При раскопках в пещерах Хойле Фелс на юго-западе Германии, где располагалась одна из древнейших стоянок Homo sapiens, которые только что завершили дальний переход из Северной Африки в Европу, открыт прототип современного духового музыкального инструмента.
Рядом были найдены осколки еще нескольких музыкальных инструментов, а также традиционная для неолита скульптура, изображающая женщину достаточно крупных форм – так называемая «Венера». Исследователи не исключают, что это может быть неким ритуальным местом, где поклонялись Матери-земле - богине плодородия.
Исследователи из Университета Тюбенгена, совершившие открытие, уверены, что находка относится именно к культуре Homo sapiens, а не неандертальцев. Хотя в районе стоянки не было обнаружено никаких останков обитателей, она сама полностью повторяет стойбища первобытных людей, найденные в других районах Европы.
Ученые, занимающиеся культурной антропологией Каменного века, уверены, что неандертальцы были вообще не способны к творчеству. Найденная в 1996 году словацкими археологами на стоянке этих гоминидов костяная флейта оказалась фрагментом бедренной кости, перекушенной в нескольких местах зубами пещерного медведя. Даже если у неандертальцев и существовала музыкальная культура, то никаких доказательств этому не найдено.
Напротив, обнаружение флейты на стоянке Homo sapiens отлично вписывается в культурный фон человечества эпохи неолита. Ученым уже известны многочисленные примеры проявления творческого начала кроманьонца – наскальная живопись, бижутерия, гравировка по кости и, разумеется, ритуальные каменные статуэтки.
Немецкие историки предполагают, что музыка, особенно ее групповое исполнение, являлась таким же связующим звеном в племени, как совместная охота или оборона от хищников. Для создания благозвучной мелодии первобытным людям было просто необходимо умение работать в коллективе, и создание оркестра становилось еще одной частью племенной активности.
Антропологи, занимающиеся историей музыкальной культуры, очень заинтересовались находкой своих коллег. Они планируют сделать точную реплику флейты, чтобы опробовать ее музыкальные возможности. Реконструкция музыки Каменного века является очень интересной темой исследования, посредством которого можно узнать много нового о развитии умственных способностей и творческого потенциала человека.
Именно развитие культуры кроманьонцев и отсутствие таковой у неандертальцев, стало причиной доминирования первых и последовавшего 30000 лет назад вымирания последних. Такой точки зрения придерживаются многие историки и антропологи. В основе их убеждений лежит теория о том, что культура и развитие речи стали значительным подспорьем для Homo sapiens в естественном отборе.
|