Чарльз АЙВЗ (1874-1954) Американский композитор Чарльз Айвз прожил почти 80 лет, однако период его активного творчества продолжался сравнительно недолго. С 1901-го по 1919 год он создал свои наиболее значительные сочинения: Вторую, Третью, Четвёртую симфонии, симфонию «Празднества» (“Holidays”), оркестровую сюиту «Три места в Новой Англии», сюиту для театрального оркестра, три фортепианных и четыре скрипичных сонаты, большое количество самых разнообразных камерных, хоровых и вокальных пьес (многие из них впервые прозвучали лишь несколько десятилетий спустя). С 1929 года, после тяжёлой болезни Айвз отказывается от активной деятельности и посвящает своё время отдыху, размышлениям, а также созданию своеобразных воспоминаний и комментариев к своим сочинениям. Единственное произведение, над которым он постоянно работал все эти годы, - утопическая «Вселенская симфония» (“Universe Symphony”), где композитор мечтал воплотить музыку самой природы: вибрацию земли, шумы леса, гармонию небесных сфер. Несколько нот в партитуру этого грандиозного, оставшегося в набросках, сочинения Айвз вписал буквально накануне смерти. Айвз не считал музыку своей основной профессией, хотя окончил в 1898 году Йельский университет по классам композиции и органа, после чего получил место органиста в главной церкви Нью-Хейвена. Но в том же году он начал работать в нью-йоркском Всеобщем страховом агентстве, а через десять лет вместе со своим другом Майриком основал собственное предприятие. Таким образом, половину жизни он руководил крупной страховой кампанией, занимаясь композицией по ночам и в редкие свободные часы. «Он был на редкость парадоксальной натурой, - пишет Дж. Киркпатрик, известный американский пианист и хранитель архива Айвза. – Его сознание было всеохватным, способным объять всё многообразие явлений, всё то, что заключено в их кажущемся беспорядке: при этом он улавливал истинную, реальную взаимосвязь явлений, не группируя их в удобные для себя умозрительные соединения». Почти хроникально воплотив быт и духовный мир Америки XIX столетия, Айвз в то же время предвосхитил многие особенности, ставшие характерными для художественной культуры XX века. Традиционализм уживался в его искусстве с дерзким новаторством, философская обобщённость – с обнажённо будничным. Он выразил в своём творчестве парадоксальные контрасты, свойственные самой американской действительности. Творчество Айвза – широкая звуковая панорама жизни Америки. Пьесы, представленные на этом диске, как бы небольшой фрагмент этой панорамы. Каждая миниатюра имеет самостоятельный характер, но все они, по замыслу Айвза, могут исполняться вместе, соединяясь в своеобразную сюиту из так называемых «карикатур», или «подражаний», как называл их сам композитор. Так, пьеса «Всё время вокруг и обратно…» рисует один из моментов игры в бейсбол (начиная с середины вся пьеса вновь «ракоходно» движется к своему началу и завершается стремительной кодой). Скерцо «По тротуарам» - это сложная полифония шагов пешеходов и цоканья лошадиных копыт на улицах Нью-Йорка; в разноголосицу праздничного дня врывается игра сразу нескольких оркестров с разных углов площади. Пьеса «Светлая ночь» (“Calcium light night”) переносит нас в «приключенческую» атмосферу ночных летних пикников студентов колледжа небольшого американского городка. Миниатюра «Звуковые пути №1» (одна из двух сохранившихся пьес Айвза такого названия) является как бы воплощением в звуках характерного высказывания композитора: «Если любая лошадь имеет свою индивидуальную поступь, почему же её не может иметь каждая строка партитуры?!». «Праздничный вечер» (“Halloween”) – музыкальная шутка, написанная к первому апреля и построенная на всё убыстряющемся движении разнотональных гамм. Совсем иной мир открывается в лирических пьесах Ч. Айвза. Adagio sostenuto («У моря») – звуковой пейзаж, поражающий изысканностью и тонкостью колорита. Впоследствии (в 1921 году) композитор сделал вокальную аранжировку этой миниатюры, превратив её в романс (на стихи Р. Джонсона). Пьеса «Врождённое» вызывает к жизни чистые образы религиозных напевов XVIII - начала XIX столетий, близкие сердцу каждого американца. Эта пьеса также имеет вокальную версию на собственный текст композитора. В «зарисовках» Айвза (все они созданы в период с 1904-го по 1916 год), представленных на этом диске, запечатлён отрезок времени созерцания мира со всеми его контрастами. Айвз не создавал свои сочинения как нечто раз и навсегда завершённое. Его музыка, как и воплощаемая им действительность, всегда несёт на себе печать сиюминутности, незавершённости. «В искусстве, как и в жизни, - говорил композитор, - всегда есть, что добавить». (А. ИВАШКИН) 1. Скерцо (Всё время вокруг и обратно…) 2. Adagio sostenuto (У моря) 3. Звуковые пути №1 4. Врождённое 5. Скерцо (По тротуарам) 6. Светлая ночь 7. Halloween «Праздничный вечер» (№1 из «Трёх сцен на открытом воздухе») Ансамбль солистов оркестра Большого театра СССР Дирижёр Александр ЛАЗАРЕВ (Запись 1980 года) Соната на 3-х листах для ф-но и колокольчиков (1905) Исполняют: Алексей Любимов– ф-но, Марк Пекарский– колокольчики Скачать: Камерные сочинения - http://files.mail.ru/U7YI8N Соната - http://files.mail.ru/KKF2Z8
|