Борис Лятошинский - классик украинской музыки XX ст. В истории мировой культуры его имя достойно стоять рядом с именами Д. Шостаковича, Б. Бартока, К. Шимановского, А. Онеггера, П. Хиндемита. Своим творчеством он вписал музыку Украины в европейский контекст.
Родился 3 января 1895 г. в Житомире в семье интеллигентов из демократической среды. Окончил Киевский университет (1918) и Киевскую консерваторию (1919). Уже в 1920 г. начинает преподавать в Киевской консерватории, с 1935 г. и до конца жизни был ее профессором. Кроме того, в 1935-1938 гг. и во время эвакуации (1941-1944) работал профессором Московской консерватории.
Лятошинский был чрезвычайно разносторонним композитором: создал две оперы ("Золотий обруч", "Щорс"), пять симфоний, четыре струнных квартета, два инструментальных трио, ряд симфонических произведений разных жанров (увертюры, сюиты, баллады, поэмы), кантаты, хоры а капелла, обработки народных песен (для голоса и фортепиано, для хора), писал сочинения для фортепиано ("Славянский концерт", сонаты, баллады, прелюдии), музыку к театральным постановкам ("Ромео і Джульєтта" В. Шекспира, "У пущі" Леси Украинки) и кинофильмам ("Іван", "Тарас Шевченко", "Григорій Сковорода", "Іван Франко", "Кармелюк" и др.). Кроме того, Борис Николаевич оркестрировал оперы М. Лысенко "Тарас Бульба" (с Л. Ревуцким) и "Енеїда", Р. Глиера "Шахсенем" и балеты.
Композитор обогатил жанрово-стилистическую палитру украинской музыки, расширил ее концептуально-тематические горизонты, диапазон выразительных возможностей.
И, казалось бы, коммунистический режим не мог не признать творческой личности Б. Лятошинского; его дважды награждали высшей тогда наградой - Государственной премией СССР (1946, 1952), а посмертно (1971) наградили еще и Государственной премией УССР имени Т. Шевченко. Но это лишь одна сторона медали. С другой стороны, у советских законодателей от идеологии были твердые постулаты: советский художник должен творить в русле так называемого соцреализма; его произведения могут быть исключительно или преимущественно оптимистичными; форма же сочинения должна быть как можно более доступной и понятной "для нас".
Творчество Лятошинского не укладывалось в такое "прокрустово ложе". Соцреалистом не был. Смотреть на действительность сквозь розовые очки не хотел. Что же касается простоты... Евгений Станкович, бывший одним из последних учеников Бориса Николаевича, писал о годах своего обучения у Мастера: "Уже тогда чувствовалось, что Лятошинский - фигура в музыкальном искусстве чрезвычайно значимая. Он просто поражал своей колоссальной музыкальной эрудицией, широчайшим знанием касательно прошлого и настоящего... Читал с листа любую партитуру XX века любой сложности".
Так что, зная и умея много больше своих критиков, писал музыку сложную и не хотел опускаться до примитива. Начав музыкальное творчество в стиле А. Скрябина, Лятошинский испытал со временем влияние французских импрессионистов, перейдя далее к западноевропейскому экспрессионизму. Этих течений коммунистические его критики не понимали и не одобряли, а Лятошинский частенько не без удовольствия пересказывал шутливо-ехидный афоризм о разных типах отношения к музыке: "Слушатели любят музыку, но не понимают ее; композиторы понимают, но не любят; критики - не любят и не понимают".
Поскольку его талант и музыкальное мышление ярче всего проявились в симфонической музыке, то именно его симфонии снова и снова вызывали бешеную критику или возмущенную реакцию.
Вторая и Четвертая симфонии Лятошинского воплощают грандиозные драматические коллизии эпохи. Судьба Второй симфонии (1936) была трагичной; она оказалась "под запретом". Все отчаянные попытки реабилитировать это произведение оказались напрасными, а сам композитор со временем был заклеймен как "формалист". Досталось маэстро и за Третью симфонию (после появления ее второй редакции, 1951). А вообще украинские советские энциклопедические издания очень не любили касаться вопроса о симфониях Лятошинского: это было словно негласное табу.
Конечно, никто не заботился тогда о том, чтобы целостно познакомить мир с симфониями Лятошинского. И лишь в 1994 г., накануне 100-летнего юбилея художника, по инициативе американского дирижера украинского происхождения Теодора Кучара Национальный симфонический оркестр Украины осуществил запись музыки выдающегося композитора (5 симфоний и симфоническая поэма "Гранжина") на три компакт-диска, которые фирма "Марко Поло" растиражировала и теперь распространяет во многих странах мира.
Только после смерти художника, который отошел в вечность 15 апреля 1968 г., современники смогли по достоинству оценить масштаб его личности. Д. Шостакович написал: "Борис Николаевич был великим композитором и одновременно выдающимся педагогом, который воспитал немало одаренных музыкантов. Его учениками, помимо Станковича, были такие талантливые композиторы, как Л. Дычко, В. Кирейко, И. Карабиц, В.Сильвестров, Л. Грабовский и другие".
«Отражения»
01. Maestoso e con fermezza
02. Velutato assai
03. Tempestoso
04. Disperato e lugubre
05. Come di lontananza
06. Ironicamente, misurato assai
07. Con agitazione
Исп.Евгений Ржанов
СКАЧАТЬ:
http://files.mail.ru/EC494P
Квартет №2 для двyх скрипок, альта и виолончели (соч.4)
1. Allegro non troppo
2. Intermezzo. Molto lento
3. Allegro vivace e leggiero
4. Allegro molto
Квартет им. М. Лысенко:
А. Баженов, Б. Скворцов,
Ю. Холодов, Л. Краснощок
СКАЧАТЬ:
http://files.mail.ru/2NIYYD
|