Лауреат международных конкурсов, профессор Гос. муз.-педагогического института им. Гнесиных, возглавлявший там до конца своих дней кафедру фортепиано, Александр Львович Иохелес (1912-1978) в последние годы своей жизни играл исключительно И. С. Баха. Это - рип пластинки фирмы "Мелодия" 1977-го года выпуска с произведениями И. С. Баха. Год записи не указан.
Содержание пластинки:
Сторона 1:
1) Фантазия соль минор, В. 920 (соч. после 1708 г.)
2) Соната ре мажор, В. 963 (в пяти частях) (соч. до 1708 г.)
3) Фантазия с имитациями си минор, В. 563 (соч. 1704 г.)
Сторона 2:
Пять хоральных прелюдий (транскрипция Ф. Бузони):
4) Хоральная прелюдия фа минор, В. 639 (из "Органной книжечки", 1717-1720 гг.) (та самая, что использована Тарковским и Артемьевым в фильме "Солярис")
5) Хоральная прелюдия ля минор, В. 617 (из "Органной книжечки", 1717-1720 гг.)
6) Хоральная прелюдия ми минор, В. 665 (из 18-ти хоральных прелюдий, соч. посмертно)
7) Хоральная прелюдия соль мажор, В. 615 (из "Органной книжечки", 1717-1720 гг.)
8) Хоральная прелюдия соль минор, В. 659 (из 18-ти хоральных прелюдий, соч. посмертно) (та самая, которую любят играть многие - и Горовиц, и Николаева, ... и Ведерников (вчера))
Пластинка - в испорченном плохой иглой состоянии. Волнообразный скрежет и дребезжащие призвуки-шорохи, особенно сильные на громких звуках, вынудили меня существенно заглушить всю запись в целом. Так она слушается приятнее, хотя и утратила свежесть недавно-сделанной (качественной студийной) записи. В громких вещах (хоральных прелюдиях ля минор и соль мажор (треки №5 и №7)) мне не удалось найти, добиться хоть сколь-нибудь удовлетворительного звучания (не подумайте, что в оригинале это звучит лучше).
Если кому-то понадобятся необработанные файлы - напишите в комментариях.
Выкладываю в формате МР3, битрейт - 320 кбит/сек, размер - 114 МБ, продолжительность - около 48 минут. Скачивать здесь:
Сканы конверта пластинки вложены. Там - в аннотации - довольно подробный комментарий к исполняемым произведениям самого Александра Иохелеса.
А вот что там (на конверте) напечатано об Александре Львовиче Иохелесе (напоминаю: пластинка выпущена ещё при жизни музыканта - в 1977-м году):
Александр Львович Иохелес родился в 1912 году в Москве. В 1932 году окончил Московскую консерваторию по классу профессора К. Н. Игумнова. Под его же руководством совершенствовался в аспирантуре в Школе высшего художественного мастерства. А. Иохелес – дипломант IIМеждународного конкурса им. Шопена в Варшаве (1932 г.) и лауреат IВсесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933 г.). Ныне А. Иохелес является профессором Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, где возглавляет фортепианную кафедру. Пианист был первым исполнителем в Советском Союзе целого ряда сочинений советских и зарубежных композиторов (концерты Макарова-Ракитина, Тактакишвили, Гордели, Долуханяна, Третий концертБаланчивадзе, «Ночи в садах Испании» де Фальи, «Концертино» Онеггера, «Фантазия» Дебюсси, Четвёртая симфония с концертирующим фортепиано Шимановского). В молодые годы А. Иохелес специализировался на исполнении Скрябина и Листа (например, в течении двух вечеров играл весь цикл «Годы странствий»). В настоящее время пианист играет почти исключительно произведения И. С. Баха.
Александр Львович Иохелес умер в 1978-м году. Рекомендую прочесть небольшую статью в Википедии о нём, а также на сайте «Все пианисты»: http://allpianists.ru/ioheles.html .
P. S. : На мой взгляд, представленная запись (не взирая на некоторую ущербность её качества) заслуживает общего внимания. Исполнение, например, наиизвестнейших хоральных прелюдий фа минор и соль минор (треки 4 и 8) Иохелесом можно считать, на мой взгляд, вершинами их прочтения.
Спасибо! BWV920, как ни странно, слышу впервые. Ее не включают в собр. соч. Баха, т.к. признано, что это не Бах (автор неизвестен). См., например, http://www.intoclassics.net/news/2009-02-11-3538.
Эта пластинка --моя любимая. Особенно люблю BWV920... в связи с этим дано возник интерес и к Иохелесу. Его фото уже много лет не могут найти даже для музея Гнесинки... http://www.gnesin.ru/alumni/index.html
Я фантазию BWV920 слушал более 20 лет и также всегда удивлялся, почему такое красивое произведение так редко исполняется и нАпрочь отсутствует в сборниках. Ответ оказался такой--фантазию написал не Бах... Но от этого она хуже не стала! Об произведениях Баха ( не Баха) с похожей судьбой можно почитать здесь: http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=37752
Помня, что Фантазию эту я не раз играла по нотам с листа, взяла я их сейчас - ноты эти: "И. С. Бах. Избранные произведения для клавира (в 2-х томах). Составление и редакция Н. Копчевского. Том 1. Москва, "Музыка", 1985 (к 300-летию со дня рождения)". Здесь эта Фантазия присутствует. В "Комментариях" в конце сборника сказано: "Помещённые в первом разделе Фантазия g-moll (BWV 920), Прелюдия и фуга a-moll (BWV 897) и Скерцо d-moll (BWV 844) известны по одному рукописному сборнику (не авторскому). Принадлежность их Баху не является доказанной, однако пьесы представляют бесспорный интерес. Первые два сочинения отличает юношеский напор, увлечённость виртуозностью, импровизационный характер; многое роднит их с токкатами, а также с другими пьесами первого раздела (см. Прелюдию c-moll BWV 921, Фантазию a-moll BWV 922. ..."
Могу подтвердить эти слова редактора нотного издания своим аналогичным ощущением. На меня ранний Бах оказывает (когда я его играю (читаю с листа)) нервирующее, несколько неуравновешенное впечатление. Это относится ко всем упомянутым выше произведениям: и к доподлинно авторским B.921, и к B.922, и ко всем его клавирным токкатам. Это же - сходная нервность (в моём восприятии) - присутствует в его ранних переложениях (авторских адаптациях) чужих произведений. Т. е. Фантазия BWV 920 (как и два других упомянутых тут "сомнительных" сочинения) в моём восприятии не сильно выпадают из всего этого ряда молодого Баха. Это уже позже на смену этой несколько неуравновешенной нервности приходит мудрая терпкость. Но некая эксцентричность, просто выпячивающаяся в "спорном" Скерцо (BWV 844), всплывает у Баха и позже - на протяжении всего его творчества и, будто бы, получает своё своеобразное гипертрофированное и более изощрённое(тонкое и вычурное) продолжение в творчестве одного из сыновей - Карла Филиппа Эмануила Баха. И тут, наверно, дело в импровизационности. Если взять не очень известную Фантазию до мажор Моцарта - видимо запечатлённую им в нотах концертную импровизацию, то та же нервозная неуравновешенность хлынет и оттуда. Следовательно, похоже, что юный Бах писал свои ноты в "импровизационной горячке" ("Скорей! Скорей!! Успеть запечатлеть!").
В моём восприятии фантазия BWV 920 есть самый что ни есть фортепианный Бах. Не вижу я в ней другого композитора...а может просто себе в подсознании прописалось намертво авторство Баха Но звучит замечательно. И рояль у Иохелеса звучит изумительно. Не знаю, или инструмент особенный, или зал, или аппаратура, или звукорежисёр поработал хорошо-у меня это была настольная пластинка, которая лежала всегда рядом с электрофоном, а не в шкафу в большой стопке других винилов. Так что рекомендую всем послушать. Спаибо автору за выкладку!
Спасибо, igor и Станислав, за слова благодарности!.. А что касается качества звучания рояля, то я думаю, что это, во-первых и главным образом, заслуга Иохелеса, а во-вторых, подозреваю, что тут использован рояль фирмы "Блютнер". Рояли этой фирмы всегда отличаются некоей приземлённой полнозвучностью. У них преобладают средние и низкие частоты, которые льются как-то по низу, как из рога изобилия. Наверно, это - из-за особой деки или особого материала дерева, из которой она изготовлена. Или из-за бОльшего её размера (и длины струн), чем, например, у "Стенвэя". Из-за этого отсутствия чёткости звучания и некоторой размазанности певуче-резонирующего звука эти рояли считаются менее классными, чем "Стенвэй", и занимают место на сцене разве что только вторых концертирующих, а чаще же стоят просто в лучших классах консерваторий и прочих муз. учебных заведений - в качестве достойного инструмента для обучения и репетирования. Впрочем, это - всего лишь мои предположения.
Земля,дорогая,замечательная пластинка,спасибо,но вы ж ее добили обработкой...поверьте,со всеми шумами и тресками она звучала бы на порядок лучше!!! Правда-правда,я в голове аж воспроизводил это запиленное звучание..да нормально было б..привыкшие мы
Вот тогда ссылка на скачивание рипа 2-й стороны пластинки (где хоральные прелюдии) в формате АРЕ (77 МБ): http://files.mail.ru/5VII3F А вот - ссылка на скачивание рипа 1-й стороны (тоже АРЕ, 101 МБ (к сожалению, в конце рипа записано много тишины - минуты 4-5)): http://files.mail.ru/2HYYML
Когда-то это была и моя любимая пластинка, купленная еще в "Мелодии" на Калининском, в славные гнусинские годы. Очень волнующий, горячий, какой-то глубоко человечный Бах у А.Л.! В подаче, манере много искренности и благородного достоинства. А звучание – мечта, просто красоты неписанной, - вот она настоящая, великолепная игумновская школа! И ведь согласитесь: нисколько не противоречит баховскому стилю как таковому, в который раз подтверждая известное изречение: "Стиль - это человек". В Хоральных прелюдиях Иохелес достигает пика (одна ля-минорная чего стоит!) и смотрится он, прямо скажем, нисколько не хуже того же Горовица, предлагая,однако, для погружения более ровное звуковое пространство. Меня также впечатлило тогда, что человек не побоялся совместить в программе пластинки оригинального клавирного Баха и его органные обработки, сблизив все вещи по настроению - а это ох, как непросто! Много позднее, в середине 80-х я делал передачу на Всесоюзном Радио об А.Иохелесе вместе с его ученицей Верой Носиной. Помнится, она мне сказала, что при записи соль минорной фантазии А.Л. пользовался версией Э.Петри. И Фантазия с имитацией - тоже дело рук Э.Петри.Кстати, запись была сделана в ГДРЗ, вероятно в 1-й студии на Стейнвее. Но вот год не могу точно назвать, также как и звукорежиссера. Кстати, портрет, Иохелеса был в одном из классов Гнесинского института (а может сейчас уже и не висит, не знаю). Очень хорошо об А.Л. говорили Горностаева и Вирсаладзе, интервью с которыми я включил тогда в передачу. В частности Э.К. отметила, какое сильнейшее впечатление на нее произвела 13-я соната Бетховена, сыгранная Иохелесом в Тбилиси в 50-е годы…
на 16. Спасибо за интересное сообщение. на 13. Вот где кое-как отсканированные ноты скачать: http://narod.ru/disk/7713754000/%D0%91%D0%90%D0%A5%20%D0%98-%D0%A1%20-%20%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20% D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0% BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_глюкнутая _ссылка.zip.html
Спасибо! Как хорошо (и удивительно), что ссылка ещё работает!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".