|
Музыкальная символика
| |
Malamute | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 16:29 | Сообщение # 16 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 1858
Статус: Offline
| Да, BACHа много - от Листа до Губайдулиной. Первое, что вспомнилось; Берг - Скрипичный Концерт - во второй части один из вариантов серии позволяет процитировать Колыбельную Брамса. В Квартете 8 Шостаковича кроме DEsCH еще автоцитаты из 1 и 5 Симфоний. В его же Альтовой Сонате почти дословно цитируется исходный вариант серии из Скрипичного Концерта Берга. Опять Шостакович - в одном из Стихотворений Саши Черного цитируются Весенние Воды Рахманинова. Стравинский - Пульчинелла - вся музыка Перголези. Прокофьев - Золушка - в сцене угощения сестер апельсинами звучит цитата из Трех Апельсинов
Grrr...Wough!
|
|
| |
legoru | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 16:46 | Сообщение # 17 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Malamute, Про Стравинского не надо - у него вообще своих мелодий почти нет А в статье про Прокофьева и Мусоргского читал, что - тема Прогулки и Быдла из Картинок с выставки мелькает во многих 'народных' сочинениях Сергея Сергеича (В 5й симфонии, Невском, Войне и мире, 9й сонате) Ответ Натали: nataly-m, 15ю не люблю, поэтому давно не слушал, врать не буду, но обычно Россини, Вагнера и Глинку перечисляют Я люблю 5ю (как недавно выяснилось - сплошная парафраза из 'Кармен'), финал 6й изображает перепетии футбольного матча, 7я - знаете, в 8й - фокстрот Розамунда, 9я - улыбка сквозь слёзы, 10я - говрят про Сталина, 11я - там куча цитат: Quote Первая часть симфонии - "Дворцовая площадь". Начинается как 1я Малера - оцепенелые аккорды струнных, глухие, настораживающие удары литавр, издалека доносящийся сигнал трубы создают образ пустынной, скованной морозом площади. В этой безжизненной атмосфере появляется (у двух флейт) мелодия старинной песни политзаключённых "Слушай!"Затем у виолончелей и контрабасов проходит суровая маршеобразная тема песни "Арестант". Гнетущий силуэт тюрьмы на холодной безлюдной площади, горькие песни узников, барабан и труба, слышащиеся из казармы, - всё это в совокупности складывается в обобщённый образ самодержавной России накануне грозных событий. Во 2й части звучат две широко развитые, преображённые темы хоровой поэмы Шостаковича "Девятое января", написанной за несколько лет до симфонии. Первая тема в характере распевной народной мелодии - это обращение народа к царю. В хоровой поэме эта мелодия звучит с такими словами: Гой ты, царь наш батюшка! Оглянись вокруг: Нет житья, нет моченьки Нам от царских слуг. Вторая тема - полный гнева и пафоса ораторский возглас "Обнажите головы!". Полифонически сплетаясь, заполняя все голоса оркестра, эти темы создают картину многотысячной толпы - живой массы возбуждённых, жалующихся, причитающих, отчаявшихся и страстно надеющихся людей. Достигнув могучей, почти грозной силы, музыка неожиданно стихает: народное шествие остановилось перед Зимним дворцом. Возникает тема Дворцовой площади (из первой части), напряжение в паузе нарастает, и начинается второй эпизод трагедии: кровавая мясорубка, расправа над народом, потрясающей силы картина массового побоища. В поразительном по мастерству и силе воздействия фугато слышатся и беспощадные залпы, и неумолимо жестокая поступь солдат, и беспорядочное, лихорадочное метание толпы, крики, стоны, проклятия. Страшная сцена "кровавого воскресенья" внезапно обрывается мёртвой тишиной, в которой едва слышится заупокойное молитвенное пение - вибрирующий, "дрожащий" хорал струнных (новый вариант темы Дворцовой площади). Третья часть - траурный марш-реквием, в её основе - песня "Вы жертвою пали". На фоне ритмического рисунка, перешедшего из первого раздела, звучат более напевные и широкие мелодии революционных песен — «Славное море, священный Байкал» и «Смело, товарищи, в ногу», которые связаны между собой интонационно. Энергичные ритмы пронизывают и средний раздел этой части — светлое трио, в котором получают развитие интонации еще одной революционной песни: «Здравствуй, свободы вольное слово! Стремительным ураганом, очистительной бурей врывается финал симфонии. «Набат» — название его. Гневно и решительно звучит начальная фраза революционной песни «Беснуйтесь, тираны!».Невнятный рокот басов, словно гул толпы, доносится откуда-то издалека в наступившей тишине. А в среднем разделе мужественно звучит новая революционная песня «Варшавянка». Ее характер, волевой и решительный, сохраняется на протяжении всего среднего раздела. В самом центре появляется новая маршевая тема, заимствованная Шостаковичем из оперетты Г. Свиридова «Огоньки». Конец финала непосредственно перерастает в большую, развернутую коду, в которой образ восставшего народа рисуется необычайно сильно и выразительно. Яркие вспышки отдельных мелодических отрывков постепенно затихают, и у литавр остается лишь ритм песни «Беснуйтесь, тираны!». А на смену ему, как грозное напоминание о прошлом, звучит «Гой, ты, царь, наш батюшка!». Но нет больше мольбы и плача в интонациях этой песни. Гнев и решимость придают ей новое содержание. Достигнув наибольшей силы, эта песня умолкает. И опять, в который уж раз, остается лишь мрачная тишина пустынной Дворцовой площади. И на фоне этой мертвенной, леденящей музыки, словно печальная память о минувшей трагедии, звучит одинокий английский рожок, который скорбно выпевает: «Обнажите головы!» Этот печальный монолог — лирическое слово «от автора», горестное размышление о бесчисленных жертвах. В 12 про Ленина есть какая- то гадость, в 13 и 14й и так понятно - там поют Добавлено (11 Июль 10, 16:46) ---------------------------------------------
Quote Берг - Скрипичный Концерт - во второй части один из вариантов серии позволяет процитировать Колыбельную Брамса. И ещё хорал из 60-й кантаты Баха
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Nsk | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 16:53 | Сообщение # 18 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 533
Статус: Offline
| У Чайковского, который нередко пользовался цитатами, отмечу здесь одну (перечислять все не имеет смысла) - как минимум, 2 раза встречается "Боже, царя храни": в увертюре "1812" и в "Славянском марше". Причём в "Славянском марше" она звучит, если не ошибаюсь, три раза, в последний раз - в эффектном увеличении.
"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн). Не забывайте это!...
|
|
| |
sav2403 | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 17:05 | Сообщение # 19 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 681
Статус: Offline
| Шарль Гуно использовал "Боже, царя храни" в своей фантазии для фортепиано и оркестра..
Я умер и засмеялся. Просто большое стало малым, малое большим. Просто во всех членах уравнения Мира знак «да» заменен знаком «нет». (Велимир Хлебников)
|
|
| |
Nsk | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 17:12 | Сообщение # 20 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 533
Статус: Offline
| Интересная цитата - микроскопический кусочек Марсельезы в конце "Фейерверка" Дебюсси. Весьма необычно.
"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн). Не забывайте это!...
Сообщение отредактировал Nsk - Воскресенье, 11 Июля 10, 17:13 |
|
| |
legoru | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 17:27 | Сообщение # 21 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Quote У Чайковского, который нередко пользовался цитатами, отмечу здесь одну (перечислять все не имеет смысла) - как минимум, 2 раза встречается "Боже, царя храни" Ну, верноподданичество это хорошо...Хотя советские композиторы музыку Александрова почему то не цитировали Зато с падением великой империи СССР и с возвращением буржуазной эпохи в нашем сознании прочно закрепились не авангардисты, а всё тот же Чайковский с Лебединым озером, столь любимым в советское время. Тоже своего рода символ Quote микроскопический кусочек Марсельезы в конце "Фейерверка" Дебюсси Да, спасибо А в "Мёртвых листьях" - марш Шопена
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Воскресенье, 11 Июля 10, 17:29 |
|
| |
nataly-m | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 17:33 | Сообщение # 22 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Quote (legoru) советские композиторы музыку Александрова » Зато у Александрова гимн - это самая что ни на есть "Былина" Калинникова
|
|
| |
Nsk | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 17:49 | Сообщение # 23 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 533
Статус: Offline
| Quote (legoru) Зато с падением великой империи СССР и с возвращением буржуазной эпохи в нашем сознании прочно закрепились не авангардисты, а всё тот же Чайковский с Лебединым озером, столь любимым в советское время. Тоже своего рода символ » На века!
"Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом" (Альберт Эйнштейн). Не забывайте это!...
|
|
| |
nataly-m | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 21:43 | Сообщение # 24 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 435
Статус: Offline
| Это, вероятно, более подошло бы в "Байки": После назначения К.У.Ч. - Почему Советы опять выбрали старика?.. - Из любви к классической музыке! По теме: Леворучный Равеля - Dies irae
|
|
| |
legoru | Дата: Воскресенье, 11 Июля 10, 22:23 | Сообщение # 25 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| Вот ещё несколько наших постмодернистов Николай Корндорф - Симфония № 4, названная "Музыка андегрунда". Там есть 10 сознательных цитат из сочинений известных композиторов - Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мусоргскоого, Прокофьева, Шостаковича, Орфа идр., когда они сознательно писали 'андеграундную' музыку, в первой части симфонии звучат искаженные интонации песен Высоцкого, вторая часть вся состоит из заезженных интонаций цыганско-одесских песен в виде жестокого романса под аккомпанемент Лунной сонаты. И в четвертой части композитор позволил себе самоцитирование своих "Гимнов" (хоралы длинными нотами) и затем обиход (то, что поют во время церковной службы старушки), который, по его мысли является чертой андеграундной культуры - только два аккорда, тоника и доминанта... Симфония Николая Сидельникова - "Лабиринты" это роман для фортепиано в пяти фресках, написанный по мотивам мифов о Тесее. У Сидельникова "нить" сочинения соткана из типичных античных ладов - целотонного, фригийского, лидийского, есть и скрытые цитаты из античного балета балета Стравинского "Орфей", напев "Dies Irae", из Равеля, монограмаммы BACH и HDE (первые буквы фамилии Сидельникова). В финале музыка живописует путь Орфея в царство мёртвых - гигантский музыкальный венок: Бах ("Страсти по Матфею"), бетховенская тема судьбы (пунктирный ритм), похоронный марш Шопена, B-dur'ная соната Шуберта, Скрябин, Дебюсси (цитата из прелюдии «Шаги на снегу»), Стравинский с его "Симфонией псалмов"... Но прежде всего - Малер с гротескным похоронным маршем "в манере Калло" из Первой симфонии. Леонид Десятников: Пьеса «В сторону Лебедя». Изучив эту вещь, можно не поступать на факультет композиции. Десятников, как фокусник, вынимает из материала «Лебедя» Сен-Санса потрясающий симфонический потенциал и разворачивает поэму крушения, увенчанную катарсисом. Думаю, сам Сен-Санс был бы ошеломлен. Интересен метаморфоз темы Прощальной симфонии Гайдна в «Вариациях на обретение жилища». Но самое невероятное совершил Десятников в «Старом шарманщике». В качестве темы взята песня Шуберта, в которой, кроме тонической квинты в аккомпанементе и скупой вокальной попевки, ничего нет. У Шуберта это образ полной опустошенности. И вот Десятников создает двадцатиминутные вариации на эту пустоту… Есть ещё симфония с говорящим названием «Зима священная 1949» А в опере «Дети Розенталя» композитор осуществляет запредельное: вариации на темы сразу пяти композиторов - Моцарта, Верди, Чайковского, Вагнера и Мусоргского
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
Сообщение отредактировал legoru - Воскресенье, 11 Июля 10, 22:25 |
|
| |
alyosha | Дата: Понедельник, 12 Июля 10, 13:25 | Сообщение # 26 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 1275
Статус: Offline
| Quote (legoru) Леонид Десятников: Пьеса «В сторону Лебедя»... » Ну, вот, снова лебедь (вчера, кстати, довелось покормить одного на пруду)! Сочинение Десятникова для 2-х фортепиано "Du côté de chez Swann" правильно переводится как "По направлению к Свану" (или "В сторону Свана" ) - первый роман из эпопеи Марселя Пруста "В поисках утраченного времени" (я уже писал здесь об этом), и образы из него вполне узнаваемы в пьесе Десятникова. Всего не вспомню, я послушал его только один раз, хорошо запомнился лишь образ Мартенвильской колокольни. Есть ли там ещё и "Лебедь" Сен-Санса - сказать затрудняюсь, нужно переслушать. ----- Хотя, вот, нашёл ссылку на нотное издание этого произведения. На русском, оно там называется "В торону Лебедя", правда, название на иностранном в нём тоже несколько другое - "Du côté de chez Swan", т.е. Swan не как у Пруста с 2-мя буквами "n" на конце ("Swann"), а с одной, что по-английски и будет "лебедь". Возможно, Десятников таким образом обыграл названия литературного (Пруста) и музыкального (Сен-Санса) произведений. А может это просто очередная ошибка.
|
|
| |
legoru | Дата: Понедельник, 12 Июля 10, 15:21 | Сообщение # 27 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| alyosha, есть там Сен-Санс, и даже реминисценции из Дебюсси с Равелем http://files.mail.ru/E8DAYU Ещё вспомнил виолончельный концерт Стивена Альберта Стивен Альберт американский композитор нео-романтик, номинант пулитцеровской премии и Грэмми - один из немногих современных композиторов, сумевший создать в рамках традиции интересные, красочные и весьма эмоциональные сочинения. Открестившись от всех модных в американской неавангардной тусовке теорий от новой простоты до минимализма он черпал вдохновение в музыке 19 го - начала 20 го века. Виолончельный концерт (1990) - одно из его последних сочинений (в 1992 г он трагически погиб в автомобильной катастрофе). Концерт полон всяческих отсылок и символичных образов - явных и неявных. Тени известных композиторов-романтиков неожиданно оживают в разных частях сочинения. Внимательный слушатель узнает тему Лебедя Сен-Санса, котрая возникает в начале, и потом в середине скерцо, прерывая зловещую Пляску смерти, есть отсылки к Сибелиусу, Малеру, Бартоку идр. Диалог с прошлым ведется в духе постмодернизма, но без иронии.
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
nataly-m | Дата: Понедельник, 12 Июля 10, 19:08 | Сообщение # 28 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 435
Статус: Offline
| legoru, ай-яй-яй! Сам заставил меня увлечься музыкой Тищенко - и сам же ( о своем любимом соверемном авторе) - ни гу-гу!.. "Пятая симфония посвящена пронизывается мотивом-монограммой Шостаковича (D-(e)S-С-Н), включает цитаты из его сочинений (из Восьмой и Десятой симфоний, Сонаты для альта и др.), а также из сочинений Тищенко (из Третьей симфонии, Пятой фортепианной сонаты, Концерта для фортепиано). Это своеобразный диалог младшего современника со старшим, "эстафета поколений". Пошла переслушивать Шостаковича...
Сообщение отредактировал nataly-m - Понедельник, 12 Июля 10, 19:08 |
|
| |
legoru | Дата: Среда, 14 Июля 10, 16:29 | Сообщение # 29 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 4144
Статус: Offline
| nataly-m, спасибо, что вспомнили Вот ещё Финал последнего Шестнадцатого квартета Бетховена в котором, словно подведен лаконичный итог всему вдохновенному искусству композитора до сих пор остается загадкой. Композитор снабдил его пометкой: «С трудом найденное решение» и двумя мотивами-эпиграфами. Под первым - медленным, трагическим, вопросительного характера - подписано: «Должно ли это быть?» Второй - энергичный, утверждающий, в темпе аллегро - имеет подпись: «Это должно быть!». Некотрые исследователи считают, что тут банальные причины: Сочинение писалось по заказу, Бетховена в это время занимали другие вещи, процесс шёл туго, но деньги были нужны и этот эпиграф указывает на нелёгкое положение композитора в экономике В кантате Прокофьева к XX летию Октября как символы революционных катаклизмов звучат цитаты из Ночи на лысой горе Мусоргского (шабаш. только коммунистический) и из "Семеро их" самого Прокофьева (символистского сочинения о глобальных историко-природных процессах, которые "благотворенья не знают, стыда не имеют, молитв не услышат и мелют народы" как зерно в исторической мясорубке. В валторновом соло в третьей части 10 й симфонии, Шостакович зашифровал имя Эльмира - тогдашней своей ученицы Эльмиры Назировой. Добавлено (14 Июль 10, 16:29) --------------------------------------------- Ещё про Шостаковича: Приступая к работе над своей Девятой симфонией, в которой преобладает настроение «черного юмора», помня о знаменитом проклятии 9й включил в её финал цитаты из девятых симфоний Бетховена и Малера, ради комического эффекта переданные фаготу
Music is enough for a lifetime, but a lifetime is not enough for musiс!
|
|
| |
Spock | Дата: Среда, 14 Июля 10, 19:25 | Сообщение # 30 |
Группа: Заблокированные
Сообщений: 118
Статус: Offline
| В опере Раскатова "Собачье сердце" перед появлением группы Швондера цитируется "Варшавянка".
Dif-tor heh smusma
|
|
| |
|
|