1943 год —первый год после возвращения Мясковского из эвакуации —был ознаменован созданием 24-й симфонии. Сочинялась она смыслью о покойном друге —В. В. Держановском—ипод свежим впечатлением от известия осмерти Рахманинова (в издании собрания сочинений которого Мясковский также принимал активное участие) и, естественно, носит черты скорби итрагических переживаний. Несомненно, вней запечатлелись также чувства, рожденные войной. Хотя положение на фронтах ипеременилось ктому времени, воины наши одерживали победы игнали врага вспять, но достигалось это дорогой ценой. Множились жертвы и среди деятелей культуры.
Первые наброски симфонии были сделаны в марте. Но, увлеченный 9-м квартетом, Мясковский на время оставил работу, авернувшись кней летом, довольно быстро сочинил все три части. Кое-что проверив, уточнив, он сразу же начал инструментовать и24-го августа записал в дневнике: «Несмотря на бесчисленные посещения, ктрем часам ночи кончил оркестровку симфонии».
Тщательно переписанная автором партитура 24-й симфонии была вручена Е. А. Мравинскому, и 8декабря 1943 года сочинение впервые прозвучало в Большом зале Московской консерватории под управлением этого требовательного ивзыскательного дирижера. 24-я симфония —эмоционально насыщенное произведение. По глубине замысла некоторые исследователи сравнивают ее с 16-й симфонией. Вспомнить это произведение заставляет и некоторая схожесть просветленной концовки финала 24-й, восстанавливающей покой после мощных кульминаций и напряженных образов последней части.
Средняя (медленная) лирическая часть симфонии очень сдержанно, без надрыва, но глубоко впечатляюще передает чувство великой скорби. Достигается это повторением (каждый раз вновом оркестровом изложении) основной, трагически окрашенной темы.
А вкрайних частях идет энергичное столкновение и борьба скорбно-лирических образов сгероически-действенными, побеждающими. Построенные в сонатной форме первая часть ифинал начинаются вступлениями сфанфарным звучанием меди. В первой части, которая вцелом носит характер героической баллады, эти возгласы медных, вторгаясь эпизодически в музыкальную ткань, подхлестывают ее развитие, подталкивают тяжело продвигающуюся вбасах суровую главную партию, нагнетают напряжение. Возникающая тут же широкая героическая тема (вторая тема побочной партии) придает музыке волевой, действенный характер, усиливает динамику. Эта героическая тема очень быстро превращается встержневой образ всей симфонии, способствуя объединению контрастного тематического материала иокрашивая музыку вгероические тона. Особенно это заметно вфинале, где после ряда кульминаций (под воздействием стержневой темы) в музыке симфонии побеждают образы мужества исилы, дающие возможность перейти в конце кспокойной мажорной звучности ипросветлению. Так, излив скорбь у дорогих могил, люди, преодолевая щемящую боль, возвращаются кжизни.
24-я симфония —одно из драматичнейшихсозданий Мясковского. Но трагедийным образам, как уже говорилось, художник сумел придать черты той строгой сдержанности, которая вообще отличает его музыку. Оркестровая палитра симфонии очень богата и разнообразна. Споразительным полифоническим мастерством, переплетая свободно льющиеся широкие мелодии, композитор создал, может быть, местами и несколько густую, но бесконечно прекрасную и волнующую музыкальную ткань.
Мясковский против Шостаковича
Спорное мнение: на мой взгляд, Симфония №24 Мясковского гораздо глубже и трогательнее, нежели 7-ая симфония Шостаковича, которая раскручена как симфония о ВОВ. У Шостаковича война изображена очень поверхностно и даже механистично, особенно первая часть симфонии заставляет придерживаться такого мнения. (Кстати, что касается Шостаковича, то, как мне кажется, главная партия его 12-ой симфонии (1-ая часть) весьма сильно напоминает главную тему 2-ой части 24-ой симфонии Мясковского. Напомню, что 12-ая симфония Шостаковича написана в 1961 году)
Спасибо за выкладку. Хочу заметить, что например на сервре http://phonoarchive.org выложены все 16 дисков с записями Мясковского-Светланова. Всё в формате без потери качества!
Дискуссии не получится. Настолько различны подходы к симфониям, что они уже представляются разными жанрами. У Мясковского это расширенный квартет - интимные, камерные переживания. 7-я Шостаковича - плакат, особенно 1-я часть, рассчитанная на однозначное толкование и понимание массового слушателя. Насчёт повторения чужих мелодий - это, скорее всего, совпадение. Первая часть 7-й напоминает "Болеро" - это очевидно и к этому все привыкли. Сейчас Шостаковича усиленно "потрошат", находят обрывки из Сибелиуса и приписывают Ш. всякую крамолу - якобы он так выражал протест против Финской войны. А 5-я С. будто бы вся построена на цитатах из "Кармен" и описывает сложные отношения с некой женщиной (!?)
...А 5-я С. будто бы вся построена на цитатах из "Кармен" и описывает сложные отношения с некой женщиной... Всё так, и без "будто бы". Читайте на форумклассика
Я не слышу там никакой "Кармен", даже когда мне пальцем показали. Этой популярнейшей симфонии 70 лет, и что же, никто не раскусил? Может, там и есть сходные последовательности нот, но в контексте симфонии они не вызывают ассоциаций.
To vova 513 Сейчас стало модно пинать ДДШ. И не великий, мол, и "соглашатель"... Можно, конечно, просто не обращать внимания. Но "крал" (даже в кавычках) - это, по-моему, верх бестактности или непонимания, особенно касательно 15-й симфонии. Что же до Мясковского, то он, бесспорно, заслуживает всякого уважения. Но вот у меня "романа" с его музыкой не получается, не влюбляюсь. (Так и с женщиной бывает - и красива, и умна, и хвалят все, а не волнует.) Другое дело - музыка Шостаковича (для меня). Впрочем, тут уж - кому что... А симфонию 24 - послушаю, попробую понять. А за выкладку и за интересный текст - спасибо!
Симфония прекрасна и серьёзна - как всё у Мясковского. И сравнивать ни с кем не хочется. только удивительно несколько, как удавалось Н.Я.М. идти своим путем, не поддаваясь конъюнктуре (как, например, это делали Хренников, Кабалевский - тоже музыканты не без таланта. Даже Д.Д.Ш. А я прошу разъяснить: как пользоваться рекомендованным сайтом http://phonoarchive.org ? На музыкальную часть я выйти не могу, всё открываются какие-то не те. Спасибо
не могу зарегиться на http://forum.phonoarchive.org
где взять Confirmation code:
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".