Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
С. Рахманинов – Элегические Трио №1, №2 (Р.Дубинский, Л.Eдлина, Ю.Туровский) [аудио]
Пауль Хиндемит – Концерт для Оркестра, Симфония "Гармония Мира". В.Фуртвенглер. [аудио]
К.Сен-Санс – Концерты для фортепиано №№1 – 5 (Стивен Хаф - ф-но, Симфонический оркестр Бирмингема, дир. Сакари Орамо) [аудио]
Календарь новостей
«  Сентябрь 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 12:31
Главная страница » 2008 » Сентябрь » 28 » Свиридов. "Патетическая оратория" на слова Маяковского
Свиридов. "Патетическая оратория" на слова Маяковского
   
 
 Из откликов на исполнение "Патетической оратории" 7 ноября 2007 г. (БЗК, дирижер А. А. Ведерников)
- Был вчера на концерте оркестра Габта. Концерт потрясающий не только качеством исполнения, сколько точным попаданием в нужную дату. Неудивительно, что на части "разговор с товарищем Лениным" некоторые лица, о которых в этой части как раз говорится текстом Маяковского, стали имигрировать в сторону гардероба.
Только у меня (с галёрки) вызвало недоумение, что в последней части оратории (солнце и поэт) Лынковский вдруг сильно прибавил мощи и даже практически перекрыл голосом хор с оркестром. Я тут грешным делом подумал, а не включили ли тут, в концовке, ему динамики?
- tak tam v partiture napisano v etom meste: "v mikrofon".
 (Форум "Классика", 2007)
**********************
...Это произошло в году 1958-м, в то время когда Свиридов еще работал над «Патетической ораторией». Как известно, Шостакович не любил поэзию Маяковского. И вот однажды, когда Свиридов пришел в очередной раз в гости к Шостаковичу, то за столом, где собрался, как обычно, круг друзей хозяина дома, — коллеги композиторы, музыковеды, исполнители, — возник странный разговор. Шостакович, уже знавший, над чем работает Свиридов, вдруг обратился к нему с вопросом: «Юрий Васильевич, я слышал, что вы пишете на Маяковского?» — «Да, — признался Свиридов, — пишу ораторию. А что?» — «Зачем вы это делаете, ведь Маяковский — плохой поэт!» Свиридов не сдержался: «Кому нравится Маяковский, а кому Долматовский!» На этом разговор прервался. Через некоторое время состоялась премьера «Патетической оратории», и началось ее триумфальное шествие по стране. Успех был ошеломляющим. Дело дошло до выдвижения свиридовской оратории на Ленинскую премию. В Союзе композиторов знали, что Шостаковичу это сочинение не нравится. Руководство Союза стало подвергать ораторию тихой обструкции. Все шло к тому, чтобы «завалить» ее на показе перед Комитетом по Ленинским премиям. Один очень известный композитор написал статью «Творческая неудача», и она уже лежала в редакции газеты «Правда», ожидая дня показа. Но на показ неожиданно пришел М. А. Суслов. Он прослушал ораторию и с удивлением отметил: «А ведь это хорошая музыка». (Судя по всему, его предупредили, что музыка плохая.) Упомянутая статья, в которой Свиридов критиковался за то, что не сумел в музыке изобразить портрет живого В. И. Ленина, так и не появилась в «Правде», а композитор стал лауреатом Ленинской премии.
Отношения с Шостаковичем охладились до нуля. Внешне это почти никак не проявлялось, до публичных претензий дело, слава богу, не дошло. Но идейная борьба шла. Она выплеснулась на страницы печати в дискуссии ученых и критиков о состоянии жанра симфонии, о приоритете жанров. В первом номере журнала «Советская музыка» за 1963 год появилась статья молодого музыковеда Майи Абрамовны Элик «Что волнует сегодня?». Она, говоря о современных тенденциях развития музыки, попыталась усомниться в том, что жанр чистой симфонии имеет монополию на выражение высокого философского содержания, указав, что у кантатно-ораториального жанра тоже есть для этого все возможности. Вокруг этой статьи разгорелся довольно продолжительный спор. [...] Ни Свиридов, ни Шостакович в дискуссии не участвовали. Однако Дмитрий Дмитриевич высказывал свое отношение к «Патетической оратории» в узком кругу, и об этом было известно Свиридову. Были и обидные слова, задевшие его честолюбие. Расхождения отразились и на противоречии публичных оценок тех или иных явлений, чего раньше невозможно было представить. Шостакович поддерживал на выдвижение Ленинской премии одного известного исполнителя, Свиридов был против. И наоборот, Свиридов поддерживал кандидатуру одного композитора, чья опера выдвигалась на Государственную премию СССР, Шостакович выступил против. Таких случаев было не так много, но все-таки они были.
И все же основные расхождения касались главного в их жизни — композиторского творчества. Краткая эпоха иллюзий хрущевской «оттепели» конца 1950-х годов, когда, собственно, и могла появиться «Патетическая оратория», довольно быстро подошла к своему закономерному концу. Шостакович пишет свои последние сочинения, 14-ю и 15-ю симфонии, 15-й квартет, сонату для альта с фортепиано. В этих сочинениях отразилось его болезненное состояние, в них витает дух смерти. В 14-й симфонии смерть — главная тема произведения; в конце последней части 15-й веет какой-то могильной тишиной. В начале 1960-х годов Шостаковича еще привлекают социально-политические коллизии. Он обращается к слову, пишет сатиры на стихи Саши Черного, его увлекает поэтическая публицистика Марины Цветаевой, он находит достоинства в стихах Евтушенко и пишет на его слова 13-ю симфонию и ораторию «Казнь Степана Разина». Это уже совсем далеко от образов «Деревянной Руси», в этой музыке нет места «Светлому гостю». Художественные миры Шостаковича и Свиридова удалялись друг от друга на какие-то немыслимо далекие, астрономические расстояния...
Большая, небесспорная статья полностью:
http://www.opentextnn.ru/music/personalia/sviridov/?id=1369

Oratoria.rar 97.8 МБ скачать
http://files.mail.ru/TXYW53TXYW53TXYW53TXYW53TXYW53XX
 
Картинка - Юон Константин Федорович
Новая планета, 1921 Картон, темпера 71 х 100,8, ГТГ.
Категория: аудио | Просмотров: 19598 | Добавил(а): Палыч
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 11
1. Александр (Палыч)   (28 Сентября 08 12:06) [Материал]
Давно собирался выложить это замечательное патриотическое произведение. По силе воздействия могу сравнить Патетическую ораторию только с увертюрой "1812 год" Чайковского.
В пучинах интернета были найдены две записи разных лет.
[b]Первая[/b] - ранняя - не очень хорошего качества, но, на мой взгляд, выше в художественном отношении. Имена исполнителей указаны мной предположительно: А. Ведерников, Нина Исакова, дир. К. Кондрашин. (должны существовать другие записи 60-х годов - с солисткой Нинель Аксючиц, дир. Н. Рахлин).
[b]Вторая[/b] запись - поздняя - с А. Ф. Ведерниковым, Раисой Котовой. Дир. В. Федосеев.

2. Юрий Руцинский (iura)   (28 Сентября 08 12:28) [Материал]
Спасибо! Музыка, действительно, прекрасная, теперь ,как-то, реже звучащая-по крайней мере, в наших Палестинах. Не совсем понял Ваш акцент на теме "Шостакович-Свиридов". До сих пор считал, что они "мирно уживались". Композиторы-то они соовсем разные! :) А чья это картинка?

3. Александр Павлович (Палыч)   (28 Сентября 08 13:37) [Материал]
Не хотелось писать общих слов. Я раньше тоже думал, что Шостакович и Свиридов - учитель и ученик - связаны вечной дружбой, а Патетическая ортория написана прямо для Комитета по Ленинским премиям. В жизни всё сложнее, были и зависть, и интриги... Музыку делают люди - человеки...
О картине - вставил в пост.

4. vanja   (28 Сентября 08 17:52) [Материал]
Bravo !! appl appl appl

5. григ (слушатель)   (30 Сентября 08 20:47) [Материал]
это не рио-де-жинейро а до чайковского как до луны товарищи :'(

6. Иван   (11 Декабря 08 14:44) [Материал]
пароль не работает!
www.intoclassics.net

7. Александр (Палыч)   (15 Декабря 08 22:19) [Материал]
Скорее всего, Вы захватываете с паролем пробел. Всё работает. 15.12.2008

8. g   (17 Декабря 08 16:53) [Материал]
violin piano booze appl bravo

9. Павлович (Палыч)   (20 Декабря 09 12:43) [Материал]
Появилась качественная запись К. Кондрашина.
Лучше скачать здесь:
http://intoclassics.net/news/georgij_sviridov_pateticheskaja_oratorija_na_slova_majakovskogo_fedoseev/2009-12-19-12168

10. Big Dog (Malamute)   (20 Декабря 09 13:00) [Материал]
Спасибо! Скачаем.

11. (pehrtmn)   (17 Декабря 15 21:27) [Материал]
please repost

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.