Уважаемый toptygin, по поводу 'старых' записей, Вотана и пр. имею сказать следующее. Во-первых, СПАСИБО, по Вашей наводке познакомился с "Сивильским цирульником" с Де Сабата (раньше эта запись мне не попадалась); прекрасно, одобрям-с... Но вот есть запись 1930 года: дирижер - Лоренцо Молайоли, Фигаро - Страччиари(!), Альмавива - Борголи, Базилио - Беттони, Бартоло - Баккалоне(!), Розина - Капсир (самое слабое звено). Думаю, с тех пор ничего лучшего не появлялось. Многие восхищаются Бекки, - да, замечательный актер, но ведь ни в коем разе не уровня Страччиари! А с Бартоло-Баккалоне рядом можно поставить только Бартоло-Кипниса из "Свадьбы Фигаро" (но полной записи этой оперы с ним не существует). Теперь о Вотане и Вагнере вообще: кто из записанных певцов был "лучшим вагнеровским тенором"? Мне это ясно, как простая гамма: Жак Урлус (Jacques Urlus, 1867-1935) и Лауриц Мельхиор (Lauritz Melchior, 1890-1973). От Урлуса, к сожалению, остались только записи отдельных арий, а вот с Мельхиором есть записи нескольких опер. На мой взгляд, Хоттер - великолепный Вотан в записях "Зигфрида" и "Валькирии" с Шолти. Лучше были, вероятно, только Шорр (есть полные записи "Валькирии" и Зигфрида", но, к сожалению, слишком поздние для его голоса) и все тот же Кипнис. Полных записеи опер "Кольца" с ним нет, только отдельные арии, но такого Вотана среди современных исполнителей Вы не найдете - пока не родился. С Кипнисом есть великие полные "Парсифаль" (1936, Фриц Буш) "Тристан и Изольда" (1941, Лайнсдорф), "Кавалер розы" (1936, Фриц Буш), "Дон Жуан" (1941, Бруно Вальтер, Дон - Эцио Пинца, Лепорелло - Кипнис). А другой "Дон Жуан" (1936, Фриц Буш). в которон Лепорелло поет реченный выше Баккалоне, или "Отелло" (1938, Паницца) с Мартинелли, Ретберг и Тиббеттом? А "Симон Боканегра" с Тиббеттом, Пинцей и Ретберг? А "Риголетто" с (1930, Молайоли) с уже упоминавшимися выше Страччиари и Борголи, "Травиата" и "Кармен" с Розой Понселле? Или записи сцен из "Кармен" с Кончитой Супервиа (колоратурное меццо, до которого Бартоли весьма далеко)? А если о не столь далеком,- "Снегурочка" с Обуховой, "Золушка" Россини с Долухановой... Или "Борис" с ... сами знаете, с кем... Все это - "старые" исполнители... А где же равноценные современные (хотя бы в широком смысле последнего слова)? Увы - нетути. А вы говорите - "исполнительское искусство со временем устаревает". Плохое - да, а великое живет... Это все про оперу. А ведь ест еще инструменталисты, дирижеры. Не думаете же Вы, право, что техника сегоднящних, извините за выражение, "инстолляций" превосходит технику живописи Тициана. Спасибо за внимание - если оно было.
"Звиняйте, дядьку, я думав, що ви птиця..." (эпиграф-шутка на заграничном языке). Добрый вечер. Ясно, что наши взгляды на вокальное исполнительство сильно расходятся. Тем не менее... (a) Прежде всего, СПАСИБО за наводку: записей Томаса Стюарта я не слушал с начала 1990х годов, успел забыть. Сегодня кое-что послушал, но пока только с YouTube, что заведомо недостаточно; тем не менее, кое-что об услышанном скажу ниже. "Манерные исполнения Кипниса"... Интересно, о какой части его репертуара вы говорите? Ну не о Lieder же, право! Между прочим, Джеральд Мур [Gerald Moore],работавший в 1930-60гг. со многим великим певцам того времени, писал о Кипнисе (привожу в моем переводе с английского): "Он был потрясающим музыкантом с низким, глубоким, но бархатистым басом большой динамической выразительности. Как певец, он оставлял всех других (включая Шаляпина и Христова)в тени; но, более того, я готов провозгласить его лучшим музыкантом из всех басов, которым я когда-либо аккомпанировал".В "Парсифале" Кипнис пел, конечно, Гурнеманца, и это - великое сполнение; а Стюарт пел Амфортаса, так что не сравнить. Вот Вотана они пели оба. Если послушать 'Wotans Abschied' из "Walkuere", то в исполнении Стюарта - много интересных нюансов; тонкая, но несколько 'чювствительная' интерпретация; местами - преувеличенное вибрато (характерное также для его исполнения знаменитого монолога Яго, в котором и Гобби, и особенно Тиббетт несравненно лучше). Кипнис звучит строже, и мужественнее; никакой манерности нет и в помине! (б) Доминго, которого я считаю великим музыкантом и одним из лучших певцов 20 века, с возрастом избавился вовсе не от "итальянской манеры", а, к сожалению, от части 'верхов'. Тем не менее, еще совсем недавно он пел великолепно! Между прочим, есть старая запись "Сивильского цирульника", где он неплохо поет Фигаро. (Вот и Карузо во время спектакля в 1913г. в Филадельфии заменил заболевшего баса Де Сегурола и спел 'Vecchia zimarra' - и это не анекдот, т.к. сохранилась запись 1916г.) К чему бы "избавляться от итальянской манеры", если Вагнер сам хотел, чтобы певцы в его операх пели в манере bel canto! И так многие старые певцы и пели. В те доисторические' времена, когда в каждой стране обычным делом было исполнение опер на языке данной страны, в Италии Вагнера пели по-итальянски и на итальянский манер. Вот есть не такая уж древняя [Рим, 20-21/11/1950] и совершенно амечательная, хотя и урезанная, запись Парсифаля", где Парсифаль - Балделли, Кундри - Каллас, Амфортас - Панераи, Титурель - Лопатто, Гурнеманц - Христов, Клингзор - Модести, а дирижирует Витторио Гуи. Очень рекомендую, если попадется. (в) Очень люблю "Симона Бокканегру" с Гобби, ристовым и лос Анхелес и считал это исполнение фаворитом, пока не послушал запись, сделанную в Нью Йорке в 1939г.; это - вовсе не та запись 1935г., ссылка на которую tp://intoclassics.net/news/2009-03-12-4405 есть на этом сайте и слушать которую действително трудно из-за зашумленности. Составы исполнителей почти совпадают, только в 1939 уже пел второстепенныю роль) молодой Уоррен. Пардон, но и в вокальном и в драматичеком отношении Тиббетт превосходит Гобби, а Пинца и Христов оба ревосходны... (г) Я мог бы добавить еще разные разности - скажем, о Руффо, Страччиари, Де огорце, Мардонесе и пр. и пр. На мой взгляд, голоса таких певиц как Понселле и Супервиа неповторимы и - да пребудут они вечно! Вы, конечно, знаете, что говорила Каллас о Понселле; Берганса хороша, но ее Кармен далеко до Кармен Супервиа, а об испанских песнях и говорить нечего. Прогресс (даже нелинейный - меня это не смущает, т.к. я профессиональный математик) в искусстве - дело сомнительное, в том числе и в исполнительском: появляются новые приемы, но забываются старые, меняется манера исполнения, что важно для ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (хотя не всегда это к лучшему), но так ли это важно для слушателей? Звукозапись, хотя и несовершенна, позволяет многое сохранить - это и есть истинный прогресс. Долой Sic transit... А слава - дым, как говорил один классик. Был рад пообщаться, но пора и честь знать. Прошу простиь возможные очипятки - почерк слишком мелкий. Всего доброго!
Спасибо за письмо. Сразу видно, что вы - профессионал. А я - любитель, без музыкального образования, но с большим опытом слушателя. Потому и подходы, и оценки, и впечатления от прослушанного у нас разные. Мне очень интересны Ваши мнения, хотя, конечно, я уже достаточно "закостенел", чтобы менять свои. Скажем, по поводу Карузо в арии Коллена и Доминго в роли Фигаро я с Вами совершенно согласен - это, скорее, курьезы. Конечно же, слушать надо ушами; мои, скажем, никакой тремоляции в голосе Супервиа не слышат, а слышат повышенное и очень искусное вибрато - так, скажем, пели Россини в 19в., а потом перестали, да и все тут - манера изменилась. Впрочем, в середине 1980х годов у некоторых певиц опять что-то такое появилось. Милнса я вовсе не люблю, зато люблю поздние записи очень рано умершего Уоррена... Доминго - замечательный Отелло, но нужно разок услышать (хотя бы финальный монолог - больше и нет ничего) Урлуса, - не говоря уже о Таманьо - первом исполнителе этой партии, - есть запись начала 20в, когда он уже на исходе, но можно все же понять, как это пели когда-то. Лейферкуса знаю недостаточно, в роли Яго слышал, хорош, но, например, в "Песнях и плясках смерти" определенно предпочитаю ему Христова - несмотря на некоторые недостатки его русского произношения. Между прочим, так любимый мною Кипнис был, по происхождению, местечковым евреем из Украины; его родным языком был идиш; поэтому слушать его в русском репертуаре нелегко (я думаю, что его немецкий и итальянский тоже не безупречены). Мне нечего возразить на Ваши профессиональние замечания о мастерстве любимых мною певцов, кроме банального "а мне они нравится". Поэтому, не принимая, как правило, Ваших оценок, с интересом прочел Ваши замечания об их недостатка - спасибо, хотя и решительно не согласен. (Продолжение следует - есть ограничение на число слов.)
Разумеется, квалифицированно оспорить ваши суждения не могу - в этой сфере Вы компетентнее. Но все же... Понселле нужно слушать в ее записях конца 20х - начала 30х гг.; по-моему, они великолепны, и мой слух ничего 'надывного' в них улавливает. Для меня голос Тиббетта лучше (скажем, красивее) голоса Гобби, голос Пинцы - лучше голоса горячо любимого (по крайне мере с появления LP с его записями "Русских и болгарских церковных песнопений") Христова, а Кипнис был и остается для меня непревзойденным исполнителем Lieder (думаю, что многие немцы пожали бы на это плечами). И так далее... Но вот, фактически, по Вашему совету (многократное спасибо за науку), я послушал "Валькирию", "Зигфрида" и "Голландца" со Стюартом - действительно, певец замечательный! [Не скажу "гениальный" - один Бог знает, что это значит, так что и к очень почитаемым мною Христову и Гобби - именно в таком порядке! - эпитета этого не приложу.] Но затем, для сравнения, я послушал "Валькирию" и "Зигфрида" с Фридрихом Шорром, записи по радио из "Метрополитен", 1941 и 1938. Мне Шорр (даже поздний, не говоря уже о его записях отдельных арий, сделанных в конце 20х - начала 30х гг.) нравится болше - он проще, естественнее, и голос его мне больше по вкусу - что тут поделаешь. А потом заново (после многолетнего перерыва) послушал монолог Вотана из "Валькирии" в исполнении Кипниса (1928), и - не понравилось! Оба предыдущих исполнения интереснее. О записях "Голландца" я мог бы многое сказать, но не все сразу; замечу только, что если выбирать исполнителя партии Голландца из двух недавно появившихся на сайте записей Бема, то Стюарт нравится мне значительно больше тяжеловатого Уорда. Фонотека у меня действительно неплохая - когда-то были LP (и даже старые 78об/сек пластики), теперь CD. Более 1000 CD's с записями певцов и полных опер, начиная с начала 20в.; думаю, что это примерно 1/6 часть коллекции, большая часть которой - симфоническая и инструментальная музыка, как правило, в хороших (или, по крайней мере, ценимых мною) исполнениях. Я охотно делюсь с друзьями и коллегами, но, к глубокому сожалению, решительно не могу делиться по интернету: (а) нет на это вренени, (б) низкая скорость 'ухода' информации. Это очень огорчительно... Вероятно, Вы обратили внимание на то (простите за некоторую "зацикленность" на любимом мною материале), что на сайте относительно недавно появились (1) http://intoclassics.net/news/2009-04-18-5253 ALEXANDER KIPNIS SINGS LIEDER http://files.mail.ru/FQIQDL (2) Огромная коллекция записей Раухайзена, где он аккомпанирует многим замечательным певцам 30-40гг. Я этого не скачивал, т.к. думаю, что весь изданный на CD Кипнис у меня есть, а ту же коллекцию Раухайзена я сегодня получил по почте. Поверьте, это стоит услышать. Спасибо, всегда буду рад обменятья с Вами впечатлениями от прослушанного.
Уважаемыи toptygin, важное дополнение к последним фразам моего вчерашнего письма: Послушав некоторые из записей, входящих в комплект Раухайзена, о котором я писал вчера, я обнаружил, что часть из них записана на диски с заметным искажением основной частоты! Например, тенор Патцак в "Прекрасной мельничихе" поет баритоном (CD31), то же относится к некоторым записям Слезака. Решительно испорчены некоторые записи Емми Лайснер - великое контральто в них звучит жалко из-за ошибочной частоты. Некоторые же из прослущанных мною записей - отличного (для своего времени) качества. Так что не верьте своим ушам без дополнительной проверки и заведомо не спешите покупать комплект!
PS. Дополнение к моему предыдущему комментарию: Программой Audacity можно изменить rate wav-файлов, отвечающих дефектным записям со стандартного 44100 на 48000. После этого Патцак начинает петь своим настоящим голосом - сверено с бесспорной записью, выпущенной Priser.
Добрый вечер. (1) "Голландца" с Фишером-Дискау не слышал. Великий музыкант, необозримый репертуар, потрясающее понимание музыки - очень его люблю, особенно старые записи. К сожалению, к концу 60х в его голосе появилась некоторая 'неустойчивость', но какое мастерство интерпретации! В Lieder голоса Кипниса, Хюша, Хоттера мне нравятся больше. А каковы были дамы - Эрнестина Шуманн-Хайнк, Зигрид Онегин, Емми Лайснер, Лотте Леман, Кэтлин Ферриер! Возможно, вы скажете, что все это безнадежно устарело; но по мне - это вершины вокального искусства - куда там фон Оттер и прочим! Между прочим, есть замечательная запись "Лесного царя" Мариан Андерсен - такой театр! В русских песнях и романсах на такой уровнь поднимались только Шаляпин, Обухова, Михайлов. Иногда - Долуханова, Нестеренко. (2) "Валькирию" и "Зигфрида" с Шорром выпустил Naxos; в сети я их не нашел. "Майстерзингеры" целиком у меня есть только с Фишером-Дискау, а с Шорром - только отельные арии (почти все, кажется) на дисках Preiser. (3) Как Вы думаете, устарел ли "Трепак" Мусоргского в исполнении Шаляпина? Конечно, петь так сейчас никто не решится да и вряд ли сможет; но это ведь ОТКРОВЕНИЕ! Поверьте, то же самое - некоторые из записей Кипниса (например, "Серьезные песни" Брамса или "Шарманщик" из "Зимнего пути" Шуберта). Ни "до" ни "после"... Всего доброго!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".