СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК МУЗЫКИ. 1901-1910 КЛОД ДЕБЮССИ «ОБРАЗЫ» Последнее десятилетие XIX века – время работы над оперой «Пеллеас и Мелизанда». В это время Дебюсси часто обращается к вокальной музыке, создавая вокальные циклы на стихи поэтов-символистов. Камерно-вокальная музыка Дебюсси стилистически связана в его оперой и явилась своего рода творческой лабораторией, где выкристаллизовались основные черты стиля «Пеллеаса». В эти же годы Дебюсси создает свою оркестровую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» («Облака» - «Празднества» - «Сирены»). Работа над фортепьянными сочинениями растягивалась на многие годы, и только в 1901 году он завершил сюиту Pour le Piano, а в 1905 году «Бергамасскую сюиту», начатую в 1890 году. Первое десятилетие ХХ века, напротив, ознаменовалось появлением ряда фортепьянных сочинений («Эстампы», «Маски», «Остров радости», «Образы», 1-я тетрадь Прелюдий) и именно в фортепьянной музыке Дебюсси представил наиболее характерные и важные черты своей творческой эволюции. Две серии фортепьянных пьес под названием «Образы» (Images) появились соответственно в 1905 и 1907 годах. Каждая из серий включает три пьесы. В первой это «Отражения в воде» (Andantino molto. Tempo rubato – соль бемоль мажор), «Памяти Рамо» (Lent et gdave – соль диез минор) и «Движение» (Anime – «легко, слегка причудливо, но точно» – до мажор). Во второй тетради - «Колокольный звон сквозь листву» (Lent), «Развалины храма при свете луны» (Lent – ми минор) и «Золотые рыбки» (Anime –фа диез мажор). Главное в этих пьесах – колорит, краски. Композитор привлекает для этого все средства гармонии, как известные до него, так и новые, и в этом проявляет необыкновенную смелость, фантазию и изобретательность. Пьеса «Колокольный звон сквозь листву» основана на целотонной гамме и в ней почти нет ощущения тональных устоев (подобного же эффекта достигает Скрябин в своих сочинениях того же времени). Однако ощущение красочного пространства создается не только средствами гармонии, но и невероятно насыщенной и утонченной при этом фортепьянной фактурой, нередко создается многоярусная гармоническая среда, где верхние, средние и нижние голоса, как бы отделены друг от друга и не образуют общего гармонического комплекса. Дебюсси мастерски использует все то, что придумал Лист, но и добавляет в изобилии свои находки. Главное для исполнителя не просто сыграть все эти ноты, а как их сыграть! Приобретает значение звук каждой ноты, каждая смена нюансов. Но такое значение колористической составляющей музыкальной ткани потребовало от композитора отказа от многих важнейших составляющих музыкального языка. И Дебюсси радикально жертвует ими, что позволяет с достаточным основанием говорить о том, что Дебюсси – зачинатель музыкального авангарда. Прежде всего Дебюсси отказывается от мелодии. Еще в вокальной музыке и «Пеллеасе» мы не найдем распевной кантилены, мелодическая линия там намеренно ограничена жесткими рамками, но, скромная и сдержанная, она присутствует в музыке. В «Образах» же мелодический материал сведен к элементарным мотивам, попевкам, состоящим из нескольких нот. Вслушайтесь в начало «Отражений в воде». Сквозь мерцающие аккорды в высоком регистре проступают три нисходящие мелодические ноты. Большего Дебюсси себе не позволяет, это бы разрушило созданную им картину! Более того, эти короткие мотивы никогда не развиваются, они лишь повторяются в неизменном виде, нередко переходя из регистра в регистр. Все это создает ощущение статичности, отсутствия движения. Даже пьеса под названием «Движение» никакого движения не содержит, и быстрые ритмические фигуры и пассажи ни на йоту не нарушают полной статичности. В прежних сочинениях Дебюсси (в той же сюите Pour le Piano) движение было. Дебюсси сознательно изгоняет движение из своей музыки! Единственным исключением в цикле является пьеса «Памяти Рамо», написанная в движении сарабанды. Здесь есть мелодические островки, и колористическая сторона не является самодовлеющей. «Образы» являются серьезнейшим испытанием для пианиста. Тот, кто испытание это выдержит, заставит публику забыть о статичности музыки и отсутствии мелодии. И, в заключение, несколько слов о терминах. Дебюсси – это колорит, краски. Готова этикетка - музыкальный импрессионизм! Но разве живопись Моне, Писсаро, Сислея или Дега статична? Она почти эскизна и чрезвычайно динамична. А Дебюсси свои «полотна» очень даже подробно выписывает, только он обобщает формы, отбрасывая ненужное. YeYe Морис Дени (1870-1943) ТАНЕЦ --------- АПРЕЛЬ -------------- МАРФА И МАРИЯ ----------- ЛАНДШАФТ -------------- ЛЕТНИЙ ДЕНЬ
|