Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 18 Ноября 24, 03:11
Главная страница » 2008»Август»24 » Д. Шостакович.Симфония № 4. Соч. 1936г. Исполняет Симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр Кирилл Кондрашин. Запись 1962г.
Д. Шостакович.Симфония № 4. Соч. 1936г. Исполняет Симфонический оркестр Московской филармонии. Дирижёр Кирилл Кондрашин. Запись 1962г.
11:21
О первом исполнении 4-й симфонии рассказывает К.П. Кондрашин.
В 1960-м году я поступил в Московскую филармонию, и в том же году или на год позже, Моисей Абрамович Гринберг, будучи тогда худруком Московской филармонии, сказал мне: "Кирилл Петрович, не хотели бы Вы вернуться к Четвертой симфонии Шостаковича, которая никогда не исполнялась?" Она готовилась в 1936 году, и делались даже корректурные групповые репетиции. Но в это время раздалась критика в адрес оперы, а потом балета; Штидри репетицию вел, не понимая музыки. Мне рассказывали музыканты, он морщился и спрашивал: "Здесь фа-диез?» Шостакович говорил: фа-диез. Он пожимал плечами, и в это время звучал фа-бекар и фа-диез одновременно. В общем на репетиции никто ничего не понял. Те несколько корректур, которые были, ничего не дали. И после этого Дмитрий Дмитриевич, видимо, по совету Ивана Ивановича Соллертинского, чтобы не подвергать себя еще одному удару, это исполнение снял. Партитуру затеряли, но оркестровые партии сохранились. А после войны Леон Атовмьян, работник Музфонда, большой друг Шостаковича и очень энергичный человек, затребовал эти сохранившиеся партии из Ленинграда и по ним составил партитуру. Из этой партитуры он сделал четырехручное переложение симфонии, то есть для двух фортепиано. Она была отлитографирована на плохой бумаге, и только этот экземпляр мне и удалось получить для того, чтобы ознакомиться с произведением. Слепая печать плюсмногопропущенныхнюансовитемпов, — понять что-либо было очень трудно. Партитура находилась в Ленинграде, ее отослали обратно к партиям.
Я несколько раз внимательно сыграл в четыре руки, причем, одному нельзя даже было сыграть, потому что партии были разные, то есть не четыре строчки одна под другой, тогда легко было бы прочесть, а одна партия, скажем, в одной тетради, другая — в другой. Это было довольно сложно, но в конце концов что-то мне удалось понять. Я сказал Моисею Абрамовичу, что с удовольствием приступил бы к этому делу.
—Знает ли об этом Дмитрий Дмитриевич?
— Нет, еще не знает. Я хотел узнать, кто за это возьмется, и предложил Вам.
После этого он сообщил о моем согласии Шостаковичу. Тот был очень тронут, что филармония эту инициативу проявила, и захотел повидать меня. Я к нему пришел. Это было в 1961 году, вскоре после того, как я исполнил Третью симфонию Малера, которая давно не звучала в Москве. Шостакович был большой любитель Малера, ему очень понравилось исполнение, видимо, поэтому Моисей Абрамович мне и предложил. Когда Шостакович меня встретил, он сказал:
— Дайте мне, пожалуйста, четырехручное переложение. Мой оригинал партитуры затерян, а копия в Ленинграде. Я многое забыл в этой симфонии и должен посмотреть. Приходите ко мне послезавтра.
Когда мы встретились снова, он вернул мне оба тома и сказал, что можно играть, И позвонил в Ленинград, чтобы выслали партитуру.
— Что-то есть в этой музыке мне и сейчас дорогое, — сказал он.
Я принялся изучать партитуру. Несколько раз приходил к Дмитрию Дмитриевичу. Память у него феноменальная. Часто, не глядя в партитуру, когда я ему говорил какую-то цифру (он уже один раз клавир просмотрел — ему достаточно уже было все вспомнить), он сейчас же говорил, что там пропущено. Это совершенно необычайно.
Мне показался сложным финал, который я трактую как Первомайскую демонстрацию, считая, что это была картина народного веселья. Там, до похоронного марша, происходит такой "взрыв", затем начинается довольно длинная фуга, в которой построение очень симметричное, кажется, по 24 такта каждая тема без изменения фактуры. И я не знал, как к этому месту подступиться.
— Дмитрии Дмитриевич, тут такое длинное место. Не считаете ли Вы, что его можно было бы сократить, потому что фактура однообразная, публике, может, будет скучно.
Он как-то покоробился и ответил:
— Пусть кушает, пусть кушает.
Так онхорошо посадилменяна место.Потомя понял, конечно, чтоглупость предлагал, потомучто именно таким длинным и должен быть предыкт.
Был другой случай — похожий, с "Казнью Степана Разина". Это тоже была моя премьера. Мы вместе работали, и конец казался мне растянутым. Помня тот случаи, молчал. Молчал, крепился, но на одной из последних оркестровых репетиций в антракте и говорю:
— Мне кажется, что вот эти четыре такта лишние. Как Вы считаете?
— Ну, попробуйте сыграть без них после антракта.
Я попробовал. Он, не останавливая музыки, кивнул:
— Да, так хорошо.
Мы эту купюру зафиксировали, так и было издано. Он мне потом, между прочим, пять раз говорил:
—Я Вам благодарен, что Вы мне это подсказали. Действительно, это же невозможно, какая моя непростительная ошибка.
Как всегда, он все удары принимал на себя.
Четвертая симфония прошла с блеском. Тут слышны были отголоски борьбы с культом личности, и сама симфония несла ореол мученицы. Действительно, музыка потрясающая. Она обошла весь мир. Сейчас же Орманди немедленно затребовал ее и исполнил первым в Америке. Потом Стоковский. Там была чуть ли не драка за исполнение, так же, как по поводу Тринадцатой.
С Шостаковичем у нас завязалась довольно крепкая дружба уже и домами. Он меня приглашал, когда писал какие-то свои новые сочинения, даже и не симфонические, когда они проигрывались дома. Он в то время еще сам играл, уже играл плохо, но играть еще мог, подпевая довольно жалобным детским голоском.
Через год noсле исполнения Четвертой симфонии Дмитрий Дмитриевич мне позвонил и сказал:
—Кирилл Петрович, я вот написал новую симфонию, приходите послушать...
Из книги «Кирилл Кондрашин рассказывает». В.Ражников. М., 1989
Да, пароль исправил. Я недавно скачивал пианистов - довольно быстро...
4.Александр Сергеенков (eye) (24 Августа 08 16:03)
[Материал]
насколько я понимаю, за пределами россии у народа начинаются какие-то проблемы, не один раз с этим сталкивался. хотя пока из известных мне файлообменников - этот лучший. Палычу спасибо за выкладку! весьма интересное исполнение.
Терпение, господа! Всё будет, всё окупится! Хочется верить, что временные неприятности не остановят нас. Ради великой музыки стерпим любую "тягомотину". У меня тоже будет не меньше, чем часов 10 качаться. Не люди должны служить технике, а техника - людям.
Та самая запись, что лежит у меня на виниловой пластинке, я ее узнал. Как раз искал возможность ее качественно оцифровать, ибо фонограмма сама по себе шедевральная, а тут - такой подарок. Огромное спасибо! Другие симфонии Шостаковича в прочтении Кондрашина порой смущают (если не сказать - раздражают) советской "кондовостью", но 4-я записана превосходно, великолепно. Самая "несоветская" симфония получила адекватное, подлинно свободное по духу, конгениальное воплощение. Все прочие встречавшиеся записи - от Рождественского и Баршая до именитых иностранных дирижеров - "нервно курят в стороне". 2-я часть - отдельный шедевр. Темп, настроение, слаженность - фантастика!
Отдельное спасибо за интересную дополнительную текстовую публикацию. Очень в тему.
А я всё о своём. Качалось часа три, -в итоге имею две части с "неожиданным обрывом файла". Очень жаль. Счастливые люди тех времён-пришёл на концерт, послушал и никаких проблем. второй день с этим маюсь-любой файл качается на скорости 15-20. Настойчиво просят установить Яндекс Бар, пробовал-Интернет вообще не хочет подключаться. Подскажите, что делать, техногении!
Cочувствую, Юрий. А Вы чем качали, браузером или Download Master-ом? У меня за ночь последним (DM) без проблем закачалось всё. Слушаю. О Рождественском: он, господа, как известно, насколько одарён, настолько же и ленив. Да и высокомерен немало. Однажды довелось вашему покорному слуге с ним играть Четвёртую. Все вышеописанные недостатки как ветром сдуло. Делал он её не за страх, а за совесть. Как то я попросил его показать мне партитуру. Так эта его партитура - будущий музейный экспонат. С дарственной надписью автора, с обозначениями, какая тема или подголосок в каком произведении ещё применена, а на форзаце обозначены даты, где, когда и с каким оркестром симфония сыграна. На тот момент было уже под пятьдесят исполнений, эту симфонию он любит. И он мне рассказал такую историю: как-то довелось ему дирижировать её в Вене, с Wiener Symphoniker. Первая репетиция. Дошли до того бешеного места в первой части, где у струнных дикий "чёс" шестнадцатыми в головокружительном темпе на протяжении долгого времени. Начали - заглохло. Что такое? Ещё раз. Опять начали - опять заглохло. Господа, в чём проблема? Встаёт концертмейстер и с оскорблённо-патетическим видом возвещает:"Маэстро, мы ЭТО сыграть НЕ МОЖЕМ !!!". "Но почему ?". "Потому что это - НЕ-ИС-ПОЛ-НИ-МО на этом инструменте, на скрипке !!!" Рождественский открывает форзац партитуры, показывает всем и говорит:"тридцать раз с другими оркестрами это было исполнимо, а здесь вдруг стало неисполнимо??? Не морочьте мне голову ! Ещё раз!!!" Ну, куда деваться, сыграли . После этого под соответствующей записью об исполнении Рождественский нотировал (не ручаюсь за точность цитаты): "Здесь господа струнники заявили мне, что фугато в первой части сыграть невозможно!!!". Вот такие дела!
Должен сказать, что у меня закачивается быстро. Не в Д-Мастере дело. А в чём - не знаю. Насчёт советской кондовости Кондрашина - не понял. Мне кажется, что он и другие симфонии Д.Ш. играл хорошо, как написано... Только Пятая - недостижимый исполнительский шедевр Мравинского. Но меломаны знают, что есть несколько записей, и они неравноценны. На сайте, по-моему, очень хорошая запись 5-й с Мравинским. Кондрашин был силён и в 8-й (слышал живьём) и в 10-й симфониях. Другое дело, что нельзя все 15 симфоний любить одинаково. Скажу про себя, что некоторые просто не хочу слушать. Но это дело личное, к тому же, всё меняется... Уважаемый Почитатель! Страсть, как люблю музыкальные байки! Обязательно рассказывайте о виденном и слышанном. Четвёртую с Рождественским я тоже слушал живьём, но запись Кондрашина лучше, в ней больше импульсивности и ярче выделены отдельные важные голоса, а у Геннадия Николаевича больше "полифонии".
Ну насчёт бездарности - это вы уж как-то того... не того... Я эту музыку одолел не сразу - непростая для понимания вещь. Зато когда одолел (и за это спасибо Рождественскому) - оценил. И теперь это одна из моих любимых симфоний у Д.Д. Хотя слушаю её нечасто - всё же слушалище не из лёгких.
Ничего страшного, я и про Сибелиуса так иногда думаю. Рождественского надо вспомнить - тоже послушаю (интересно есть ли видео - на ютюбе видел отрывок с ним). Вчера слушал 2ю и 3ю (Первомайская мне даже понравилась, по крайней мере мелос русский слышен, как во 2й такой же странной Прокофьева). Ещё, как не странно, но Кондрашин мне понравился меньше Баршая - у того какая-то более европейская что ли трактовка - нормальный такой Малер Кондрашин здесь как Голованов - так поддал пару, что аж задыхаешься иногда) Мне и его Малер тоже из-за излишней "взвинченности" не особенно близок
Кстати, читал недавно, что Ш. на 1ю весьма левую симфонию Попова ориентировался (по-крайней мере в плане формы -тоже трёхчастная). По-моему не менее впечатляющая вещь - 28й год однако! http://mshare.ru/1020143214
Насчёт Рождественского: я имел в виду живое исполнение 4-й с ним (сподобился! - см. мой комментарий №13 выше), а не запись на CD. Есть, кстати, у меня хорошая видеозапись 4-й с Рождественским и оркестром BBC 1978, кажется, года - пока её не нашёл в наших анналах. Может быть, плохо искал...
Пластинку Кондрашина купил по совету знакомого меломана, и сначала воспринимал как абракадабру. Потом полюбил. Рождественского слушал на концерте, но остался поклонником Кондрашина - у него яснее главные линии, а Рождественский иногда как-то "растекался мыслью по древу" (с).
Кстати, был в своё время радиоспектакль по "Мартину Идену" Джека Лондона (постановка Анатолия Эфроса, с В.Высоцким в роли Идена) - так там сцена самоубийства главного героя в морской пучине, шла как раз под концовку 4-й Шостаковича. И вообще там темы этой симфонии активно используются. Послушать этот радиоспектакль можно здесь:
Музыку Шостаковича часто в документальных фильмах о советском времени фоном крутят. И Прокофьева тоже. Всё-такии жаль, что Мравинский 4ю не сыграл. В канонических симфониях уж больно у него всё "по делу". Интересная статистика. Мравинский за всю жизнь исполнил 5ю - 125 раз, №6 - 70, №8 -36, №№10,12 - 16, №7 -15, №11- 8, №15 - 4, №9 - 2. Вот такие вкусы были у дирижёра. С 83года до смерти игралась только 5,6,15
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".