Родилась Гражина Бацевич в Лодзи 5 февраля 1909 года, там же получила среднее общее и музыкальное образование. Гражина училась музыке с ранних лет вместе со старшими братьями, а позднее и с сестрой Вандой. Отец мечтал о семейном трио, и Гражина терпеливо осваивала скрипку, а также фортепиано. В Варшавской консерватории (в те годы – Музыкальной академии) она училась игре на скрипке у Юзефа Яжембского, а композиции – у Казимежа Сикорского, в будущем её близкого соратника. Бацевич в студенческие годы написала ряд сочинений, в т.ч. две симфониетты и сюиту для струнного оркестра. Премьерой одной из симфониетт и «Радостного шествия» дирижировал знаменитый Гжегож Фительберг. После окончания академии в 1932 году Гражина Бацевич уехала в Париж, где совершенствовалась у знаменитого профессора композиции Нади Буланже, а также занималась на скрипке в классах А. Турре и венгерского виртуоза Кароя Флеша. С последним она подготовила в 1935 году программу к I Международному конкурсу скрипачей им. Венявского. Польская музыкальная общественность связывала с Гражиной большие надежды, однако она получила лишь Диплом I степени. Только много лет спустя в своих автобиографических рассказах Бацевич поделилась причиной своей неудачи. Проведя вечер накануне выступления в концертном зале, она с родными вернулась в разграбленную квартиру; кроме оставленной мебели на диване лежали концертное платье, туфли и скрипка. Ночь прошла в препирательствах с полицией. Так не суждено было сбыться закономерной победе, а результатом конкурса стала многолетняя дружба с Давидом Ойстрахом. После конкурса Бацевич в течение нескольких лет играла в оркестре Польского Радио, художественным руководителем которого был Фительберг. Эта работа помогла ей в совершенстве понять возможности оркестра, что впоследствии выразилось в мастерской инструментовке её сочинений. Богатство оркестровых красок достигнуто в партитурах Бацевич путём виртуозного использования возможностей всех инструментов. На протяжении четверти века Гражина Бацевич успешно сочетала композиторскую деятельность с исполнительской. Её игра отличалась выразительностью, лирической экспрессией, безупречной чистотой интонации и технической законченностью. Во время Варшавского восстания она с семьёй находилась в столице, затем оказалась в лагере в Прушкове. Спастись от эвакуации в Германию помогло тяжелое ранение сестры Ванды и профессия мужа – врача Анджея Бернацкого. Гражину всегда отличала творческая одержимость. Её сочинения появлялись одно за другим с непостижимой быстротой, однако ни на одном из них никогда не было следов спешки. С самого начала творческой деятельности ей сопутствовал успех. В 1950-е годы Бацевич твёрдо отстаивала свои художественные позиции, не уступая распространившейся «моде на эксперимент». Однако, сохраняя свою яркую индивидуальную манеру высказывания, она чутко воспринимала новые веяния в музыкальном искусстве, творчески претворяя те элементы, которые считала наиболее ценными. В эти же годы к ней приходит международный успех. Гражина – лауреат множества художественных премий. После автокатастрофы в 1954 году, едва не стоившей ей жизни, Бацевич полностью посвящает себя композиторскому творчеству. Она углубляет своё мастерство, в её произведениях усиливаются драматические мотивы. Пройдя этап овладения серийной техникой в середине 1950-х годов, Бацевич полностью сохранила свой индивидуальный стиль: свежесть гармонического языка, прозрачность музыкальной ткани, естественность формы, отражающей динамичность образов, а главное – ясность развёртывания музыкальной мысли. Произведения Бацевич приобретают популярность за рубежом, исполняются на международных фестивалях. Её приглашают в составы различных комитетов, организаций, жюри (упомянем её участие в жюри II конкурса им. П.И. Чайковского в 1962 году и V конкурса им. Г. Венявского в Познани в 1967 году). Наследие Гражины Бацевич огромно и издано не только в Польше, но и за рубежом. Она – автор четырёх симфоний, «Польской увертюры», вариаций, «Ночных раздумий» и концерта для симфонического оркестра, симфонии, концерта и дивертисмента для струнного оркестра. Будучи мастером скрипичной игры, Бацевич написала семь концертов для скрипки с оркестром, а также два концерта для виолончели, концерт для фортепиано, концерт для двух фортепиано, незадолго до смерти завершила концерт для альта с оркестром. Её перу принадлежат множество камерных ансамблей, пьесы и сонаты для скрипки соло и скрипки с фортепиано, романсы, а также фортепианные произведения различных жанров. Внезапная смерть Гражины Бацевич 17 января 1969 года оборвала её творчество. Она осталась классиком современной музыки. В её творчестве органично связаны национальные черты, стилистика неоклассицизма и многие качества современного музыкального мышления. Произведения Бацевич оставляют глубокое впечатление не только совершенным мастерством их автора, но и оптимистичностью образов, лирическим характером высказывания, оттенённым динамичной стремительностью и драматической напряжённостью. Всегда искренне восхищаясь искусством и людьми, она оставалась обаятельной женщиной и увлекательным остроумным собеседником, не любившим, впрочем, говорить о себе. В память Гражины Бацевич был организован скрипичный фестиваль её имени в Ченстохове. Творчество выдающегося польского композитора ХХ века Гражины Бацевич – яркая страница современного искусства. Вне всякого сомнения, она стала не только наиболее известной композитором-женщиной, но гораздо важнее – признанным во всём мире художником, создавшим произведения, которые обогатили национальную и мировую музыкальную культуру. http://www.ipol.ru/main.php?mainmenu=1412300&submenu=278
3:42 Bacewicz-muvek 02.01: Nyitany (Lengyel Radio Szimfonikus Zenekara, vez. Zbynek Muller) 02.08: I. gordonkaverseny (Anita Krochmalska, Lengyel Radio Krakkoi Zenekara, vez. Tadeusz Wojciechowski) 02.29: Concerto (Lengyel Radio Amadeus Kamarazenekara, vez. Agnieszka Duczmal) 02.43: II. hegeduverseny (Robert Kabara, Lengyel Radio Szimfonikus Zenekara, vez. Jacek Rogala) 03.15: Divertimento (Lengyel Radio Amadeus Kamarazenekara, vez. Agnieszka Duczmal) 03.22: Zene vonosokra, trombitakra es utosokre (Lengyel Radio Szimfonikus Zenekara, vez. Jerzy Salwarowski).
Концертная увертюра 1-й концерт для виолончели
Концерт для оркестра 2-й концерт для скрипки
Дивертисмент
Музыка для струнных, духовых и ударных
Оркестр Польского радио. Солисты и дирижеры указаны mp3/320
" ... Вне всякого сомнения, она стала не только наиболее известной композитором-женщиной ..." первый раз услышал это имя музыку обязательно послушаю ...
(5) В эту "обойму" я бы еще включил интереснейшего композитора Казимира Сероцкого и Тадеуша Берда. (Последний, мне кажется, даже чем-то ближе Бацевич.)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".