ПОСЛЕДНИЙ ГЕНИЙ ИТАЛЬЯНСКОЙ ОПЕРЫ Было время, когда опера была важнейшим из искусств. За оперными либретто зорко следила цензура. Премьеры опер могли вызвать народные волнения. Каждый уважающий себя джентльмен имел абонемент в оперу. Мелодии только что сочиненных оперных арий тут же пополняли репертуар шарманщиков. Лучшая в мире опера – итальянская. Так считали все до…, ну, скажем, 1850 года. Беллини, Россини, Доницетти, Верди! Почти в каждой европейской столице были театры итальянской оперы, где пели итальянцы. Но национальное самолюбие в европейских странах было уязвлено, и на волне подъема интереса к отечественной культуре появились национальные оперы в Польше, Венгрии, России, Чехии. Особенных успехов добилась немецкая опера, давшая миру Вагнера. «Лоэнгрин» был создан раньше «Травиаты». Мощное наступление немцев не сразу поменяло вкусы публики, но итальянские композиторы поняли его опасность. Верди реформирует свой стиль, расширяя и усложняя роль оркестра, динамизируя музыкальную драматургию. Под этим знаком написана «Аида», и, особенно, последние оперы Верди «Отелло» и «Фальстаф». Верди не стал вторым Вагнером, но это был достойный ответ старого маэстро. Но Верди неподражаем, а молодые итальянцы хотели реванша, они вознамерились создать новую итальянскую школу, и сочинять оперы, которые были бы не хуже, а лучше Вагнера. Для этого надо взять у Вагнера симфонизацию ткани, непрерывную драматургию, но сохранить итальянский мелос и не витать в грезах богов и рыцарей. Новая итальянская опера начинается в 1889 году с написанной по случаю одноактной оперы - «Сельской чести» Пьетро Масканьи (1863-1945). Следом в 1892 появились «Паяцы» Руджеро Леонковалло(1857-1919). Это направление получило название – веризм. Энциклопедия определяет: «Веризм - реалистическое направление в итальянской литературе, опере, изобразительном искусстве конца XIX века, для которого характерны: правдивое изображение повседневного быта бедноты; внимание к переживаниям героев; острые драматические коллизии; подчеркнуто эмоциональный стиль. В музыке веризм получил известность в оперных произведениях. Героями своих произведений композиторы избирали сельских жителей, бедных горожан, представителей богемы и главное внимание сосредоточивали на житейских драмах, основанных, главным образом, на любовных коллизиях». Веризм поразил и завоевал весь мир. «Сельская честь» и «Паяцы» мгновенно обошли все оперные сцены мира, да и сейчас постоянно появляются на оперных афишах гораздо чаще, чем музыкальные драмы Вагнера. Но всё оказалось не так, как ожидали. Леонковалло и Масканьи продолжали писать оперы, но ни одна из них не стала популярной и не имела настоящего успеха. Настоящим гением веризма оказался только Джакомо Пуччини (1858-1924), но он был слишком велик для одного направления, и Пуччини это не только веризм, это гораздо большее. Вслед за «Манон»(1892), «Богемой»(1895) и «Тоской»(1899), в 1903 году он завершает «Мадам Баттерфляй». Кто бы мог предположить тогда, что это будет последняя великая итальянская опера. Вслед за «Баттерфляй» в творчестве композитора наступает спад, теряется былая продуктивность. Пуччини остался велик. Триада одноактных опер (1917-1918) и, особенно, оставшаяся незавершенной «Турандот» (1921-1924) несомненные шедевры. Но они стоят особняком и не вписываются в многовековую историю итальянской оперы. Что случилось с итальянской оперой? Наверное, то же, что случилось с оперой вообще. ХХ век веком оперы не был, хотя оперы сочиняли почти все крупные композиторы. Это особая тема, ведь мы сосредоточились лишь на первом десятилетии ХХ века. YeYe _____________________________________________________ БИОГРАФИЯ ПУЧЧИНИ Рано лишившийся отца, Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь в качестве певчего в церкви. Четырнадцати лет он получил место церковного органиста. Его импровизации, в которых нередко слышались тосканские народные напевы, а подчас и оперные мелодии, восхищали прихожан, но вызывали недовольство местного духовенства из-за излишней "театральности". Яркой мелодической выразительностью отличались и произведения, написанные юношей под руководством К. Анджелони, в чьем классе он занимался в луккском Музыкальном институте им. Дж. Пачини. Исполнение в 1880 г. мессы, сочиненной к окончанию института, принесло Джакомо первый успех. Осенью того же года он отправился в Милан и, без труда выдержав вступительные экзамены, был принят в консерваторию. Особенно привлекали его уроки композиции у А. Понкьелли, прославившегося оперой "Джоконда". Среди друзей Джакомо - композиторы А. Каталани и будущий автор "Сельской чести" - П. Масканьи. За время учебы Пуччини написал немало различных произведений; лучшее из них - Симфоническое каприччио, с успехом исполненное на выпускном экзамене в консерватории 14 июля 1883 г. и получившее одобрительные отзывы в прессе. Но композитор чувствовал, что его жанр - не инструментальная, не симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене. Первые 2 оперы - "Виллисы" (1883) и "Эдгар" (1885-88) - еще только подступы к самостоятельному пути в искусстве. Понимая, что основой оперного либретто должна служить сильная жизненная драма, способная взволновать публику, Пуччини уходит в поиски сюжета для новой оперы. Он останавливает свой выбор на "Истории кавалера Де Грие и Манон Леско" А. Прево. Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала "Богема", написанная по роману А. Мюрже "Сцены из жизни богемы". Еще до начала работы над "Манон Леско" Пуччини думал об опере "Тоска" на сюжет драмы В. Сарду. После премьеры "Богемы" он вместе со своими постоянными либреттистами Л. Илликой и Дж. Джакозой приступил к разработке сценария. В центре сочинения, как всегда у Пуччини, - любовная драма. Но здесь композитор впервые затрагивает тему борьбы с произволом: главные герои - певица Флория Тоска и художник Марио Каварадосси - гибнут в столкновении с миром тирании. ...Мысль написать оперу по пьесе "Гейша" американского драматурга Д. Беласко родилась под впечатлением спектакля, виденного в Лондоне, куда Пуччини ездил летом 1900 г. в связи с постановкой "Тоски" в театре Covent Garden. Правдивый рассказ о трагической судьбе бедной японской девушки Чио-Чиосан, или, как ее называли, мадам Баттерфлай (Мотылек), - глубоко взволновал композитора. "Мадам Баттерфлай" завершает центральный, наиболее интенсивный период деятельности Пуччини - период непрестанных творческих поисков и решений. Она предвосхищает характерный для оперы XX в. тип монодрамы, где все события сосредоточены вокруг главного персонажа. Образ "маленькой японочки из Нагасаки", утверждающий высокие нравственные идеалы, - самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Основное внимание композитора направлено на раскрытие душевной драмы Чио-Чио-сан, внешнее сценическое действие в опере почти отсутствует. Пуччини - один из первых европейских композиторов, обратившихся к японскому сюжету. Чтобы как можно достовернее передать в музыке локальный колорит, он использует подлинные японские напевы, применяет необычные сочетания зсуков, хрупкие, звенящие оркестровые тембры. Премьера "Мадам Баттерфлай" 17 февраля 1904 г. в миланском театре Ла Скала стала настоящим провалом. Виною тому в немалой степени был допущенный самим Пуччини драматургический просчет, в результате чего II акт оказался слишком растянутым. Через 3 месяца после сделанных автором небольших изменений опера одержала блистательную победу в Брешии. В главной роли выступила молодая украинская певица Соломия Крушельницкая, которая к тому времени уже прославилась как превосходная исполнительница опер Р. Вагнера. Спустя несколько дней она получила в подарок портрет композитора со следующей надписью: "Самой великолепной и очаровательной Баттерфлай". Успех "Мадам Баттерфлай" упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов. "А как поют индейцы?" - спрашивал себя композитор, посмотрев в Нью-Йорке драму Беласко "Девушка с Золотого Запада" из жизни калифорнийских золотоискателей. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, где раскрываются характеры главных героев. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт "дикого Запада". Премьера "Девушки с Запада" в Нью-Йорке 10 декабря 1910 г. проходила в атмосфере сенсации, но популярности своих предшественниц опера не достигла. Пуччини явился последним представителем итальянской оперной классики. Чуткий к веяниям эпохи, он постоянно искал пути обновления художественно-выразительных средств оперы. Его творчество оказало заметное воздействие на развитие европейской оперы XX столетия. Верный традициям реалистического искусства, художник-гуманист, Пуччини, создал бессмертные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Т. Келдыш (Belcanto.Ru) ЧЕРТЫ СТИЛЯ ПУЧЧИНИ Оперный композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре. Вместе с тем его художественный мир отличается от мира Верди, будучи сформированным в другой исторический период. Это период fin de siecle (конца века - франц.), отличавшийся и в Италии поверхностным спокойствием и поисками внешних украшений, был отмечен начавшимся кризисом, который ещё больше обостряла упорно развивавшаяся наука (в особенности марксизм и психоанализ). Пуччини явился выразителем различных идеологических течений и настроений, которые он со всем своим редкостным драматическим чутьём сумел использовать и слить воедино с мастерством и постоянным обновлением выразительных средств (достигнутым также отчасти композиторами других стран, создавшими передовой музыкальный язык, - прежде всего Массне, Дебюсси и другими), до такой степени влившись в поток общеевропейского искусства, что его могли обвинять в уклонении от "национального искусства" ради пресного, хотя и хорошо разработанного "интернационального жанра". Вкус к живописи, воссоздающей определённую среду (с примечательными обращениями к экзотике), хроматизм, восходящий к Вагнеру и импрессионизму, "сумеречничество" (от итал. crepuscolarismo - направление в итальянском театре конца XIX века) и декаденство, выразившиеся в постоянной меланхолии, с которой порой удачно контрастирует блистательное веселье вставных номеров, мрачное освещение реальности в согласии с приёмами натурализма и веризма, склонность к "слёзной комедии" - таковы наиболее явные компоненты опер Пуччини, облечённые в цельный музыкальный язык, в котором откровенно выразилась и сама его личность. Все выразительные средства без всяких изысков передают суть латинской души, чувственной и страстной в выражении горя и радости, жаждущей излиться в мелодичном пении, так, как это было у великих оперных композиторов-итальянцев XIX века, то есть естественно и непосредственно. Именно благодаря мелодизму и достижениям в вокальной области Пуччини намного опережает других своих современников. Хотя его личность ярко проявилась в свойствах гармонической палитры и в искусной оркестровке (пластичной и строго архитектоничной, но при этом не чуждой эскизности, импровизации), именно человеческому голосу доверяет он задачу выразить свою душу: от гибкого речитатива (так называемого "пения говорком") до вопля и рыдания или бескровной кантилены, преодолевающих напряжение мелодической дуги с сильно взлетающими, подобно буквицам, зубцами. Тщательный и методичный резчик, Пуччини всегда проявлял неудовлетворённость сделанным. Он основательно работал над своими сочинениями и затем вносил в них многочисленные поправки. Театральный талант Пуччини проявился также в выборе и разработке либретто, к которым он относился с большим интересом, вполне понятным, если учесть значение сюжетов в его операх. Почти все сосредоточенные вокруг женского образа и пропитанные звуковой атмосферой с явными изобразительными намерениями, эти сюжеты свидетельствуют о безупречной технике развития событий и раскрытия судеб и психологии главных действующих лиц, рядом с которыми Пуччини ставит удачных, оригинальных второстепенных персонажей. За исключением единственной великолепной оперы-буффа, "Джанни Скикки" (свидетельствующей о влиянии "Фальстафа" Верди), другие его наиболее типичные произведения заканчиваются трагедией или отягощены её грузом, поскольку любовь, эта великая прядильщица опер Пуччини, обречена стать своего рода искупительным наказанием. Быть может, в "Турандот" композитору удалось бы преодолеть эту тягостную необходимость, создав образ ледяной принцессы, поддавшейся чувству страсти и любви. Но опера обрывается, словно иначе и быть не может, на самозаклании маленькой Лю, жертвующей своей любовью и жизнью ради счастья любимого человека. (Единственное исключение - счастливая любовь Минни, девушки с Запада, но она обретает её ценой резкого отказа от главной роли, от своей реальной сущности.) Г. Маркези (Belcanto.Ru) Джакомо Пуччини Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан) Опера в трёх действиях Либретто Иллики и Джакозы Действие происходит в Нагасаки, Япония, в конце XIX века. Действие первое. Лейтенант американской армии Пинкертон женится на японской гейше Чио- Чио-Сан (Баттерфляй) из обедневшего японского рода. Выбрать невесту ему помог сват Горо. Пинкертон вместе с ним идёт смотреть дом, где он собирается поселиться со своей будущей женой. Входят невеста с родными и гости, среди которых американский консул Шарплес. За бутылкой виски Пинкертон разоткровенничался с консулом. Он доволен женитьбой, но не считает себя связанным навеки, в любой момент он может развестись. Такое циничное отношение к жизни огорчает пожилого Шарплеса, он уговаривает Пинкертона не губить жизнь девушки. Появляются невеста и родные. Все разбредаются по саду. Баттерфляй признаётся Пинкертону, что решила принять его вероисповедание. Их беседу внезапно прерывает один из родственников невесты, её дядя Бонза, фанатичный приверженец религии предков. Он бранит вероотступничество племянницы. Гости в замешательстве уходят. Невеста в слезах, но ласки Пинкертона возвращают ей хорошее настроение. Влюблённые уходят в дом, ничто не мешает их счастью. Действие второе. Прошло три года, как Пинкертон уехал домой в Америку, от него нет вестей. В доме Баттерфляй печаль. Её не может развеять даже верная служанка Сузуки. Неожиданно появляются Шарплес и Горо. Консул смущён. Он получил письмо от Пинкертона и должен что- то сказать Чио-Чио-Сан. Но он не успевает сделать этого, как входит новый гость - богатый принц Ямадори, которого хитрый Горо сватает Баттерфляй, оставшейся без мужа. Принц ждёт окончательного ответа, но получает отказ. Шарплес, желая счастья несчастной Баттерфляй, уговаривает её принять предложение принца. Потрясённая и оскорблённая этим, она намерена даже выгнать консула, но затем догадка озаряет её, хотя она и не хочет верить в измену любимого. Возможно, узнав, что у них родился сын, Пинкертон вернётся. Шарплес совсем расстроен. Он уходит, пообещав написать Пинкертону о сыне. Внезапно в порту раздаётся пушечный выстрел. Баттерфляй и Сузуки бегут на веранду. В гавань вошёл корабль с американским флагом. В подзорную трубу Чио-Чио-Сан узнаёт корабль, на котором служит Пинкертон. Радость озаряет её лицо. Она посылает Сузуки за цветами, одевается, причёсывается. Весь дом оживился. Темнеет. Её сын и Сузуки засыпают, и только Чио-Чио-Сан в напряжённом ожидании. Действие третье. Наступает утро. Баттерфляй уносит сына в спальню. Появляются Шарплес и Пинкертон. В комнате одна Сузуки. Увидев гостей, она хочет позвать госпожу, но гости делают ей знак подождать. Сузуки вдруг замечает в саду незнакомую женщину. Пинкертон молчит. Вынужден заговорить Шарплес. Он признаётся, что эта женщина в саду - жена лейтенанта Кэт. Она настолько благородна, что готова принять в семью сына Пинкертона. Лейтенант, терзаемый раскаянием, выбегает из комнаты. В дверях появляется Баттерфляй. Она ищет глазами мужа. Увидев незнакомку и Сузуки с заплаканными глазами, начинает догадываться о происходящем. Шарплес хочет убедить её отдать ребёнка в семью, где он получит достойное воспитание и образование. Отчаявшаяся Баттерфляй и сама понимает, что другого выхода у неё нет. Она только просит, чтобы Пинкертон сам пришёл через час за сыном. Все удаляются, и она остаётся одна. Ей уже ясно, что надо делать. Баттерфляй просит служанку оставить её, затем молится. После этого снимает со стены кинжал. Сузуки вталкивает в комнату ребёнка, надеясь, что это сможет остановить госпожу, но всё напрасно. Отвлекая ребёнка игрушкой, Баттерфляй завязывает сыну глаза и, уйдя за ширму, закалывается кинжалом. Когда в её комнату прибегают к условленному часу Пинкертон и Шарплес, Чио-Чио-Сан, умирая, молча указывает рукой на сына. В качестве художественного приложения несколько картин крупнейших художников Италии конца XIX века. Доменико Морелли (1826-1901) ---------- --------- ---------------- -------------- Джованни Сегантини (1858-1899) ------------- ------------- -------------
|