Леопольд Годовский "вывел" некую формулу, которую Г.Г. Нейгауз любил повторять и которая, несомненно, является одной из немногих незыблемых музыкальных истин, проверенных временем и опытом. Звучит она так: - "Лучше всех играет тот, кто яснее и логичнее доносит текст". Рихтер, безусловно, захватывает своей логикой и "своей атмосферой". Правда, иногда есть впечатление, что это логика несколько иллюзорная - нарочитая, что ли. Логика не содержания а какой-то материальной формы (в данном случае звуковой) Как будто пришел некий психотерапевт и "логично" все срифмовал и расставил по своим местам - "да, да, невесту украли, и в землю закопали, и надпись написали..." (Кавказская пленница). Но оказывается, что этот психиатр еще и гипнотизер, потому что прислушавшись к его успокаювающей и "такой естественной" логике вдруг обнаруживаешь себя в плену его мира. И тебе в нем комфортно, все начинает нравиться. Диковенные цветы по сторонам, странный свет, неведомо откуда озаряющий, как во сне притягивающие к себе, невиданные картины. Ничего знакомого... и каждая деталь способна поглотить тебя. И нет сил встряхнуться от морока. Разве что друзья помогут и отрезвят Софроницким и Ведерниковым - вернут на солнечный свет реальности, которая может и не так хороша, как грезы, но, все-таки это наш мир и он прекрасен своими контрастами, диалектической динамикой и опьяняет совсем другим - драматическим противостоянием совершенства и несовершенства.
Это Вы верно про Рихтера написали. А про других ... - ещё не знаю. Надо разобраться. Нет, у Рихтера безусловно есть чему учиться, есть за что им восторгаться. Лично я отношусь к нему критически положительно. Любя и ценя его достоинства, не зацикливаюсь на его "недо..." ("несовершенствах", скажем так). Мои надежды услышать здесь "эротизм" он не оправдал. Но компенсировал эту "недостачу" тем, что Вы тут уже отметили. В положительном смысле.
А ведь этот "эротизм" у Рихтера бывает! и довольно часто! и в том же Шумане! ("Эротизм", уточняю образами - это магма из самых глубин Земли, пробирающаяся издалёка к жерлу вулкана и создаваемым этим напряжением приподнимающая всё вокруг и т. д.. Т. е., это - сверхсила из самых глубин и, кажется, способная охватить всё вокруг и совершить невозможное. ... Другой образ - подъём партнёрши в положение "на вытянутые руки над головой" в фигурном катании. Но этот образ послабее пробирающейся и поднимающей всё вокруг создаваемым напряжением магмы будет.)
Хорошо сказали - "критически положительно". Так именно и я отношусь. И критически и положительно. На самом деле у Рихтера просто тонны эротизма во всем. До неприличия - многополого (как он хотел. чтобы было не 2 пола у людей а 6, к примеру) тайного и до ужаса свободного от всякой морали. Если это понять - слушать его некоторые произведения (ну например 5 сонату Скрябина) просто даже стыдно... Андрей Гаврилов поражался его внутренней свободе, по сравнению с которой мы все - рабы. Ну хотя бы и рабы морали... но для него это не меняло сути.
Играет Анатолий Ведерников - Брамс, Вебер Peter (Gtn) (03 Июнь 09 21:56) "Образность - сильная сторона Рихтера. И еще его великолепная "отрешенность" (как бы безучастность) в звуке. Он почти не отавляет "следов". Трудно его уловить, как человека, как характер и личность в его игре. И это как раз завораживает, потому, что каждый начинает заполнять собой эту пустоту"
В любом виде и направлении исполнительского искусства всегда есть самое главное - человеческая интерпретация. Подсознательно исполняющий отдаёт частичку своего я, причём исключений не бывает по той простой причине, что очень распространённый миф о объективности самой музыки остаётся просто мифом. Музыкант, в силу одарённости, доносит "свой" текст, тот же кого "трудно уловить, как человека, как характер и личность", либо бездарен, либо действительно носит маски. Ставить СТР на особое положение по заполнению собой его "пустоты" кажется мне некоторым образом надуманным.
Данная запись не имеет абсолютно никаких недостатков, более того, она настолько творчески-качественно обезличена, что у меня даже на минутку родился образ. Наверное так будут играть в отдалённом будущем музыкальные роботы, и уж здесь явно появится возможность "заполнять собой пустоту"
Не все так просто, уважаемый, Октавио! Разумеется, цепочка приоритетов классическая Человек, Личность. Музыкант, Исполнитель. Но давайте посмотрим, что будет если остаться на самой высокой ступени этой цепочки - на уровне "Человек". Мы часто ассоциируем это понятие с "личностью", а это не совсем правильно. Вот Рихтер и явил нам такое достижение "непосредственной игры со звуками" внеличностного сознания. С другой стороны Вы правы в том. что все-таки "личности" он никак не избежал в этой игре. Личность выразилась в игровых масках. Он поневоле вынужден был их надевать на себя, так как маска, собственно это и есть художественное "содержание" произведения. Вот если бы он вообще молчал - он был бы полностью обезличен. А так - все-таки вынужден был одевать какую-то одежду... Что это ему давало? Огромную гипнотизирующую силу выражения, идущую от самой природы жизни, минуя фильтр личности и ограничений её нравственного сознания. И если противоположные достижения Софроницкого можно сравнить с высочайшими вершинами мира, вроде Джомолунгмы, то Рихтер его превзошел в глубинах противоположного погружения, подобных Марианской впадине.
А это всё разное и не связанное (разве что настолько далеко опосредовано, что лучше и не рассматривать как связанное). Объяснить попытаться можно так: "сексуальная озабоченность", как мне кажется, представляет собой нечто узкое, съузившееся или съужающее (внимание, ход, направленность мыслей и так далее), а под эротизмом я хотела бы подразумевать в большой части своей противоположное - направленность на весь необъятный мир, стремление раствориться в нём целиком (всем "я") в некоем сладостном, радостном, экстатичном, гармонично-самоотверженном чувстве единения через отдавание, подпускание и растворение. Примерно так, наверно. У Рихтера это великолепнейшее качество есть. Конечно, оно всегда в рамках, под контролем, в узде (тем лучше), но есть.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".