Галина Уствольская (1919-2006): как Диоген, жила бы в бочке (Антон Дубин) Страшный удел для композитора - быть неуслышанным, неисполняемым. Жить и творить в стране, не способной на отклик. Сочинять в стол, зная, что написанное, быть может, никогда не зазвучит. Год за годом видеть, как умирает классическая музыка. Судьба Галины Уствольской, талантливейшего петербургского композитора, сложилась именно так. Родившаяся в далеком 1919-м, она испытала на себе все тяготы Гражданской войны. Годы сталинского террора пришлись на раннюю юность. Уствольская училась тогда в Ленинградском хоровом училище. Позже, в 1940-м, она была принята в Ленинградскую консерваторию, в класс композиции Дмитрия Шостаковича. Все разрушила начавшаяся война. Галина Ивановна вместе с семьей была вынуждена эвакуироваться в Ташкент и надолго расстаться с любимым городом. Окончив консерваторию в 1947 году, Уствольская стала членом Союза композиторов (кишевший интригами особняк на улице Герцена, 45, она всегда старалась обходить стороной). Поступив в аспирантуру, стала преподавать. С 1948-го Галина Ивановна вела уроки композиции в Ленинградском музыкальном училище имени Н.А. Римского-Корсакова. Впрочем, эта ее деятельность диктовалась вовсе не желанием поделиться своим мастерством с пятнадцатилетними подростками. Уствольской попросту надо было хоть как-то жить. Заниматься педагогической работой заставила всегдашняя бедность ("В музыкальном училище я проработала долго, - вспоминала Уствольская, - около тридцати лет, но преподавала только для того, чтобы прокормиться…"). Поначалу музыка Галины Уствольской еще исполнялась. Некоторые из ранних сочинений имели определенный успех: скажем, былина "Сон Степана Разина" для баса с оркестром (1948) даже открывала несколько сезонов в Большом зале Ленинградской филармонии. Но уже с начала 50-х Уствольскую стали потихоньку забывать, произведения ее звучали в концертных залах все реже и реже. Практически все ее сочинения ждали издания и исполнения двадцать и более лет. Увы, немалую роль в этом сыграл учитель Уствольской - прославленный ленинградец Шостакович. Фактически именно благодаря Дмитрию Дмитриевичу жизненным уделом Уствольской было и остается забвение. Звуковая изоляция. Беззвучность. Взаимоотношения с наставником были глубоко драматичны. Шостакович позволял себе прямое цитирование фрагментов сочинений Уствольской в своих собственных. А значит, знал, насколько одарена его лучшая ученица. Будучи первым лицом Союза композиторов, влиятельнейшей фигурой музыкальной жизни 60-70-х годов, он не сделал абсолютно ничего для того, чтобы музыка Галины Уствольской нашла своих слушателей ("Дмитрий Дмитриевич всегда молчал, если дело касалось помощи мне…"). Десятилетиями ее никто не считал самостоятельным композитором. К огромному сожалению, даже сейчас для многих Уствольская - лишь ученица Шостаковича. Что самое парадоксальное - его последовательница. А ведь она - самостоятельный, сложный, ни на кого не похожий композитор ("Минимальная музыка", Шенберг, Веберн - все это почему-то надо ко мне приписывать… Пишут, что я от Веберна, что моя музыка имеет древнерусские корни, пишут про композиторов, фамилии которых я вообще не знаю… У меня есть мое творчество, моя музыка, только моя!"). Тем более - не похожа она на Шостаковича. Характерно, что своему учителю Галина Ивановна не посвятила ни одного сочинения. В последнее время музыка Уствольской звучит все чаще. С большим опозданием, не по вине автора, она завоевывает мир. Правда, ее вещи покупают и широко исполняют в основном на Западе: в Германии, Швейцарии, Англии, Голландии. Американским биографическим институтом Галина Уствольская названа человеком 1993 года. В России произведения композитора по-прежнему исполняются очень редко. Замечательный пианист Алексей Любимов - один из немногих, кто, к счастью, нарушает эту давно сложившуюся "традицию". Теперь у нас есть и словесный эквивалент музыке Галины Ивановны Уствольской. Работа петербургского музыковеда О.Гладковой - первая вышедшая в России монография, посвященная творчеству крупнейшего композитора ХХ века (в выходных данных книги обозначен 1999 год, но дошла до Москвы она только осенью 2000-го). В нее, насыщенную биографическим материалом, вошли и отрывки из бесед автора книги с ее героиней (что само по себе редкость, учитывая замкнутость Уствольской, писавшей о себе: "Я, как Диоген, забралась бы в бочку и жила там. Это был бы лучший вариант моей жизни"), и фотографии разных лет из домашнего архива, и высказывания музыкантов с мировым именем о личности и творчестве Галины Уствольской. Хочется отметить, что эта книга - не сухой теоретический анализ произведений композитора ("Я прошу всех, кому дорого мое творчество, - писала Уствольская, - не делать его теоретического анализа"). Это попытка дать живое представление об уникальном феномене культуры, проникнуть в суть "тяжелой", но магически притягивающей музыки Галины Уствольской. /О.Гладкова. Галина Уствольская. Музыка как наваждение. - СПб.: 2000, 168 с. / _____________________________________________________________________________
Sonata No. 5 (1986) Sonata No. 6 (1988)
Markus Hinterhauser, piano
Symphony No.2: True and Eternal Bliss Symphony No.3: Jesus Messiah, Save Us! Symphony No.4: Prayer Symphony No.5
Помещаю ссылку на одночастный фортепианный концерт Г.Уствольской. Это небольшое произведение написано в комсомольском возрасте (1946), но уже несёт печать тяжёлой меланхолии, которой проникнуто всё творчество композитора. Серьёзность намерений и целеустремлённость Уствольская доказала жизнью. Здесь высказывалась мысль, что неразвитые слушатели должны сами карабкаться к музыкальным вершинам. Уствольская ни шагу не сделала навстречу слушателю. Вот хороший полигон для альпинизма. Многие ли докарабкаются, не свихнувшись? Сам я не хочу слушать музыки Уствольской, она "действует мне на нервы".
СКАЧАТЬ: http://files.mail.ru/EEWH9Y Исполняет Сергей Салов. Оркестр I musici de Montreal, дир. Ю. Туровский
Надо не нажимать на "Скачать", а копировать текст "http://files.mail.ru/EEWH9Y" в буфер обмена (мышью) и вводить его в строку адреса, потом жать на "Enter".
Если даже предположить, что музыка Уствольской на 90% - тараканы в голове, и только на 10% - отражение действительности, то эта действительность - страшная, тюремная, бесчеловечная. Человек в музыке присутствует, но полностью раздавлен.
Вот спасибо за эти ссылки! Это открытие для меня. Всегда, кстати, думал, что "пессимизм" и "абсурдизм", вроде Кафки и Беккета - это самый что ни на есть реализм. Натурализм даже.
Почему же только на советскую? "...Если/Возможно именем своим назвать/ Мне истину хоть иногда, - скажу,/ Что человек несчастен был и будет/ Во все века, и не из-за формаций/ Общественных и установок, но/ По непреодолимой сути жизни" Может это не социология, а метафизика?
Спасибо, Сергей! Согласна с az_ az_ az., мне кажется,что Г.Уствольская композитор с трагедийным и драматическим ощущением бытия, и это не связано с "советскими делами". Тоже самое и с Шостаковичем - не стоит сводить его творчество к "отражению действительности" и "борьбе с режимом", хотя в какой-то мере эти моменты присутствуют в его музыке.
Да. Шостакович, с одной стороны, - певец времени: "Первомайская" симфония, "Октябрю", "9 января", кантата советской милиции... с другой - 4 симфония (памятник сталинской диктатуре), 13 симфония, и др... Он шарахался из стороны в сторону. Чего не скажешь о Уствольской.
километры километрами, но прозрения и глубина у редких "Уствольских" после прослушивания ф-п сонат (примерно лет 20 c лишним назад...), впечатление было именно позитивное, не ощущал в музыке Г. Уствольской трагизма и безысходности, скорее сосредоточенную медитативность и фиксации состояний, хотя играл значение еще момент эксклюзивности, пластинку "затирали" до дыр, так как присутствовало ощущение некоей полузапретности... чуть позднее, в конце 80-х, нач. 90-х ХХ в эту LP можно было купить за несколько копеек (или уже сотни рублей были, сейчас точно не назову...), как уцененные... да, такая музыка не продаётся! Евгений (в профиле другое имя)
"...О, да, ужасная советская действительность с гарантированными госзакупками, домами творчества и прочими ужасами для композиторов. Ну, покритикуют... Какой кошмар! Вот вам за это фига в кармане..." СВЯТАЯ НАИВНОСТЬ, Влад Мишонов. Складывается впечатление, что Вы не жили в СССР, а были на вечных гастролях и не знали о 232-конц. лягерях, психушках, о репреcсированных композиторах, о идеологических комиссиях в Союзах композиторов и ТРЕБОВАНИИ - хвалить партию...(перечитайте биографии Рославца, Мосолова). Вы обо всём этом не знали (или не хотели ЗНАТЬ)??? Наивность, граничащая со свинством.
По-поводу выродка Жданова и его "новой" музыки, далёкой от народа... Она также "далека" как и творчество Джезуальдо, Перотина, Леонина, Преториуса, Хильдегарды, мастеров "Арс нова"... симфонии Моцарта не менее далеки от народа, чем симфонии и мотеты Брукнера или литании, реквиемы, кондукты... Художник апеллирует к Вечности, а не к толпе, требующей "хлеба и зрелищ", Сердючек, ДиБиланов, "мурок", "централов"... Кто такой Жданов, чтобы заслужить присутствия на классическом форуме??? Не достаточно ли того, что в СССР очень часто культурой руководили начальники с сельскохозяйственным образованием, кухарки и мясники... Мы до сих пор ещё имеем "рецидив совка" - тотальную шизофрению власти. Разве схизофреники являются рупором народа? И какое дело Художнику до всего этого номенклатурного маразма и заискивания толпы???
Большое вам спасибо! Найти музыку Галины Ивановны трудно, услышать её вживую - еще более редкая радость. Популярной она не будет никогда по причине малопонятности для большинства. Известные слова В. Суслина о том, что музыка Уствольской — это «голос из чёрной дыры» (или черного квадрата - кому что ближе), являют собой предельно краткое, но точное определение. Здесь нет депрессии в расхожем понимании этого слова. Это чувство близости небытия, страх перед непознанным. Ощущение бессилия и при этом необыкновенной храбрости - жить дальше. Чтобы понимать сочинения Уствольской, нужно жить с чувством чёрной дыры. За этим простым образом - религиозно-философская бездна. Дорогой Theodor, "тюремная действительность" имеет место быть, но она самая что ни на есть человеческая. Человек в ней не раздавлен, но несвободен. Об этом много у Ф.М. Достоевского написано. Согласна с ув. Иваном - это натурализм в чистом виде.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".