"Новаторская работа Роберта Левина затрагивает инструментовочный, грамматический и структурный аспекты Реквиема Моцарта в варианте Зюсмайра при уважении к двухсотлетней истории знаменитого сочинения. К числу наиболее существенных корректив относится прозрачная инструментовка, вдохновленная другой церковной музыкой Моцарта; Lacrimosa, ведущая к немодуляционной фуге Amen (в других версиях материал этой фуги претерпевает протяженные модуляции); и переработка фуги Hosanna по модели моцартовской Мессы до-минор K.427/417a, отражающей пропорции церковной фуги Моцарта. Роберт Левин известен как пианист-виртуоз, увлеченный возвращением практики импровизированных украшений и каденций, характерной для периода классицизма. Он также признанный исследователь Моцарта и музыкальный теоретик. Левин завершил моцартовские наброски, опубликованные Баренрайтером, Ханслером и Петерсом. Премьеру его версии Реквиема осуществил Хельмут Риллинг в августе 1991 г. на Фестивале европейской музыки в Штутгарте, Германия. Она была встречена бурными овациями. Сегодня Левин является профессором гуманитарных наук в Гарвардском университете." "... другая версия опубликована в 1994 г. пианистом и специалистом по Моцарту Робертом Д. Левиным ... Левин не внес в Реквием кардинальных перемен (около 30 процентов его музыки успел завершить сам Моцарт). В основном в его редакции облегчена чересчур грузная оркестровка Зюсмайра и сглажен ряд неуклюжих мест, хотя он все же переработал Sanctus и Domine Jesu."
Конечно, исходную работу Зюсмайра принижать не стоит. Но, как отмечено в обзоре Amazon, вопросов все же есть много. Например, найденные гораздо позже - в 1960-е годы, http://en.wikipedia.org/wiki/Requiem_(Mozart) - наброски фуги Amen, которой у Зюсмайра нет вообще. Обратите внимание на эту фугу (новый номер Sequenz No. 7) в записи редакции Левина.
Спасибо, уважаемый Александр, за это выставление. Мне самому приходилось играть уже несколько редакций. Всё же как жаль, что Моцарт не успел закончить это произведение, хотя оно и было заказным и не шло от насущной потребности сердца, так же как и Ave verum corpus, или "Милосердие Тита", над чем он трудился практически одновременно перед смертью... (не говорю за "Волшебную флейту", не знаю). Тем парадоксальнее эта музыка подчёркивает величие его гения. Все редакции, начиная от Зюссмайра и дальше - это всего лишь версии, попытки реконструкций, но и в них проглядывает гений Моцарта. Мне доводилось слушать, помимо собственной игры, самые разные редакции - Ричарда Мондера (Richard Maunder), в частности (где-то на сайте она есть, если ссылка жива). Спасибо Вам за знакомство с версией Левина. Иногда возникали мысли: "а не есть ли его т.н. версия, как и все другие, редакцией, или пересочинением, или переаранжировкой уже Зюссмайра (помимо имеющихся оригиналов или набросков Моцарта)?". Например, мне довелось видеть факсимиле "Lacrymosa". Там, дальше 8-го такта, нет вообще НИЧЕГО. Левин использует материал Зюссмайра до определённого предела, где логично осуществить переход к фуге Amen. А может, Левин решил не изобретать велосипед, и переправил на свой взгляд на Моцарта то, что уже было сделано Зюссмайром? Где и насколько использован материал Моцарта - трудно сказать, я всего не видел. Ну что ж, спасибо всем, по своему видящим этот великий набросок (донельзя запиленный, но воистину гениальный), и пытающимся преподнести его нам, по мере своего приближения к гению столь рано ушедшего автора.
Да, гений Моцарта невозможно затмить никакой интерпретацией или аранжировкой. Жаль, что это произведение осталось незаконченным. Но есть надежда, что Моцарт хотя бы напел перед смертью Зюсмайру основные темы частей Реквиема. Появились сведения, что Зюсмайр был любовником Констанцы, и, поскольку имел доступ ко всему в доме Моцартов, отравил великого композитора. То, что Моцарт был отравлен почти не вызывает сомнений. Взять одно то, что Зюсмайр был одновременно и учеником Сальери. Признание Сальери (он никогда не был в доме Моцарта) в убийстве, конечно, можно считать бредом сумасшедшего, окончившего жизнь в доме для душевнобольных. Но соучастником этого страшного заказного убийства он мог быть вполне.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".