Альфред Шнитке - Симфония №5 - Кончерто-гроссо №4 & «Пианиссимо» В 1982 году Альфред Гарриевич опубликовал статью, ставшую вершиной его музыкально-теоретических размышлений: «На пути к воплощению новой идеи» (в сборнике «Проблемы традиций и новаторства в современной музыке». — М., 1982). Невеликая по объему — всего три с половиной страницы — она уникальна по весомости изложенных в ней идей. Касаясь философии творчества, Шнитке провел здесь мысль о том, что еще не уловленный творческий замысел, таящийся глубоко в сфере интуитивного представления, много шире и значительнее окончательного результата, и поэтому его полная реализация в принципе невозможна (!). Эпиграфом он взял следующие строки Леонида Леонова: «Каждый чистый лист бумаги — потенциальное произведение, каждое законченное произведение — испорченный замысел». Говоря о сложной структуре композиторского замысла, Шнитке подчеркивал, что его нельзя свести к тем двум моментам, с точки зрения которых обычно говорят о произведении, а именно: к технологии построения и философскому осмыслению. «...Творческий замысел имеет некоторую неизмеримую часть, некую как бы неконтролируемую сознанием область, которая, собствен¬но говоря, и является той главной внутренней силой, которая заставляет автора приступить к работе и осознать замысел... Этот исходный, подсознательный замысел является той эмоциональной волной, тем стержнем, который и рождает сочинение и без которого оно появиться не может». Но это подсознательно существующее будущее сочинение никогда не может быть воплощено окончательно. Этот оригинал нужно слов¬но бы перевести на иностранный язык, а сам он так и остается неуловимым. «Мысль изреченная есть ложь...» Шнитке вовсе не склонен абсолютизировать композиторскую технику. «...Технология, внешний способ изложения мысли, является лишь некоей конструкцией, сетью, которая помогает поймать замысел, неким вспомогательным инструментом, но не самим носителем замысла». Не может он довериться и философской основе, находимой в сочинении. «...Возникает соблазнительное предположение, что разумнее анализировать сочинение по другим признакам, например по его угадываемой философской концепции. Но ведь такой анализ не может охватить произведение полностью». Вывод Шнитке замечателен: «Если произведение действительно несет в себе некий замысел, оно неисчерпаемо...» Далее он говорит о том, что принципиальная невозможность воплотить интуитивный замысел равносильна тому, что любое родившееся, оформленное сочинение оказывается своего рода «ошибкой» автора по отношению к задуманному. «Поэтому ... воплощение замысла всегда является и некоторым его ограничением». Один из выходов, который находят здесь композиторы (или, добавим, выходы находят композиторов), — не дописывать сочинение. «В этом смысле недописавший свою оперу Шёнберг как раз воплотил свой замысел» (имеется в виду «Моисей и Аарон»). Другим выходом может представиться поиск новых способов музыкального выражения, развитие и совершенствование музыкального языка: «...неизбежность этой "ошибки" вместе с тем дает музыке возможность существовать дальше. Каждый пытается прорваться к непосредственному выражению некоей слышимой им прамузыки, которая еще не уловлена. Это толкает композитора на поиски новой техники, потому что он хочет с ее помощью услышать то, что в нем звучит». Альфред Гарриевич, можно сказать, предостерегает здесь музыковедов от буквального восприятия высказываний композиторов о своей музыке. Сочинивший партитуру может говорить о ее технической стороне — это одна односторонность. Может рассказывать о своих намерениях поэтического, философского порядка — это другая односторонность. «...Из всего этого неясно, чего он хотел своим внутренним слухом... Поэтому получается, что суждения композитора стоит принимать в расчет в очень ограниченной мере, они иногда дают лишь представление об общей проблематике, волнующей его». По Шнитке, даже таким корифеям, как Стравинский или Веберн, на основании одних лишь авторских высказываний (часто случайных, полемических) мы можем и отказать в их огромном внутреннем мире... Но высказывания композитора по поводу проблематики, волнующей его в тот или иной период, позволяют догадываться о роли этой проблематики в творчестве самого композитора: на мой взгляд, все, что говорил Шнитке о своей и чужой музыке, об искусстве, философии, религии,— было одновременно размышлением о его собственном творчестве, непосредственным или иносказательным. Другое дело, что он не все сказал... Суждения Шнитке о замысле и воплощении, опирающиеся на такую тонкую реальность, как психология внутреннего «видения» автором его пред-произведения, блестяще совпадают с научными открытиями семиотики XX века: подсознательный замысел, слышимая прамузыка — это «план содержания», записанное в партитуре сочинение — «план выражения». Никому не приходилось что-либо слышать от Шнитке о семиотике, но его теоретическое мышление интуитивно взаимодействовало с этой значительной научной областью его времени. _______________________________________________________________________
Сергей, Вы не указали составов этих оркестров. Взял из книги А. Ивашкина "Беседы с Альфредом Шнитке".
CONCERTO GROSSO № 4/СИМФОНИЯ № 5 Состав оркестра: 4 (включая 2 piccolo), 3 (включая гобой-соло в I части и англ. рожок), 3 (включая малый и бас-кларнет), 3 (включая контра фагот) – 4, 4, 4, 1 – ударные (литавры, тамтам, вибрафон, колокола, большой барабан, тарелки) – фортепиано, клавесин – арфа – струнные (скрипка соло в I части). Первое исполнение – 10.11.88, Амстердам, Концертгебау, дирижер Р. Шайи. Длительность звучания 39 – 42 мин. Издательские права – Ханс Сикорский, Гамбург.
PIANISSIMO… Состав оркестра: 3 (включая 2 piccolo), 3 (включая англ. рожок), 3 (включая бас-кларнет), 3 (включая контрафагот) – ударные (включая литавры, вибрафон, колокола, колокольчики; 4 исполнителя) – арфа – 2 фортепиано, клавесин, челеста – электрогитара, бас-гитара – струнные. Первое исполнение – 1969, Донауэшинген, ФРГ, фестиваль современной музыки, симфонический оркестр Баден-Бадена, дирижер Э. Бур. Длительность звучания 9 минут. Издательские права – Universal Edition, Вена. Партитура. Вена: Universal Edition, 1970. № 14897.
Получилось, спасибо. Сработало через Internet Explorer. Он сначала скачал этот файл куда-то себе в кэш, а уже потом предложил сохранить. Через менеджеры закачек не получалось.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".