Полное собрание клавирных сонат Йозефа Гайдна в исполнении Кристины Шорнсхaйм (Германия). В клавирных дуэтах пару ей составляет Андреас Штайер (на дисках 3 и 10).
Клавесинистка, пианистка и органистка Шорнсхайм является одной из
представительниц европейского мейнстрима в области аутентичного
исполнения. Она училась у Густава Леонхардта (одного из столпов
аутентичного движения на Западе), Тона Копмана и других мэтров. Среди
своих коллег Шорнсхайм имеет репутацию крупного специалиста по
творчеству Гайдна. Записанная ей полная антология клавирных сочинений
классика получила две высокие награды в области звукозаписи в Германии,
а также была удостоена «приза немецких критиков».
Интересной
особенностью этого собрания из 14 CD является то, что вся музыка
исполняется на инструментах гайдновской эпохи - на клавесине,
клавикорде, хаммерфлюгеле и т.п.: CD1,CD2,CD3 Doppelmanualiges Cembalo William Down/Reinhard von Nagel Paris 1976 CD4 Bundfreies Clavichord Burkhard Zander,Koln 1999 CD5,CD7 Doppelmanualiges Cembalo Jacob und Abraham Kirckman,London 1777 CD6,CD8,CD9,CD10,CD11 Hammerflugel(fortepiano) Louis Dulcken,Munchen 1793 CD12,CD13 Hammerflugel(Grand piano) John Broadwood and Son,London 1804 Подробнее о содержании дисков:
CD1: „Leicht zu spielen, unterhaltsam zu horen" (Cembalo von William Dowd ) Sonate Nr. 1 HobXVI: 8 Sonate Nr. 3 HobXVI:9 Sonate Nr. 7 Hob XVI:D1 Sonate Nr. 2 Hob XVI:7 Sonate Nr.28 Hob XIV:5 Sonate Nr. 4 Hob XVI:G1 Sonate Nr. 6 Hob XVI:10 5 Variationen Hob XVII:7 CD2: „Im Zweifel Haydn" (Cembalo von William Dowd) Sonate Hob XVI:16 Sonate Nr. 10 Hob XVI:1 Sonate Nr. 5 Hob XVI:11 Sonate Nr. 9 Hob XVI:47 Sonate Nr. 8 Hob XVI:5
CD3: „Gesucht und erlesen" (Cembalo von William Dowd) Capriccio Hob XVII:1 Sonate Nr. 15 Hob XVI: 13 Sonate Nr. 16 Hob XVI: 14 Sonate Nr 13 Hob XVI:6 Partita Hob XVII:a fur zwei Cembali zusammen mit Andreas Staier
CD4: „Beseelt" (Clavichord von Burkhard Zander) Sonate No. 11 Hob XVI:2 Arietta Nr. 1 mit 12 Variationen Hob XVII:3 Sonate Nr. 9 Hob XVI:4 Sonate Nr.12 Hob XVI:12 Sonate Nr.14 Hob XVI:3 Sonate Nr. 29 Hob XVI:45 Fragment Hob XVI:20
CD5: „Furstliches Geschenk und Spielerisches" (Cembalo von Jacob und Abraham Kirckman) Sonate No.38 HobXVI:23 Sonate No.39 Hob XVI:24 Sonate NO.40 Hob XVI:25 20 Variationen Hob XVI:2 Fragment (D-Dur) CD6: „Kuckuckseier und Clavier fur Nikolaus" (Hammerflugel von Louis Dulcken) Sonate No.31 Hob XVI:46 Sonate No.18 Hob XVI:Es3 Sonate No. 17 Hob Hob XVI:Es2 Sonate No.36 Hob XVI:21 Sonate No.37 Hob XVI:22 Sonate No. 41 Hob XVI:26
CD7: „Formspiele" (Cembalo von Jacob und Abraham Kirckman) Sonate No.30 Hob XVI:19 Sonate No.46 Hob XVI:31 Sonate No.45 Hob XVI:30 Sonate No.42 Hob XVI:27 CD8: „Gesteigerter Ausdruck" (Hammerflugel von Louis Dulcken) Sonate No.43 Hob XVI:28 Sonate No.44 Hob XVI:29 Sonate No.47 Hob XVI:32 Sonate No.57 Hob XVI:47 Ariettea No.2 mit 12 Variationen Hob XVII:2 Adagio Hob XVII:9
CD9: „Frauen am Clavier" (Hammerflugel von Louis Dulcken) Sonate No.48 Hob XVI:35 Sonate No.52 Hob XVI:39 Sonate No.51 Hob XVI:38 Sonate No.50 Hob XVI:37 Sonate No.49 Hob XVI:36 CD10: „Variatio delectat" (Hammerflugel von Louis Dulcken) Sonate No.55 Hob XVI:41 Sonate No.56 Hob XVI:42 Sonate No.54 Hob XVI:40 Fantasia Hob XVII:4 Fragment (G-Dur) Sonate No.34 Hob XVI:33 Sonate No.20 Hob XVI:18 Sonate Hob XVIIa:1 vierhandig zusammen mit Andreas Staier
CD11: "Abgrunde der Leidenschaft” (Hammerflugel von Louis Dulcken) Sonate No.33 Hob XVI:20 Sonate No.35 Hob XVI:43 Sonate No.58 Hob XVI:48 Sonate No.32 Hob XVI:44 Sonate No.53 Hob XVI:34
CD12: „Haydn und die Welt" (Hammerflugel von John Broadwood and Son) Sonate No.59 Hob XVI:49 Sonate No.60 Hob XVI:50 6 leichte Variationen Hob XVII:5 4 Variationen uber die Hymne „Gott erhalte" nach HobIII:77
CD13: „Jenseitiges" (Hammerflugel von John Broadwood and Son) Sonate No.62 Hob XVI:52 Sonate No.61 Hob XVI:51 Andante con variazioni Hob XVII:6
CD14: „Reflektionen": Christine Schornsheim im Gesprach mit Clemens Goldberg Take 1:Einfuhrung Take 2: Dowd-Cembalo Take 3: Dulcken-Hammerflugel Take 4: Clavichord Take 5: Kirckman-Cembalo Take 6: Dulcken-Hammerflugel Take 7: Broadwood-Flugel Take 8: Schlusswort
Для
тех, кто знает немецкий язык, будет интересен последний, 14-й диск. Это
обширное интервью с исполнительницей, посвящённое истории работы над
проектом, инструментам, на которых исполняются сонаты Гайдна и т.п.
Из рецензий:
Еще
не так давно учителя по музлитературе в школах, а также их более
серьезные коллеги, преподающие историю музыки в вузах, учили своих
воспитанников уважать клавесин исключительно как предшественника
современного рояля. Инструмент, мол, изящный, но тщедушный, достаточной
силой звука не обладает и потому количеством и качеством звуковых
эффектов сильно проигрывает инструментам-потомкам. В реальности слогану
"клавесин - несовершенный предок фортепиано" вы сможете доверять ровно
до того момента, пока не услышите его подлинное звучание. Обширная
палитра серебристого звука - от легчайшего укола до грузной аккордовой
оплеухи - способна произвести впечатление на любого обладателя
музыкального слуха. Настоящих умельцев-клавесинистов не так много, и
нынешний московский гастролер Кристина Шорнсхайм, судя по количеству ее
регалий, - явно из их числа. Живой женский интерес к этому инструменту,
любимцу Баха и Куперена, у нее сочетается с хваткой ученых мужей - она
по одному аккорду может определить разновидность инструмента, на
котором этот аккорд был взят, страну, в котором он был произведен,
мастера, фабрику и даже время создания. Такие знания могут кому-то
показаться фантастическими, но ведь по схожему методу специалисты
разбираются в вине, по одному глотку определяя страну, год урожая и
сорт винограда. А клавесин, как уже было сказано, вещь не менее
изысканная - разве что похмелья не вызывает, да и послевкусие более
продолжительное. Для своего второго
приезда в Москву (первый случился два года назад) госпожа Шорнсхайм
готовит весьма незаурядную программу - сонаты Йозефа Гайдна, в
исполнении которых ей просто нет равных в Европе. Клавесинистка провела
несколько лет в студии, взвалив на себя непосильную даже для многих
мужчин ношу - записать все пятьдесят две сонаты первого венского
классика. Задача усложнялась еще и тем, что Гайдн писал первые свои
сонаты для клавесина, а последние создал уже для сменившего клавесин
молоточкового фортепиано (которое, если быть исторически точным, и было
непосредственным предшественником современного рояля). Впрочем, даже
если бы композитор усложнил условия, присочинив еще пару опусов для
органа или клавикорда, то для Шорнсхайм это не составило бы проблемы.
Кажется, единственный клавишный инструмент, которому она не доверяет, -
это тот самый черный Steinway, который мы можем увидеть в любом
концертном зале. Но, при нашем-то количестве прекрасных пианистов на
душу населения, услышать одну превосходную клавесинистку - подлинное
счастье. http://www.timeout.ru/text/display/39002/ ___________________ Кристина
Шорнсхайм вроде бы не принадлежит к числу тех "барочных"
исполнителей-клавишников, которых знает буквально весь свет, но при
этом среди европейских музыкантов аналогичного профиля пользуется
несомненным авторитетом. Среди немецких исполнителей она и подавно
числится одной из первостепенных солисток. Причем в ее послужном списке
-- выступления не только с немецкими же дирижерами-"специалистами", но
и с интернациональными знаменитостями уровня Клаудио Аббадо, Сейдзи
Озавы и сэра Георга Шолти. Излюбленный
репертуар исполнительницы составляет именно немецкая музыка, не только
и не столько барочная, сколько более поздняя; играя и записывая
нетленные сочинения Баха-отца, она не менее успешно пропагандирует
творческое наследие его сыновей (Вильгельма Фридемана, Иоганна
Кристиана и Карла Филиппа Эммануила). Велик соблазн предположить, что
любимым автором ее тем не менее является именно Гайдн, во всяком случае
она взяла на себя труд записать полную антологию его клавирных
произведений. И тем выдвинула очередной живой исполнительский аргумент
в тянущейся дискуссии относительно правильной интерпретации этого
репертуара. "Коммерсантъ": http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=712745 ________________________ Кристина
Шорнсхайм занимает свое прочное место в европейском культурном
контексте, о чем сообщают две вещи. Музыка, которую она играет, для нее
не набор отшлифованных звуковых тонкостей (за что, впрочем, уже можно
благодарить исполнителя). Для Шорнсхайм клавирные сочинения Гайдна,
которые чаще являются нам в более грубом фортепианном облике, —
разговорный язык, на котором можно обсуждать все, что угодно. Причем
больше не метафизические процессы (у Гайдна они не столь очевидны, как
у Моцарта). А то, из чего состоит повседневная жизнь тех, кто от
рождения связан с землей. Радость, которую человек, живущий в гармонии
с природой, получает от физического труда, слышна, когда Шорнсхайм
играет быстрые части гайдновских сочинений или открывает прелести
вариационной формы, сочетающей стабильность и разнообразие. Вторая
особенность Шорнсхайм, выдающая ее принадлежность к музыкантам высшей
лиги, — ненатужное умение через игру на клавесине, инструменте с
абстрактным холодным звуком, непринужденно общаться с аудиторией:
исполнитель — не артист, а простой труженик, он не возвышается над
толпой, а существует в одном пространстве со слушателем. По близости
контакта это пространство вполне можно назвать домашним. "Ведомости": http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/10/13/114077
APE (image+cue+log) & MP3 (VBR best quality), на выбор, а также сканы: http://files.mail.ru/DN77JEDN77JEDN77JEDN77JEDN77JEXX
Зеркало (MP3 и сканы) на Народе: http://narod.ru/disk/10207952000/HAYDN_Schornsheim_01-03_MP3.rar.html http://narod.ru/disk/10208053000/HAYDN_Schornsheim_04-06_MP3.rar.html http://narod.ru/disk/10208101000/HAYDN_Schornsheim_07-09_MP3.rar.html http://narod.ru/disk/10208145000/HAYDN_Schornsheim_10-12_MP3.rar.html http://narod.ru/disk/10207997000/HAYDN_Schornsheim_13-14_MP3.rar.html http://narod.ru/disk/10207955000/HAYDN_Schornsheim_booklet.rar.html
А всё-таки: когда я играю сонаты Гайдна, Моцарта, многие Бетховена, я слышу оркестр. И причём тут клавесин? К оркестру гораздо ближе рояль. Хотя и он ТАК далёк от него! (От неуатентичного оркестра, заметьте!) Даёшь сонаты Гайдна в академически оркестровом исполнении, товарисщи!!!
То есть, достопочтенный Автор ошибся в выборе инструмента при написании своих произведений, что мы теперь и можем оспорить , пользуясь отсутствием лично Автора ? Миль пардон ... P.s. И кто от кого далёк-то ?
Достопочтенный автор не ошибся в выборе инструмента. Он исходил из того, что всем тварям надо дать по паре, т. е., эта ... т. е., всем инструментам надо бы отдать должное: и баритоновой виоле и клавесину с колёсной лирою, и нифтельтюгелю и даже детской решётке для стирки белья с трещоткою. Но в уме у него при этом звучал всегда один только оркестр. Ведь что может сравниться с его многозвучием!! Разве что только сам Рояль! Да и тот - лишь отдалённо.
А я думал, что когда Гайдн сочинял клавирные сонаты у него в голове были молоденькие клавиристки :). И между прочим у этого утверждения (в отличие от вашего) есть письменные биографические подтверждения.
Так я ж об том же! У него в голове были симфонии, а тут - клаверистки, понимаете ли! Приходилось для ради них немножко "приземляться" крыльями. "Плох тот гайдн, который во время сочинений сонат для клаверисток не мечтает о большой и настоящей симфонии." (земная мудрость)
Было такое. Рассказывают: когда у товарища Ёзефа во время застолья развязывался язык, он признавался своим друзьям: "Дайте мне синтезатор, и я переозвучу весь мир!" Друзья, ессественно, ему не давали - убоявшеся необратимости, так сказать, непредсказуемых последствий. Тогда Ёзеф, так и не дождавшись долгожданного музыкального преподношения, взял и сотворил ораторию "Сотворение мира" - само собой, из подручных средств: из солистов с хором и с оркестром. А вот был ли при этом использован им ваш клавиристский клавесин? - мне этого доподлинно неизвестно, потому что сама я там не была и при "Сотвореньи" том самолично не присутствовала.
Дело в том, что эта соната в современных справочниках считается не гайдновской (spurious). Хотя в ней и использованы мелодии Гайдна Это чья-то чужая аранжировка трёх частей из Дивертисмента Hob. II:11. Поэтому ни в Haydn Edition от Brilliant, ни у Браутигама, ни у Мак-Кейба, ни у Енё Яндо в полных собраниях сонат Гайдна этой сонаты тоже нет... Только Бухбиндер включил её в свой гайдновский интеграл.
Спасибо, Денис! Меня-то она заинтересовала с точки зрения скрипичных сонат. Надеюсь, что аранжировку этого дивертисмента в скрипичную сонату сделал сам Гайдн? Буду благодарна, если укажете справочники, на которые ссылаетесь.
Пожалуйста, восстановите эту выкладку (желательно lossless) !!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".