Качество записей, конечно, не очень. Но игра! Какой мощный 1-й
Листа, и в то же время гибкий и поэтический, очень певучий в пассажах. Липатти
необыкновенно сильно чувствует и совершенно передает красоту любой мелодии,
даже «простых форм движения». Пианизм – экстра-класса. Художник потрясающий, талантище
– не видать потолка, и так молод! Совершенно поразительны два этюда Листа.
Слушал их, наверное, раз15 подряд – оторваться невозможно, как магнит. В
«Хороводе» сплошное парение в безоблачной вышине, никакой агрессии, Дину
добавляет немного юмора, так вот, с улыбочкой все пролетает… А скорость ничуть
не меньшая, чем скажем у Рахманинова или молодого Рихтера. Но все без диктата,
стремления поразить -никакой «ковки
меча». В «Хроматическом» - в каждой ноте пение души и… какая-то горестность. Он
так интонирует, даже в быстрейших темпах, что без слез, порой, слушать
невозможно. По моему мнению к такой игре само напрашивается определение
Г.Г.Нейгауза «Счастье заката». Ведь прошло уже несколько лет, как эта страшная
болезнь поселилась в нем.В первых записях
1936 года 19-летний румын, уже, можно сказать, совершенный мастер, никак не
«многообещающее дарование». Видимо, положено ему уже сразу оправдывать
отпущенные судьбой короткие сроки. Престо Энеску из 1-й сонаты – опять же просто
шедевр расчета энергетического напора. Жалко, что Интермеццо ор.117 Брамса без
окончания, нет коды – и мы не можем в полной мере оценить благородное
высказывание артиста. Великолепен Дину и как ансамблист. Я этих записей не знал
– именно с виолончелистом!- но потом вспомнил про мемуары Г.Пятигорского.
«Однажды в Париже, - пишет Пятигорский – ко мне пришел молодой человек и
попросил прослушать его: он хотел стать моим аккомпаниатором. Выглядел он очень
хрупким, нервозным. Играл мне несколько часов подряд, я же, очарованный им,
требовал еще и еще. Наконец он спросил: «Возьмете ли вы меня к себе?» - и в его
голосе чувствовалась тревога.«Нет», –
ответил я. Он изменился в лице. «Вы не поняли. Вы так молоды. Вы уже мастер. Вы
не должны портить замечательную карьеру, которая Вас ждет». Я обнял его. Это
был Дину Липатти, чье имя с такой с такой полнотой повествует о прекрасных
свершениях и напоминаето его
трагическойбезвременной кончине…» Если
учесть, что Пятигорский играл со Шнабелем, Горовицем, Рубинштейном, был близко
знаком с Рахманиновым, Годовским, слушал и хорошо знал игру Гофмана,
Падеревского и даже Прокофьева, то становится ясно, насколько гениален был
Липатти уже в дни своей ранней молодости. Поскольку мемуары писались
Пятигорским в конце 50-х – начале 60-хи
были изданы в 1965-м, когда Григорию Павловичу было уже62, то искренность его оценки не подлежат
никакому сомнению. Но, честно говоря, этот факт меня настолько поразил, что я
даже подумал, что нет тут какого-либо преувеличения – Липатти в тот момент был
лауреатом Венского конкурса, совершенствовался у Корто и вдруг такое отчаяние -
«джентльмен в поисках десятки»! Позднее, однако, он признался в одном из писем:
«Когда я был молод, меня утомляла борьба с нуждой…» Хорошие слова для человека,
прожившего 33 года!. А Пятигорский! Не хотел портить(!!!) Дину карьеру солиста !
Ему что, трудно было сыграть, скажем, в зале «Плейель» с ним сонатный вечер? То,
что получилось у Липатти в «простеньких» сопровождениях к миниатюрам Форе и
Равеля, позволяет видеть в нем достойнейшего
сотворца любому инструменталисту! (еще, правда, есть запись 1-й части 3-й
виолончельной сонаты Бетховена – тоже с Янигро). 3-й Бартока я взял с диска «Urania»; В крайних частях
из-за плохого качества трудно различить все тонкости игры. Но вот Аndanterelegioso …Дину в полном
блеске своего таланта- он словно
заглядывает туда, куда ему предстоит скоро отправиться….
Ни у одного пианиста я не слышал столько любви! Проживи Липатти ещё 20-30 лет и отыскать равного было бы весьма проблематично.
"Необыкновенно сильно чувствует и совершенно передает красоту любой мелодии" "Художник потрясающий, талантище – не видать потолка" "...оторваться невозможно, как магнит" "Сплошное парение в безоблачной вышине, никакой агрессии" "В каждой ноте пение души и… какая-то горестность" "Так интонирует, даже в быстрейших темпах, что без слез, порой, слушать невозможно"
И это всё о нём... Спасибо что вспомнили, почтили память безвременно ушедшей светлой души.
Да! Этого пианиста слушаю всегда с замиранием сердца. Это что-то невозможное, далеко за пределами "чистого" пианизма. Оголенная душа, не облаченная ни в какую артистическую броню, - вот как это можно назвать. Одного "браво" явно недостаточно. Просто надо поклониться его человеческому подвигу. Надо предать вечному проклятию это зло под названием "лейкемия", которое не пощадило и такое сокровище. Говорят, на последнем концерте, сыгранном за несколько недель до смерти, его уже мучили приступы удушья, но этот концерт вошел в историю как пример полной самоотдачи и самоотрешения.
Слушаю сразу после скачивания этого замечаельного артиста. Действительно, даже не замечаешь дефектов записи - настолько впечатляет исполнение знакомых вещей. Огромное спасибо!
Вот по этой ссылке http://www.allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=43:87873 если кому интересно,можно послушать голос Д.Липатти - фрагменты 3-х его интервью на французском языке. Все интервью - 1950 года. Когда-то Софроницкий забавлялся тем, что слушая радио, старался угадать характер и облик дикторов по их голосам. У Липатти очень приятный голос, прекрасный французский выговор - за ними сразу угадывается благородство натуры и артистизм. Сразу вспоминается какой-нибудь фильм-мелодрама 50-х-60-х годов...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".