Ви́ктор Степа́нович Косе́нко (11 ноябряст. ст. (23 ноября н. ст.) 1896, Санкт-Петербург—3 октября1938, Киев) — украинский композитор, пианист, педагог.
В 1918 г. окончил Петроградскую консерваториюпо классам композиции у Н. А. Соколова и фортепиано у И. Е. Миклашевской. С 1918преподавал в Музыкальном техникуме в Житомире (позднее — директор Житомирского музыкального училища). В 1938г. училищу было присвоено его имя. С 1929преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте (с 1932— профессор). В 1934-37работал в Киевской консерватории. В историю украинской музыки Косенко вошёл, прежде всего, как мастер лирических произведений. Его вокальное, камерное и симфоничексое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и народной песни.
Одному из немногих украинских композиторов того времени, Косенко удалось получить европейское музыкальное образование. Его детство прошло в Варшаве. Он был настоящим вундеркиндом: уже в возрасте шести лет, не зная нот, он играл на слух «Патетическую сонату» Бетховена. Уникальные способности мальчика развивались под руководством профессоров Варшавськой консерватории. Музыкальное образование Косенко продолжил у мэтров Петербургской консерватории. Её тогдашним директором был известный русский композитор Александр Глазунов. Оценив одарённость Косенко, Глазунов освободил его от платы за обучение. В Петербурге юный музыкант встречался с Рахманиновым, Скрябиным.
Большую часть жизни Косенко провёл в Житомире. Здесь он и его друзья-музыканты создали кружок деятелей искусств, которая не уступала столичной. По воспоминаниям певицы Зои Гайдай, их слушателями были, прежде всего, крестьяне, рабочие и солдаты. На жизнь молодой Косенко зарабатывал тапёром. По рассказам современников, зрители бегали за ним из кинотеатра в кинотеатр, чтобы насладиться чудесной игрой — ведь Косенко был пианистом-виртуозом.
Выступал как пианист с сольными концертами и в ансамблях. В своём творчестве, разнообразном по жанрам и преимущественно лирическом по характеру, В. Косенко опирался на традиции русской (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин) и украинской классики (Н. В. Лысенко).
Композитор прожил всего 42 года. Уже будучи профессором Киевской консерватории, Косенко создал симфоническую «Молдавскую поэму», которую так и не смог услышать — она прозвучала лишь в наши дни. Он оставил после себя десятки произведений, которые вошли в золотой фонд украинской фортепианной музыки, среди них — Альбом детских пьес, на котором выросло много поколений юных пианистов Украины.
Виктор Косенко – один из самых интересных украинских композиторов начала 20-го века, представитель такого течения, как неоклассицизм. И именно его цикл «11 этюдов в форме старинных танцев» стал образцом неоклассицизма в украинской музыке.
«11 этюдов в форме старинных танцев»
1 Гавот
2 Алеманда 3 Менует
4 Куранта
5 Сарабанда
6 Бурре
7 Гавот
8 Ригодон
9 Менует
10 Пассакалия
11 Жига
Исполняет
Мария Крушельницкая
(2004 год)
СКАЧАТЬ:
Две поэмы-легенды
Исполняет племянник композитора
Павел Батюшков
СКАЧАТЬ:
|