Заслуженный коллектив республики академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии Дирижер Юрий Темирканов Запись с гастролей оркестра в Японии
«Сказочные картинки» Лядова — одночастные симфонические произведения. Яркая живописность, «картинность» замысла обусловили красочность ладогармонических и тембровых средств. Из трех основных «сказочных картинок» родственны по сюжету «Баба-Яга» и «Кикимора». Это музыкальные характеристики порожденных народным воображением фантастических образов, воплощающих злое начало. Отсюда сумрачный, несколько зловещий колорит обоих произведений. Вместе с тем в них ощущается свойственный народным повествованиям о сказочных чудесах легкий лукаво-иронический характер. «Злые» образы получают у Лядова несколько гротескный характер. Это обстоятельство, в сочетании со стремительным, быстрым движением и острой характерностью ритмов, сближает оба произведения с жанром скерцо. «Кикимора». Произведению предпослана следующая программа: Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной (Сахаров И. П. Сказания русского народа). Пьеса начинается медленным вступлением (Adagio). Сумрачная начальная фраза струнных басов и «ползучее» хроматическое движение зловеще звучащих тембров низких кларнетов, бас-кларнета и фаготов воссоздают сказочную обстановку действия — «у кудесника в каменных горах» (пример 14а). На мягко колышущемся фоне засурдиненных струнных английский рожок поет тему колыбельной (пример 146). Дважды раздаются резкие «взвизгивания» и «вздрагивания» (малая флейта и гобой, трубы с сурдинами — пример 14в).
Завершает вступление соло челесты, холодное, звенящее звучание которой связывается с представлением о «хрустальчатой колыбельке».
Вступление непосредственно переходит в Presto, представляющее собой характеристику одного основного образа — Кикиморы. Здесь происходит развитие интонационных элементов, содержавшихся во вступлении. С первых же тактов Presto излагается основная тема Кикиморы. Зерно этой темы чрезвычайно лаконично, но ярко образно: подобно слабому писку причудливого маленького, но злобного существа, звучит форшлаг флейт, за которым следует выдержанный в вязком тембре двух гобоев и английского рожка аккорд — ми-минорное трезвучие, тоже с форшлагом. Возникающая за этим беспокойная «возня» прерывается несколькими резкими скачками (опять-таки с форшлагом), как будто рисующими прыжки Кикиморы.
Острые акценты, staccato, вязкие или холодные, «колючие» оркестровые тембры, зловещая гармония увеличенного трезвучия — таковы основные выразительные средства музыкальной характеристики этого образа. В дальнейшем появляются еще новые краски: хроматизмы и альтерированные гармонии, последования минорных трезвучий по малым терциям (см. партитуру, цифра 23), своеобразное сочетание «долбящих» трубных октав со щелкающей звучностью ксилофона (цифра 36). Звукописную и одновременно выразительно-характеристическую роль играют на протяжении всего произведения отмеченные форшлаги деревянных духовых (особенно флейт — больших и пикколо) и короткая хроматическая тема, впервые появившаяся еще во вступлении (см. пример 14в). Последняя занимает виднейшее место в развитии музыки наряду с темой «хрустальчатой колыбельки» (соло челесты во вступлении); она то звучит в высоком регистре, то образует «топочущее» движение в басу. Обе темы сближаются благодаря наличию в каждой из них интервала малой терции или его обращения — большой сексты. Различные превращения основных тематических элементов вместе с непрерывно подхлестывающей движение ритмической пульсацией составляют ту основу, которая объединяет всю быструю часть единым дыханием. Темп Presto переходит в заключительном разделе в Prestissimo; кульминация выражена яростно топочущим терцовым мотивом в басу (на тоническом трезвучии ми минора). Произведение завершается чисто лядовским юмористическим штрихом: сухому pizzicato на низких струнах контрабасов в последний раз откликается вверху одинокий жалобный писк малой флейты.
3.Александр Хоруженко (favn) (15 Сентября 09 23:55)
[Материал]
Спасибо! Люблю Темирканова; всегда интересно понаблюдать за работой дирижера. А уж качество картинки-то! Доселе мною невиданное. И снято неплохо. Казалось бы, традиционное "разглядывание" инструментов, но уж как-то все "в плепорцию", как выражались при Петре I. Спасибо еще раз. Радуйте живущих на отдаленных хуторах и Богом забытых "дырах".
Обалденная миниатюра! Помню играл её,каверзная вещь! А музыка и исполнение восхитительное! Спасибо тому кто выложил.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".