Опричник Чайковского - Страница 4 - intoclassics.net - форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
intoclassics.net - форум » Музыка » Ищу записи, ноты, либретто, прочую музыкальную литературу » Опричник Чайковского (Запись полного варианта с Проваторовым)
Опричник Чайковского
terrestroДата: Пятница, 14 Марта 14, 23:53 | Сообщение # 46
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
Тема исчерпана?

Сообщение отредактировал terrestro - Пятница, 14 Марта 14, 23:54
 
little_listenerДата: Суббота, 15 Марта 14, 00:22 | Сообщение # 47
Группа: Проверенные
Сообщений: 474
Статус: Offline
Цитата alyosha ()
Тему почистил.
Спасибо, Алёша. Я тогда в своих сообщениях тоже лишнее уберу.
 
terrestroДата: Суббота, 15 Марта 14, 00:36 | Сообщение # 48
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
little_listener, Спасибо за участие в обмене мнениями! aiwan-hi
 
little_listenerДата: Суббота, 15 Марта 14, 09:18 | Сообщение # 49
Группа: Проверенные
Сообщений: 474
Статус: Offline
folk aiwan-hi
 
servalДата: Суббота, 15 Марта 14, 17:56 | Сообщение # 50
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Статус: Offline
А я еще раз переслушал старого "Опричника" с Тарховым. Что можно сказать - качество звука вполне приемлемое и поют неплохо. Но чем берет музыка Чайковского? Выразительными, берущими за душу мелодиями, острыми психологическими историями и подчеркнутой сентиментальностью, которой автор словно пытается исповедовать собственные травмы. "Опричник" принадлежит именно к такого рода произведениям, где затронуты тема человеческих взаимоотношений, где говорится о том, как важно и как трудно сохранить свою честь в исполненном насилии обществе. Как это сложно, несмотря на клятвы дорогому человеку, избежать катастрофической для всех ситуации, если собственных сил для этого нет, а путь изначально предопределен, и всё, что у тебя есть, это голос совести. Сколько нерва вложил Чайковский в эту историю! Какой силы посыл, какое слезное воззвание современникам! И как неустойчив круг людей, для кого все эти психологические перипетии действительно имеют значение. Да, просто петь в "Опричнике" недостаточно, тут надо играть, причем с хорошим пониманием роли. Это не философско-отвлеченный Вагнер, и даже не условно-типажный Пуччини. Чайковский просит слушателя мобилизовать всю гамму чувств. Он рассказывает о душе несчастного, запутавшегося молодого человека и о том, как сильно может болеть сердце матери за ее чадо. О том, как хищный мир, не считаясь ни с какой моралью, вновь и вновь находит себе жертву. Как трудно ему противостоять, и какой силы муки приносит сознание своей безнадежной участи. Участи, когда совмещаются правота и бессилие.
Что мы слышим на записи 1948 года? Хороших, заслуженных певцов, прекрасно разучивших свои нотные партии, но не передающих интеллигентских тягот. Мы слышим старательно работающие голоса, но события сюжета умеренно увлекают. Тархов не создает образа нежного, ранимого, преданного своим идеалам Андрюши. Его образ более чем условен. И в самой острой сцене 2-го действия нет последовательного развития персонажа, а что есть - просто выразительное пение. И слушая его, не испытываешь к нему особого сострадания и не веришь, что он плачет в конце. Так можно исполнить партию на концерте. Да и вообще вся атмосфера оперы неприятно ассоциируется со временем, когда запись была осуществлена, т.е со сталинским режимом, с тогдашними настроениями, с деловитой болтовней, кто за кого отвечает. Мелькает дух Сергея Эйзенштейна. Очень тяжеловесно и очень протокольно. Вот этого как раз нет в комплекте Г. Проваторова.
По-моему, Чайковский призван звучать с особым трепетом и благозвучием, а музыка должна передавать все оттеночные нюансы. Исключение составляет камерный репертуар, отчасти "Евгений Онегин", так как артефакты переносят слушателя в мир старинной дворянско-усадебной, патриархальной среды и дополняют атмосферу иллюзией потрескивающего камина. Также "Черевички" с Мелик-Пашаевым - невероятно искренняя, живая, очень рождественская запись. Одни куплеты Дьяка чего стоят! Или славословие в вивальдиевском духе "Добрый вечер, добрый вечер!" А уж финальный хор...

Добавлено (15 Марта 14, 17:56)
---------------------------------------------
И Вам спасибо, любезный terrestro, за интересную тему, а также всем уважаемым погруженцам.

Сообщение отредактировал serval - Суббота, 15 Марта 14, 17:52
 
terrestroДата: Суббота, 15 Марта 14, 20:53 | Сообщение # 51
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
Цитата serval ()
запись была осуществлена, т.е со сталинским режимом, с тогдашними настроениями, с деловитой болтовней, кто за кого отвечает.

По поводу Опричника - не согласен. Опера была записана на Радио для дальнейшей её трансляции и не имеет всех тех качеств, о которых Вы говорите. Из исполнителей комплекта с Орловым нет "звёзд". Это всё солисты Оперной студии Радио. Там привыкли работать скрупулёзно и с кондачка ничего не делали. К тому же эти люди и дирижёр тоже не были отягощены штампами орденоносного оперного коллектива. А Орлов был первоклассный музыкант. Практически все артисты, участвовавшие в записи этой оперы - великолепные исполнители камерной музыки. Дм. Тархов - не только первоклассный певец, но ещё и незаурядный поэт, художник со своим лицом, признанный переводчик; как певец он был крайне разносторонним исполнителем, тонким, насколько это возможно при его темпераменте и типе голоса. Наталья Петровна Рождественская (мать Геннадия Николаевича и жена дирижёра П. Аносова) не обладала каким-то выдающимся голосом, но была тонким исполнителем камерной лирики, участвовала в исполнении ораториальных полотен, 4-й симфонии Малера (если не ошибась) владела несколькими европейскими языками, была одной из интеллектуальнейших женщин не только Москвы. Про Долуханову писать не стану, её все знают, кто хоть мимолётно соприкасался с вокальным искусством.
Цитата serval ()
Что мы слышим на записи 1948 года? Хороших, заслуженных певцов, прекрасно разучивших свои нотные партии, но не передающих интеллигентских тягот.

Именно интеллигентность исполнителей и снижает пафос этой драмы. Для меня - во всяком случае. Особенно это относится к Рождественской. Так что тут я с вами не согласен категорически! Простые понятные человеку чувства, простые импульсы - чего тут возводить философские дебри!!?? И Чайковского всегда волновали именно простые, не отяжелённые философскими глубинами сюжеты. Найдите мне хоть один из них, который противоречит его взглядом на эту тему!! Не найдёте, уверяю Вас!! По причине плохого грения не могу Вам привести примеры из рецензий и писем П.И касательно этого предмета, но уж поверьте нА слово
Цитата serval ()
Мелькает дух Сергея Эйзенштейна. Очень тяжеловесно и очень протокольно.

Вот как раз к записи ЧЕРЕВИЧЕК с Меликом Ваши слова к месту! Отчего-то дух сталинизма Вам чудится только в записи ОПРИЧНИКА, а ЧЕРЕВИЧЕК он не коснулся !! Это одного года записи. Боже, до чего же это умозрительно и так предвзято!! Как говорится - за уши притянуто!


Сообщение отредактировал terrestro - Суббота, 15 Марта 14, 22:01
 
servalДата: Суббота, 15 Марта 14, 21:59 | Сообщение # 52
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Статус: Offline
Я согласен с Вами, что все участники старой записи - выдающиеся мастера. Но есть же такие вещи, как мода, обычаи, манера. Есть такая-то манера изображать персонажа. Есть мода такие-то использовать интонации. Есть обычаи расставлять звуковые акценты. Тяжеловесное звучание оперы в 1948 году, мне кажется, обусловлено именно временем, и по ходу прослушивания с большей отчетливостью проявлялось чувство взаимосвязи с климатом той эпохи. Актеры не стремятся рассказать историю, с живыми, наполненными страданьями персонажами, дабы вовлечь в нее слушателя, а как будто прочерчивают условный рельеф для определения века настоящего. Андрей в образе Тархова не кажется интеллигентом - напротив, банальный забияка, немногим лучше своих истязателей. Как утрировано звучит фраза "Разите разом все меня!" И если эта сцена показалась не вовлеченной, то все остальные - с Басмановым, Морозовой, Жемчужным показались словно проходными. Как будто дают понять, вот де эту картину Вы послушали, за ней будет еще одна, в ней-то и будет самое важное. И так до конца. Что хотели сказать музыканты? Абстрактную притчу, наподобие фильма Эйзенштейна, после которой надо думать о Сталине, а вовсе не рыдать о превратностях судьбы "маленького человека". Нет здесь самодостаточности каждого конкретного эпизода, любовного обрамления маленьких деталей. Нет той единой гармонии, куда включены свет и тень, любовь и ненависть, радость жизни и бесконечное отчаяние, всего того, что можно услышать в записи Проваторова. В последней все находит свое место, все идеально сбалансировано и удивительно поэтично. А поэтичность - то, за что мы и любим Чайковского. Умение красиво ее, эту поэтичность подать, без философских подтекстов, но так, чтобы было увлекательно, лирично и незабываемо, по-моему и являет комплект Г. Проваторова.
Если говорить о влиянии сталинского климата в творчестве, то я бы хотел сказать, что "Черевички" по остроумности близки к фильму "Золушка" (1947), если уж "Опричник" 1948 года все-таки к "Ивану Грозному". А по старательности драматического накала, гуманистическому пафосу, "Опричник" 1980 года, как писал ранее, мог бы сравнить с "Царем". Свободным, как и ранее "Золушка" от конкретной политики.
 
terrestroДата: Суббота, 15 Марта 14, 22:11 | Сообщение # 53
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
Цитата serval ()
Андрей в образе Тархова не кажется интеллигентом - напротив, банальный забияка, немногим лучше своих истязателей. Как утрировано звучит фраза "Разите разом все меня!" И если эта сцена показалась не вовлеченной, то все остальные - с Басмановым, Морозовой, Жемчужным показались словно проходными.

И слава Богу! О какой интеллигентности можно говорить в эпоху Грозного!! Мне эта некоторая (лишь - некоторая!) степень интеллигентности в пении Рождественской очень мешает.
Я вообще ярый противник любого рода интеллигентности в операх русских композиторов, как, впрочем, и во всех остальных!!! Превращать оперу в мертвечину и занудство - это удел современных режиссёров, оперирующих всем, что угодно, кроме исторической и психологической правды, лишь бы выразить свой, больной комплексами, субъетивный внутренний мир, порой чуждый элементарной морали! Это такие "деятели" как Черняков, Бархатов, Александров и череда им подобных, которых надо элементарно предать суду за осквернение русской культуры и искусства!


Сообщение отредактировал terrestro - Воскресенье, 16 Марта 14, 11:42
 
servalДата: Воскресенье, 16 Марта 14, 13:46 | Сообщение # 54
Группа: Проверенные
Сообщений: 13
Статус: Offline
Цитата terrestro ()
Это такие "деятели" как Черняков, Бархатов, Александров и череда им подобных, которых надо элементарно предать суду за осквернение русской культуры и искусства!
Абсолютно согласен с Вами. Все эти новаторы постановки вовсе не служители Искусству. В первую очередь они работают на себя, и им нет дела до тихого голоса Культуры. Методы их работы выражают глубоко укорененный в них плебейский статус, который раньше обличал, ставил их на место, а теперь развязал руки. Свободными чувствуют себя плебеи, такими же они хотят видеть своего зрителя. А то, что Искусство это в первую очередь служение, благоговение, им невдомек. В этом они отличаются от патрициев, свято блюдущих культуру Отцов, и относящихся к великим Творцам с подобающим уважением. Плебеи не способны ощутить всё богатство музыки "Евгения Онегина". Они выносят на афишу пистолеты, а сцену письма отягощают эксцентричными элементами - чтобы зритель не заскучал. В Михайловском театре идет кошмарная постановка. Ленский там похож на Гарри Поттера, а темные силы навязчивы за счет присутствия карлы.
Это об Онегине. А в "Опричнике", как мне кажется, вышеописанные Вами, уважаемый terrestro, культурные преимущества музыкантов только подтверждают мою точку зрения. Они вносят не вполне уместную здесь чрезмерную "одухотворенность". История Андрея и его мамы должна быть живой, очень эмоциональной, пронзающей сердце, а вовсе не демонстрацией старательного вокала очень образованных людей. Драматические сцены в комплекте 1980 года просто незабываемы. Они лежат на одной линии развития персонажа, а вовсе не являются "школьными" сценами, где есть некие типы, попавшие в беду. Наверное, Лев Кузнецов испытал нечто похожее, раз его исполнение выходит за рамки голоса, мы можем и в душу его заглянуть. Такая игра, которую хотелось бы слышать почаще. В общем, если будете располагать временем, послушайте 2 картину из 2 действия и сравните сами.


Сообщение отредактировал serval - Воскресенье, 16 Марта 14, 14:35
 
terrestroДата: Воскресенье, 16 Марта 14, 16:30 | Сообщение # 55
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
Цитата serval ()
послушайте 2 картину из 2 действия и сравните сами.

Я уже писал, что нежно люблю эту оперу, Как, впрочем, и всё творчество Чайковского. Я хорошо знаком с со всеми тремя записями И ОСТАЮСЬ ПРИ СВОЁМ МНЕНИИ. В далёкие теперь 60-е года не раз присутствовал на представлении этой оперы в... (!!!) Киргизском академическом ордена Ленина театре оперы и балета (!!!). Конечно, там не всё удавалось и спектакль немного подсократили, но были и костюмы и постановка очень интересными, а солисты старались не за страх, а за совесть. И хотя я в то время был зело юн, я там послушал-посмотрел ряд опер, совсем нечасто исполняемых и тогда и сейчас: СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, ЧЕРЕВИЧКИ, ТИХИЙ ДОН, ДЕМОН, ОТЕЛЛО..
 
little_listenerДата: Вторник, 18 Марта 14, 18:51 | Сообщение # 56
Группа: Проверенные
Сообщений: 474
Статус: Offline
Друзья и коллеги, восстановите запись с Рождественским. Пожалуйста :)
http://intoclassics.net/news/2011-03-25-22216
 
terrestroДата: Вторник, 18 Марта 14, 23:33 | Сообщение # 57
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
Сссылку по адресу: http://intoclassics.net/news/2011-03-25-22216
Новая - http://files.mail.ru/5BBBF50C12594745BECDC583ABA1F3CA
Поднимите пожалуйста!
 
alyoshaДата: Вторник, 18 Марта 14, 23:50 | Сообщение # 58
Группа: Модераторы
Сообщений: 1328
Статус: Offline
Алексей, спасибо за восстановление! Материал перевёл на ваш профиль. Пожалуйста, уточните формат записей.
 
terrestroДата: Вторник, 18 Марта 14, 23:52 | Сообщение # 59
Группа: Проверенные
Сообщений: 393
Статус: Offline
АПЕ, КУЕ, обложки +треки
864 мб


Сообщение отредактировал terrestro - Вторник, 18 Марта 14, 23:52
 
alyoshaДата: Вторник, 18 Марта 14, 23:59 | Сообщение # 60
Группа: Модераторы
Сообщений: 1328
Статус: Offline
Цитата Алексей ()
АПЕ, КУЕ, обложки +треки
864 мб

Спасибо! Значит там сейчас соответствует.
 
intoclassics.net - форум » Музыка » Ищу записи, ноты, либретто, прочую музыкальную литературу » Опричник Чайковского (Запись полного варианта с Проваторовым)
  • Страница 4 из 5
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
Поиск:
Доброе утро!

Хостинг от uCoz