«Карнавал животных» - цикл для двух фортепиано, струнного квинтета, флейты, кларнета и ксилофона, написан в 1886 году. Композитор дал ему название «Зоологической фантазии».Каждый из номеров цикла изображает какое-то животное. Особой популярностью в цикле пользуется «Лебедь». Поставленный балетмейстером М. Фокиным для Анны Павловой, этот музыкальный фрагмент цикла получил название «Умирающий лебедь».
Весной 1886 года Камиль Сен-Санс украл из своего рабочего графика несколько дней, чтобы провести их в тихом местечке в Австрии и осуществить план, который давно лелеял в своих мечтах. Композитору тогда был 51 год; к этому времени он был признанным гастролирующим пианистом и дирижером, автором трех симфоний и семи концертов, многих хоровых полотен, симфонических поэм и опер, в числе которых уже была "Самсон и Далила", похоронил двух детей, бросил жену и схватил чахотку, которая не помешала ему прожить до 86 лет. Сен-Санс был француз, враг пангерманизма, эклектик и потрясающий мастер. Лист признавался, что, сочиняя музыку, думал про себя: "А понравится ли это Сен-Сансу?" Таким же авторитетом он пользовался среди недругов.
Друзей было больше и, любя их, композитор искренне старался быть им приятным: скакал на швабре вокруг стола, пел диким голосом оперные арии. И вот настал час, когда он подарил им столь же богатую выдумками партитуру. Состав исполнителей в ней не слишком велик: два фортепиано, две скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта, кларнет, фисгармония, ксилофон и челеста. В "Карнавале животных" 14 номеров. Перечислим их по порядку: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал.
Первым слушателям зоологической фантазии некоторые темы могли показаться знакомыми. Например, ксилофон, выступая от имени Ископаемых, стучит тему из очень серьезного опуса Сен-Санса "Пляски смерти", а кларнет вторит ему колоратурами из "Севильского цирюльника" Россини. Чтобы изобразить слонов, контрабасу потребовалась тема из "Вальса сильфов" Берлиоза. Если запустить тему Черепах раз в восемь быстрее, то получится не что иное, как знаменитый Канкан из "Орфея в аду" Оффенбаха. А представить, что выдают Пианисты, совершенно справедливо записанные автором в участники карнавала, может и любой из нас, особенно если живет по соседству с кем-либо из учащихся Гнесинки или ЦМШ.
"Карнавал животных" при жизни Сен-Санса игрался лишь несколько раз, для своих (в их числе однажды был и Франц Лист); умер Сен-Санс в 1920 году, когда никто уже не понимал, как может жить на свете такой ходячий анахронизм. Через два года после смерти автора партитуру, наконец, издали. И теперь уже стало непонятно, как XX век мог без нее обходиться. Животные Сен-Санса опередили человеческих персонажей Сати, Хиндемита, Шостаковича, Кагеля, Шнитке и зажили среди нас куда более полнокровной жизнью, чем Самсон и Далила. В отместку за собственное невнимание к ним мы выбрали самого беззащитного -- Лебедя -- и назвали его "умирающим".
Итак, добавлено ещё два исполнения. Точно не скажу, но кажется, что второе из них - наиболее интересно. Кто играет на фортепиано в третьей выкладке - на диске не указано. Интересно, что интернет при проигрывании этой третьей записи выдаёт совершенно разные отличные от указанных на диске данные об исполнителях, в том числе данные первой (тут) выкладки.
Итак, следуя переполоху вскрытия гигантского обмана с распространнием чужих записей классической музыки под вымышленными, но широко употребимыми именами исполнителей-фантомов, вспомнила вдруг и я о своём Альфреде Шольце, дирижрующем Южно-немецким симфоническим оркестром в 3-й приведённой здесь выкладке. Итак, Альфред Шольц и Южно-немецкий симфонический оркестр - это фантомы, вымышленные имена. Для поиска имён невымышленных (правда, без 100%-в гарантии истнности) вставляю диск в комп и воспроизвожу его в плеере Винамп. И Винамп через поиск соответсвия воспроизводимой музыки с "всемирной базой данных" в интернете отождетвляет исполнителей данной записи "Карнавала животных" Сен-Санса с ... со Словацким филармоническим оркестром п/у Быстрика Режухи (Bystrik Rezucha: Slovak Philharmonic Orchestra), год записи - 1995. А последний трек отождествляет уже с Амстердамским симфоническим оркестром и именем Peter Stern (Peter Stern; Amsterdam Symphony Orchestra). (В такой перескок к другим исполнителям трудно поверить. Скорее всего это ошибка "отождествлятора".) К тем же результатам привёл поиск через воспроизведение диска в плеере iTunes. Вот так вот.
Stern - в "списке Шольца"... скорее всего, купивший диск и пополнил базу опознования тем, что было у него - на обложке диска, изданного группой Лиццио.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".