|
Музыкальные эпохи и стили в России
| |
legoru | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 10:12 | Сообщение # 1 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Как -то в соседней теме выясняли, кто истинно русский композитор. В связи с этим - несколько вопросов, на которые я пока не нашёл однозначного ответа Предлагаю для дискуссии - Были ли исконно русские барокко и классицизм - Московские и Петербургские романтики - в чём причина несхожести композиторских школ, может география - Существовал ли у нас поздний романтизм, где граница - Кто первый русский модернист и кто первый начал мыслить категориями XXго века - Цвёл бы романтизм, свойственный нашим музыкантам в условиях полной творческой свободы в СССР, кто бы тогда стал рупором послевоенного авангарда
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
FN | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 11:13 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
| - Были ли исконно русские барокко и классицизм ?
Сообщение отредактировал FN - Понедельник, 21 Февраля 11, 11:16 |
|
| |
Malamute | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 11:29 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Успехи русской музыки очень впечатляют. За относительно короткое время она проделала путь, на который западной музыке потребовалось не одно столетие. И она успешнл справилась с этой задачей. Мои ответы на ваши вопросы: 1)не было - только подражательные 2) Петербургская школа более европейская, как столичная. Московская - более демократичная, мещанская. 3) Я думаю, что поздний романтизм в России закончился на Скрябине. 4) Наверное, Стравинский. 5) О какой войне идет речь? Если о первой, то таких рупоров было достаточно.
Grrr...Wough!
Сообщение отредактировал Malamute - Понедельник, 21 Февраля 11, 11:32 |
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:23 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Quote Были ли исконно русские барокко и классицизм ? Нет! Однозначно. Эта музыка (особенно барокко) чужда русскому человеку Quote Успехи русской музыки очень впечатляют. За относительно короткое время она проделала путь, на который западной музыке потребовалось не одно столетие. Ещё только начали, а выводы уже вдохновляют Quote не было - только подражательные А жаль Quote Петербургская школа более европейская, как столичная. Московская - более демократичная, мещанская. Это то понятно, вопрос в другом - почему так сложилось? Quote Я думаю, что поздний романтизм в России закончился на Скрябине А начался, где точка отсчёта, конкретное сочинение может быть Quote Наверное, Стравинский. Ну, вы, что раньше кто-то, Стравинский в 1907 ещё под Глазунова косил Quote О какой войне идет речь? Если о первой, то таких рупоров было достаточно. Там весь смысл в фразе еслиб была творческая свобода был бы романтизм (в композиторстве, исполнительстве), и про главу авангардистов в этой связи можно пофантазироватьДобавлено (21 Февраль 11, 12:22) --------------------------------------------- Ладно, про барокко. Факты, в основном научные Quote Минуя стадию разработки полифонического контрапунктического многоголосия, подобную итальянскому и нидерландскому мотетному стилю эпохи Возрождения, русское музыкальное искусство конца XVII в. осваивает формы, типичные для западноевропейского барокко, но применительно к своим, местным условиям. С развитием партесного концерта формируется первое новое стилевое направление в русском музыкальном искусстве — стиль барокко. В музыке, расцвет стиля барокко относится к концу XVII — началу XVIII в., но период, предшествующий ему (XVII в.), был временем подготовки классических форм барокко, отмеченным взаимодействием западных и древнерусских традиций. В результате такого взаимодействия рождались оригинальные формы национального русского барокко: в музыке — троестрочное пение и партесные четырехголосные гармонизации песнопений знаменного, киевского, греческого, болгарского распевов. Эти ранние формы барокко имели большое значение в развитии русского искусства, выполняя до известной степени роль Возрождения, которое в силу исторических особенностей развития отсутствовало в русском искусстве. Развитие музыки стиля барокко складывается из двух этапов: раннего, второй половины XVII в., когда закладывались основы, происходило формирование новых жанров, еще связанных с древнерусской певческой культурой, и позднего барокко — с развитыми концертными формами многоголосия, яркими контрастами концертного стиля, расцветшего в начале XVIII в. На русской почве барокко приобрело своеобразные национальные черты, отличающие его от западноевропейских барочных форм. Хотя барокко явилось в Россию из Европы через Польшу, Украину, здесь оно приобрело иное значение, чем на Западе. Барокко в России более жизнерадостно и декоративно, чем на Западе. Праздничность и стремление к украшениям порой доходят здесь до пестроты. Орнаментальность достигает пределов возможного:"Орнамент курчавится по поверхности, не столько выражает существо предмета, сколько украшает его. Cюжеты многопредметны", — отмечает Д. С. Лихачев. В целом орнамент барокко динамичен, но без свойственного западному барокко борения масс. Хоть русской музыке эпохи барокко свойственна орнаментальность, декоративность письма, изукрашенность мелодики и фактуры, но при всей динамичности сопоставления хоровых массивов, концерты не достигают той силы напряжения образных контрастов, которая характеризует музыку И.-С. Баха, Г. Генделя, А. Габриели, Г. Шютца. В эпоху барокко впервые в России появляются профессиональные композиторы, начинается процесс индивидуализации авторского стиля. В партесных рукописях встречаются десятки имен композиторов. В сочинениях лучших из них можно заметить стремление к индивидуальной, самостоятельной выразительности. И когда композитор называет свое произведение "творением" ("творение Василия Титова", "творение Николая Калашникова", "творение Федора Редрикова" — читаем мы в партесных рукописях), это означает новое осознание значения и роли композитора, автора, творца, которое принципиально отличается от канонического творчества распевщика, создающего песнопения в соответствии со средневековым каноном. Это также отмечает один из рубежных этапов развития русского искусства — начало развития русской композиторской школы эпохи барокко. Эпоха барокко дала русской музыке огромную музыкальную литературу. В России появилась целая плеяда русских композиторов — создателей духовных концертов, кантов, служб, обработок. По подсчетам С. В. Смоленского, число их доходит до 36 имен8. В. В. Протопопову удалось расширить этот список до 46 имен9 — свидетельство огромной активизации творчества русских музыкантов. Среди них можно выделить имена Николая Дилецкого, Василия Титова, Николая Калашникова, Николая Бавыкина, Степана Беляева. И все же большая часть концертов в партесных рукописях анонимна. Очевидно, слишком крепка еще была средневековая традиция скрывать авторскую принадлежность. Добавлено (21 Февраль 11, 12:22) ---------------------------------------------
Quote В текстах партесных концертов преобладают сюжеты духовного содержания, но встречаются и концерты на светские тексты, а также посвященные царственным или духовным особам. Выделяются виватные концерты, прославляющие победы Петра, а в 40-е гг. XVIII в. появляются концерты даже пародийного характера10. Так, Дилецкий советует композиторам в концертах использовать известные канты и светские мелодии "мирских песен". Он пишет: "И сие есть не последнее художество ко слаганию, егда песнь мирскую, или ини превращаю на гимны церковныя". Он рекомендует использовать русские, украинские, польские напевы. В качестве примера Дилецкий приводит известный кант "Радуйся, радость твою воспеваю", который перекладывает на богослужебный текст. Мелодии песен и кантов часто звучали в партесных концертах В. Титова, Н. Бавыкина. Большую роль в развитии искусства эпохи барокко сыграло учение об аффектах, проникшее в Россию в конце XVII в.11 Возбуждение аффектов было основной целью, которую видели западноевропейские теоретики искусства эпохи барокко, способом передавать движение человеческих страстей с помощью движения голоса, динамики мелодии, гармонии, лада и ритма. В противовес самоуглубленности искусства Средневековья искусство эпохи барокко направлено на восприятие, эстетика барокко определяется коммуникацией человека с человеком. Суть ее довольно точно выражена Дилецким: "Мусикия — иже сердца человеческие возбуждает или до увеселения, или до жалости"12. В эпоху барокко музыка осознается как средство воздействия на сердца человеческие, она становится способной вызывать разнообразные чувства, глубокие эмоции — жалость, печаль, радость. Средневековое искусство не знало такого богатства оттенков выражения чувств. Оно обладало единой направленностью на общение человека с Богом, что создавало его монолитность, внутреннюю замкнутость и особую созерцательность. Этим оно принципиально отличалось от музыкальной эстетики барокко, воздействующего на слушателя и всегда учитывающего его восприятие. Эта направленность отразилась и в практике, и в теории эпохи барокко. Многие идеи "Мусикийской грамматики" Дилецкого заимствованы из западноевропейских трактатов. Главные среди них — теория подражания, названная "естественным" правилом композиции. Музыкальное воплощение различных аффектов было связано с определенными универсальными средствами, испытанными приемами, активно воздействовавшими на слушателей, — так называемыми музыкально-риторическими фигурами. В партесных концертах вырабатывается определенная система признаков, воплощавшая разные эмоциональные состояния. Наиболее яркие музыкально-риторические фигуры концертов связаны с имитацией движения на таких словах, как "побежé", "скакаше", "играя", изображающие бег. Например, на словах "Море виде и побежé, Иордан возвратися вспять" в концерте Василия Титова "Днесь Христос" волнение моря и обращение реки вспять переданы сложнейшими полифоническими приемами — двенадцатиголосной канонической имитацией (называемой в XVII в. фугой), постепенными нарастаниями звучностей путем присоединения одного за другим трех хоров. Эти нарастания звучности создают ощущение движения, волнения, беспокойства. Радостные чувства передаются плясовыми мотивами и ритмами, "трубными" оборотами. В этих эпизодах в партесных концертах преобладают светлые мажорные тональности, господствуют консонансы, обычно быстрый темп, метрическая четкость. Черты гимна характеризуют праздничный партесный концерт "Веселися, Ижерская земле", написанный в честь завоевания Петром I Ижорской земли в 1702 г. Характерно использование в басовых партиях мелодических формул, называемых "тиратами". Чувства печали, горести, страдания передавались минорным ладом, медленным темпом, интонациями вздоха, как, например, в концерте "Плачу и рыдаю". Нередко музыкально-риторические фигуры носят звукоподражательный характер, особенно в тех случаях, когда в тексте говорится о трубном гласе, златокованой трубе, используется "золотой ход" валторн (последовательность трех интервалов — сексты, квинты и терции). В партесных концертах выработался новый особый музыкальный язык типизированных формул, изображающих определенные чувства, действия, выражавшиеся определенными формулами, музыкальными эпитетами, которые повторялись в сходных смысловых и текстовых ситуациях в соответствии с риторикой. Несмотря на то что риторика не имеет непосредственного отношения к музыке, будучи связанной с литературой, с проповедью, красноречием, законы, на которых она основывается, отражаются и в законах музыкального развития и творчества, тем более что все жанры XVII—XVIII вв. были вокальными. С риторикой связаны важнейшие стадии сочинения музыки, к которым относятся inventio — изобретение, dispositio — расположение и decoratio — украшение. Все они нашли конкретное воплощение в "Мусикийской грамматике" Дилецкого и широко применялись в практике. Мелодическая изобретательность, согласно учению Дилецкого, связана с теорией музыкально-риторических фигур восхождения, нисхождения, а также вопроса, вздоха, восклицания. В этих музыкально-риторических фигурах "полнее всего отражались стремления музыки XVII — первой половины XVIII в. к образной конкретности и повышенной экспрессии"13. В партесных концертах можно встретить многочисленные примеры использования подобных музыкально-риторических фигур. Наиболее распространены среди них фигуры мелодического восхождения и нисхождения — anabasis и catabasis. У Дилецкого эти правила "восшествия и нисшествия" вылились в своеобразное учение о мелодии. Он предлагает около десятка типов мелодического движения. Свое положение он иллюстрирует на простейших музыкально-риторических фигурах восходящего движения на словах "Взыде на небеса" и нисходящего движения на словах "Сниде на землю". В концертах Дилецкого отражается это правило. Тексты о воскресении и восхождении иллюстрируются восходящей мелодией, как, например, в его "Воскресном каноне". Радость, ликование передаются чрезвычайно разнообразно. Слова типа "воспойте", "радуйся", "торжествуй", "ликуй" и прочие подчеркнуты развернутыми юбиляциями. Например, в том же произведении Дилецкого радость Давида, пляшущего перед ковчегом, передается с помощью плясовых ритмов, изложенных в партии баса каноном. В эпоху барокко впервые вводится понятие паузы, но паузы используются только лишь в концертном стиле. Паузы часто связаны с распространенной в XVIII в. фигурой вздоха — suspiratio. В партесных концертах паузы нередко играют драматургическую, эмоционально-выразительную роль. Мелодия, расчлененная паузами (фигура temsis), выражала аффект страха14. В партесных концертах паузами также передаются ощущения смятения, страха. Так, слова "глад", "меч", "смерть" в концерте "Плачу и рыдаю" выделены паузами. Паузы способствуют выражению аффекта восклицания. Типичным примером торжественного восклицания может служить начало концерта Титова, в котором слова "днесь", "Христос" выделены громогласным восклицанием двенадцатиголосного хора, отделены паузами, а вслед за тем идет контрастный эпизод, подобный трехголосному канту, известному под названием "Щиголя". Кантовый тип фактуры в концертирующих эпизодах сближает духовные концерты с бытовыми жанрами домашнего музицирования — кантами, псальмами. В мелодике партесных концертов нередко сплетаются элементы канта, украинской и русской многоголосной песни. Так, один из концертирующих эпизодов для трех басов (в тексте риторический вопрос: "Что ти есть, море, яко побегло еси?") звучит как мужская лирическая песня с окончанием в унисон. Известная штампованность музыкально-риторических фигур в партесных концертах приводила к его угасанию. Во второй половине ХVIII в. появилась масса концертов, весьма бледных, с мелодикой обобщенного, нейтрального характера, с преобладанием общего типа движения. Вместе с тем хоровое мастерство лучших композиторов иногда поражает масштабностью, мелодической изобретательностью, совершенством владения композиторской техникой. Музыкальное искусство эпохи барокко отличает стремление к ярким художественным эффектам. Концерты и службы на 12, 16 голосов были вполне нормативным явлением, но к середине XVIII в. стремление к пышности и вычурности достигло гипертрофированных форм, вследствие чего появляются произведения для 48 голосов. Такова полная литургия и два концерта на 48 голосов, которыми приветствовали императрицу Екатерину II в Ярославле во время ее путешествия по Волге в 1762 г. Можно себе представить, какой высокой культурой отличались в XVIII в. русские певцы, которые смогли исполнить эти сложнейшие сочинения. Безусловно, концерты эти были исполнены неоднократно, о чем свидетельствуют затертые углы листов рукописей. Добавлено (21 Февраль 11, 12:23) ---------------------------------------------
Quote Концерты на 48 голосов сохранились в Государственном Историческом музее в двух комплектах, оба неполные (27, № 852 и 853), но по счастливой случайности недостающие партии одного комплекта сохранились в другом, таким образом при составлении 48-голосной партитуры не хватило только одной партии — первого дисканта, который можно восполнить, зная особенности стиля партесных концертов. Автором этих строк была впервые составлена по голосам и отредактирована партитура концерта на 48 голосов. В этом приветственном концерте в честь императрицы Екатерины II использован текст стихиры "Предстательство страшное", которая входила в царскую "заздравную чашу" еще в XVI столетии. По традиции в эту стихиру включено полностью имя императрицы Екатерины Алексеевны с приветствием и молитвами за нее. Этот концерт но форме и типу изложения близок 12-голосным концертам. Он написан в трехчастной форме, крайние части которой изложены в четырехдольном размере, средняя часть — трехдольна. Реприза по своему размеру значительно уступает первой части. Общее звучание 48-голосного хора используется в концерте в виде противопоставления концертирующим эпизодам, как их заключение или как завершение имитационных и полифонических разделов, часто на тот же текст. Очень выразительно tutti в концертирующих эпизодах, где хор звучит как краткая реплика всего лишь в один такт. Эти реплики подчеркивают наиболее значительные слова текста "Не презри", "Утверди" и т. д., что создает сильный художественный эффект коллективного возгласа. В этих хоровых возгласах чувствуется большая сила экспрессии, которая стала так типична для хоровых концертов А. Веделя, особенно в его концерте "На реках Вавилонских". Изложение эпизодов tutti 48-голосного концерта поражает вариантностью фактуры. В 48-голосном tutti нет двух одинаковых партий. Этот тип развития голосоведения партесных концертов С. Скребков называет "подголосочным фигурированием"15. Вариантность фактуры "подголосочного фигурирования" выражена в терцовых ответвлениях от унисонного движения, которое является основой (от него отслаиваются голоса подобно импровизационным отступлениям). Те же признаки характерны для подголосочной полифонии в народной песне. Собиратель русских народных песен Н. Пальчиков, проживший много лет в селе Николаевке Уфимской губернии и изучивший хоровое пение и особенности подголосочного многоголосия песен своего села, написал: "Каждый голос воспроизводит по-своему напев (мелодию) и сумма этих напевов составляет то, что следовало бы назвать "песней", если эти варианты спеть разом или исполнить на каких-либо однородных инструментах с тянущимся звуком, то получится почти полное представление о том хоровом исполнении, которое придает песне сам народ, и о той манере, с какой один и тот же напев разрабатывается народом"16. Во многих песнях, изданных Пальчиковым, можно отметить одну важную черту: сильные и относительно сильные доли в песне исполняются почти всегда унисоном, в то время как на слабых долях образуются многозвучные аккорды и даже диссонансные созвучия. Аналогичную картину можно увидеть в хоровой фактуре концерта "Предстательство страшное", где при относительной свободе голосоведения на слабых долях образуются неаккордовые, диссонансные созвучия, в то время как на сильных долях всегда звучат консонансные аккордовые сочетания. Сам метод гибкого варьирования мелодии в подголосках, который воссоздает звучание полного хора, в высшей степени типичен для голосоведения партесных концертов с их методом "подголосочного фигурирования". Этот метод широко использован и в 48-голосном концерте, где, казалось бы, мелодическая изобретательность сочинителя должна быть поставлена в затруднительное положение. Полифонические эпизоды в концерте представлены широко и разнообразно, встречаются сложные имитационные разделы, хотя в условиях 48-голосия строго выдержать каноническую последовательность довольно трудно. Большое место занимают полифонические эпизоды в средней части концерта. Ее начало строится на перекличках и имитациях трех шестнадцатиголосных хоров, которые создают эффект эхо. Такой же эпизод завершает эту часть17. Эпоха барокко — это одна из самых ярких и величественных страниц истории искусства. В ее небывалой пышности, монументальной красочности и вместе с тем изощренной грации отразился противоречивый дух эпохи. Барокко в России неоднородно. Вопрос своего и чужого, заимствованного в искусстве эпохи барокко очень сложен, он одинаково важен для литературы, музыки, изобразительного искусства. Рассматривая вопросы взаимосвязи старого и нового, Д. С. Лихачев приходит к выводу, что в русском барокко заимствованное настолько быстро и органично усваивалось, что вскоре становилось отечественным. "Чужое пришло и стало своим через поэзию Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева, Андрея Болобоцкого, через канты, через придворный театр, проповедь, "сборники переводных повестей", через литературные сюжеты стенных росписей, через Печатный двор и Посольский приказ, через появившиеся частные библиотеки и новую школьную литературу, через музыкальные произведения В. П. Титова и многое другое"18. Новое содержание выливается не только в новые формы, но и проникает в старые, традиционные жанры приобретают новую жизнь. Т. Н. Ливанова справедливо отметила, что в "музыкальном искусстве в силу его специфики, труднее, чем в других видах искусства, установить границы различных стилей и направлений, существовавших в одну и ту же эпоху"19, особенно это касается стиля русского барокко. В музыке, как и в других видах искусства, оно проявилось в узорчатой орнаментике мелодии: украшенность становится важнейшей чертой стиля. Эстетические взгляды, выраженные в теоретических трудах этого времени, перекликающиеся с западноевропейской "теорией аффектов", во многом регламентированная техника музыкального письма русских композиторов, пышная фактура в хоровых концертах, принцип контрастирования и многие другие признаки свидетельствуют о том, что музыка находилась в едином с прочими искусствами русле художественных течений своего времени. Используя устойчивые музыкально-риторические фигуры в разных типах партесных концертов, композиторы эпохи барокко способствовали развитию русского музыкального тематизма, сформировали характерные интонации, типичные для хоровых концертов вплоть до середины XIX в. В русских партесных концертах, справедливо утверждает Н. А. Герасимова-Персидская, музыкально-риторические фигуры как форма связи текста с музыкой прошли определенную эволюцию. Вначале идет освоение самого принципа передачи в мелодии содержания текста — отсюда разнообразие изобразительных приемов в творчестве композиторов рубежа веков. Параллельно ряд приемов переходит в композиционный план. Далее все большую роль начинают играть мелодически выразительные индивидуализированные обороты, присущие данному произведению, а не данному аффекту20. Таким образом, выработанные в эпоху барокко устойчивые формулы не препятствуют развитию оригинального авторского стиля композиторов. В недрах партесного концерта вырабатывается новый тип мелодики. Дилецкий, рекомендуя сочинять музыку, "когда есть фантазия", в своей "Грамматике" советовал композиторам сочинять музыку про запас, без текста, по правилу "атексталис". Эти "фантазии", очевидно, и были началом свободного музыкально-художественного творчества в России. Эпоха барокко принесла много нового русской культуре — канты, партесные гармонизации, хоровые концерты a cappella. Вместе с тем была выработана новая композиторская техника — устанавливаются нормы ладотонального мышления, гармонического языка, полифонического письма. В эпоху барокко выдвигается плеяда первых русских композиторов, среди которых Титов, Калашников, Бавыкин, Редриков, Дилецкий. Их службы и концерты смелые, яркие, динамичные, основанные на масштабных, выразительных контрастах, в них мастерское чувство хорового письма, виртуозное владение имитационно-полифонической техникой. В партесных концертах был выработан особый музыкальный язык типизированных музыкальных формул. Музыка эпохи барокко открыла дорогу светским жанрам — опере, инструментальной музыке, — и подготовила путь становления русской музыкальной классики XVIII—XIX вв.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Malamute | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:29 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Потому что столица = это столица, а провинцтия - это провинуия. Так начало вам нужно или конец? Quote (legoru) 1907 ещё под Глазунова косил » В начале все под кого-нибудь косят. Вы тоже, наверное, как слушатель к авангарду не сразу пришли. Quote (legoru) еслиб была творческая свобода был бы романтизм » Я лично думаю, что это и к лучшему, что его не было. Довольно одного Рахманинова. Добавлено (21 Февраль 11, 12:29) ---------------------------------------------
Quote (legoru) Ладно, про барокко. Факты, в основном научные » Факты фактами, но не поставите эе вы Бортнянского рядом с Моцартом.
Grrr...Wough!
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:35 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Петербург - провинция? Всё, приплыли Мне кажется дело в атмосфере города - другая она на брегах Невы Возможно что-то ещё Quote Так начало вам нужно или конец? Проще всего границу выяснить между романтизмом и поздним романтизмом Quote В начале все под кого-нибудь косят. Вы тоже, наверное, как слушатель к авангарду не сразу пришли. Будете смеяться, но я Прокофьева понял раньше, чем Рахманинова - он мне даже сложней казался) А 'Мир искусств' в 1899 появился. Quote Я лично думаю, что это и к лучшему, что его не было. Довольно одного Рахманинова. То есть не было бы великой советской четвёрки. Был бы Рахманинов, Прокофьев и Мясковский. А Шостакович писал бы и альше в духе Кшенека - не очень известного композитора. Рупором авангардиств он бы не стал, стал бы..может быть Попов?Добавлено (21 Февраль 11, 12:35) ---------------------------------------------
Quote Факты фактами, но не поставите эе вы Бортнянского рядом с Моцартом. Ну, факты привёл - и ладно, совесть моя чиста. Не было, так не было
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Malamute | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:37 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Quote (legoru) Петербург - провинция? Всё, приплыли » Я изучал русскую историю и хорошо знаю, что Перебург до конци 1917 г. был столицей Росси. Именно это я и имел в виду. А вообще мне такой стиль дискуссии с цитатами не очень нравится. Напоминает герра Фуртвенглера.
Grrr...Wough!
Сообщение отредактировал Malamute - Понедельник, 21 Февраля 11, 12:38 |
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:40 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Кстати, ведь вопрос с подвохом Кто первый русский модернист и кто первый начал мыслить категориями XXго века - это две большие разницы, и люди разные Одно дело модерн, другое кто мыслить начал. У нас всё не как у людей было Ну мы же начали только, не придирайтесь. Я стараюсь Ладно - если кто то ответит ещё, я свой вариант напишу
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Понедельник, 21 Февраля 11, 12:41 |
|
| |
Malamute | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:46 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Quote (legoru) кто первый начал мыслить категориями XXго века » Уверен, вы отаетите Мусоргский. Мне же его мышление представляется достаточно традиционным. Я бы ответил Бородин. Посмотрите хотя бы его Спящую Княжну. Жаль, что он занимался музыкой так сказать между делом.
Grrr...Wough!
|
|
| |
Luka | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:52 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 34
Статус: Offline
| Расширенное ладовое мышление проявилось у Мусоргского в "Ночи на Лысой горе", (ред.Киркора, исп. Аббадо, вариант с хором, в конце басы ).
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 12:59 | Сообщение # 11 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Согласен. Но отвечайте, пожалуйста на все вопросы...если сможете. Так интересней Malamute, послушайте оригинальную версию Ночи на лысой горе - звучит как сочинение франц композитора 20го века, а ещё как Барток и Яначек http://mshare.ru/1677823332
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Понедельник, 21 Февраля 11, 13:01 |
|
| |
Malamute | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 13:15 | Сообщение # 12 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| legoru, так я угадал! Хорошо, послушаю. А вы послушайте Половецкие Пляски, Морскую Царевну, Спящую Княжну, Фальшивую Ноту и Спесь.
Grrr...Wough!
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 13:35 | Сообщение # 13 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Только наполовину Первый модернист - Римский-Корсаков, а мыслить категориями 20го века первый начал МусоргскийДобавлено (21 Февраль 11, 13:33) --------------------------------------------- Остальные ответы Русское барокко и классицизм были, но их вклад в мировое музыкальное искусство незначителен Москва - сердце, а Петербург - голова (с) русская пословица Наш поздний романтизм начался с 5й симфонии Чайковского - 1888г. Даже в условиях творческой свободы в СССР романтизм бы не пропал - русская музыка романтичней западной, а рупором авангарда стал бы Гавриил Попов Добавлено (21 Февраль 11, 13:35) --------------------------------------------- Кстати, нелюбимый некоторыми Рахманинов, работавший настыке школ, помирил и голову сердце. И Глазунов отчасти
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Malamute | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 13:40 | Сообщение # 14 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Скажу вам откровенно. Музыка РК ассрциируется у меня с его учебником гармонии, а его оперы можно заставлять слушать только в наказание. (Хотя отдельных номеров много удачных.) А от Мусоргского прямая дорого ведет к Шостаковичу, в то время, как от Бородина - к Прокофьеву.
Grrr...Wough!
|
|
| |
Лоза | Дата: Понедельник, 21 Февраля 11, 13:48 | Сообщение # 15 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 88
Статус: Offline
| 1. думаю были, но в своем качестве и в свое время 2.География, Нева - это как то метафизично и может даже сомнительно (хотя я не отрицаю что это тоже может быть), на более простом уровне я бы сказала, что это действительно ШКОЛЫ (Вы сами написали), тоесть преемственность традиций, и думаю, вся культурная жизнь в целом и эстетические взгляды, отличались в этих двух городах 3. ? как это - "Существовал ли у нас поздний романтизм?". А Метнер, Рахманинов, и т.д.? Считаю этот вопрос лишним, вот разве что про границу... вообще это сложно, в истории редко что-нибудь возникает внезапно, поэтому и граница очень размыта. Можно говорить о предпосылках, генезисе... но это, наверное вообще отдельная тема. 4.сложно... говорите: Бородин, Мусоргский (и тут нельзя не согласится), но вопрос звучит: "кто первый русский модернист". И вообще "кто первый русский модернист" и "кто первый начал мыслить категориями ХХ века", по-моему немножко не одно и то же (см.выше) 5.ого... ну тут я пас Добавлено (21 Февраль 11, 13:48) --------------------------------------------- пока я писала Вы уже сами поотвечали, и даже по 2 фамилии назвали, там где я писала что это не одно и то же ((
|
|
| |
Добрая ночь!
|
|