Говоря в книге «Воспоминаний» о своём творчестве Руссель признаётся, что его музыка, в том числе и вокальная с 1898 до 1913 года, находилась «слегка под влиянием Дебюсси». Оценивая слова и музыку композитора со стороны, можно сказать, что хотя этот период творчества вполне справедливо называется «импрессионистским», тем не менее, в его музыке этого времени содержится не меньшее число и восточных влияний. Именно этим Альбер Руссель разительно отличался от своих коллег по музыкальному импрессионизму. Да и позднее, в произведениях самых разных лет Русселя встреччаются характерные ладовые обороты из индийской, камбоджийской и индонезийской народной музыки. В более поздних сочинениях импрессионистическая расплывчатость повсюду уступает ясным линиям, музыка приобретает определённость, более жёсткий ритм, кроме того, значительно увеличивается количество диссонансов. Руссель также отдал дань такому новому и набиравшему в его время силу явлению, как американский джаз. Одно из его сочинений для голоса и фортепиано так и называется «Ночной джаз» (1929 год). В последние 11 лет жизни Руссель нашёл свой «окончательный стиль» - неоклассицизм. В целом он остаётся авангардным композитором, хотя звучание его произведений постепенно становится всё более прозрачным и проясняется. Безусловно, неоклассицизм Русселя имеет свои особенные черты, отличающие его от других авторов, одновременно (или почти одновременно) с ним начинавших работать в этом стиле. Прежде всего, это прежняя полифоничность письма, склонность к политональности и полимодальности, традиционная классическая форма и ясная фактура. Кроме того, Руссель (в отличие, например, от Сати и Стравинского) в своём неоклассицизме никогда не избегал выражения ярких и сильных эмоций. В этом смысле его неоклассицизм можно было бы назвать отчасти бетховенским.
Albert Roussel (1869-1937)
Les Melodies - Complete Solo Vocal Works
CD 1 (49:38)
1-4. Quatre poems op.3 (1903) I. Le Depart (3:38) II. Voeu (3:10) III. Le jardin mouille (3:00) IV. Madrigal lyrique (3:37) 5-8. Quatre poems op.8 (1907) I. Adieux (6:04) II. Invocation (4:08) III. Nuit d'automne (2:58) IV. Odelette (3:55) 9. Flammes op. 10 (1908) (3:05) 10-11. Deux poems Chinois op.12 (1908) I. A un jeune gentilhomme (1:44) II. Amoureux separes (2:22) 12-13. Deux melodies op.19 (1918) I. Light (3:18) II. A farewell (2:47) 14-15. Deux melodies op.20 (1919) I. Le Bachelier de Salamanque (1:41) II. Sarabande (3:19)
CD 2 (55:47)
1-2. Deux poems de Ronsard op.26 (1924) I. Rossignol, mon mignon... (5:24) II. Ciel, air, vents... (3:36)
3-5. Odes anacreontiques op.31 (1926) I. Ode XVI : Sur lui-mкme (1:25) II. Ode XIX : Qu'il faut boire (1:28) III. Ode XX : Sur une jeune fille (1:45) 6-8. Odes anacreontiques op.32 (1926) I. Ode XXVI : Sur lui-meme (1:21) II. Ode XXXIV : Sur une jeune fille (1:12) III. Ode XLIV : Sur un songe (1:48) 9-10. Deux poems Chinois op.35 (1927) I. Deux fleurs font une bouderie... (1:42) II. Reponse s'une epouse sage (2:40) 11. Vocalise (1927) (1:53) 12. Jazz dans la nuit op.38 (1928) (4:08) 13. Vocalise-etude (1928) (2:18) 14. A flower given to my daughter (1931) (1:54) 15-16. Deux idylles op.44 (1932) I. La kerioklepte (1:17) II. Pan aimait Ekho (1:39) 17-18. Deux poems Chinois op.47 (1932) I. Favorite abandonnee (1:31) II. Vois, de belles filles... (1:21) 19-20. Deux melodies op.50 (1934) I. L'heure du retour (4:20) II. Coeur en pйril (1:54) 21-22. Deux melodies op.55 (1935) I. Vieilles cartes, vieilles mains... (1:37) II. Si quelquefois tu pleures... (1:37) 23. La menace op.9 (6:40)
Marie Devellereau, soprano Yann Beuron, tenor Laurent Naouri, baryton Billy Eidi, piano Luxembourg Philharmonic Orchestra cond. Jean Yves Ossonce
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".