Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [115]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [113]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 08 Декабрь 16, 17:23
Начало » Статьи » Серебряный век музыки

Саломея и Электра

1901-1910

ОПЕРЫ РИХАРДА ШТРАУСА

Оперы уроженца Мюнхена Рихарда Штрауса (1864-1949) являются репертуарными в лучших оперных театрах мира. Россия является печальным исключением. И дело не в серости оперной и концертной публики, значительная часть которой еще полагает, что Рихард Штраус был родственником Иоганна, жил в Вене и писал вальсы, а в системе организации оперного процесса. Оперы Р.Штрауса, как и музыкальные драмы Р.Вагнера, предъявляют предельно высокие требования к голосам. Таких певцов в мире в каждом поколении единицы. И эти певцы ездят из Нью-Йорка в Вену, из Парижа в Лондон, чтобы спеть Ортруду или Саломею, Зигфрида или Ирода. Мы же гордимся тем, что у нас в оперных театрах постоянные труппы, и имеем то, что имеем.

Прославившись своими симфоническими произведениями («Дон Жуан», «Тиль Уленшпигель», «Дон Кихот», «Так сказал Заратустра», «Жизнь героя») Рихард Штраус с начала 1900-х годов редко обращается к инструментальному творчеству. Основным жанром для него становится опера. Штраус вызывает бурю в оперном мире начала века "Саломеей". Это годы, когда Оскар Уайльд становится одним из самых модных писателей, и естественен интерес к опере на сюжет его драмы, к тому же запрещенной в то время цензурой во многих европейских странах. Но в начале ХХ века "Саломея" волнует и ту часть публики, которая не проявляет увлечения творчеством утонченного мастера английской литературы. Ее привлекает кровавый сюжет, связанный раннехристианской эпохой, насыщенная эротикой атмосфера, окружающая героиню оперы, Саломею.

"Саломея" - скрещивание путей неоромантизма и экспрессионизма. Мрачная, сгущенная атмосфера действия в своем музыкальном выражении знаменует контакт композитора с эстетикой экспрессионизма.

Следующей своей оперой, "Электрой", Штраус еще ближе подходит к экспрессионизму, указывая путь, по которому пойдет Альбан Берг в работе над оперой "Воццек". Драматург Г. Гофмансталь, многолетний творческий соратник Штрауса, переработал трагедию Софокла "Электра" для современного театра. Почти без изменений эта пьеса положена на музыку и образует одноактную оперу.

После столь мрачных опер, как "Саломея" и "Электра", за Рихардом Штраусом устанавливается слава композитора, особенно склонного к сугубо трагическим сюжетам. Однако эта ветвь не получила продолжения в творчестве композитора. Более того, он счел опасным для себя развитие в духе «Электры». Наверное, композитор был прав, ведь его последующее оперное творчество, в котором больше нет места мрачной сгущенной эмоциональности, дало такие шедевры как «Кавалер роз», «Ариадна на Наксосе», «Арабелла», «Каприччио».

    Музыка Рихарда Штрауса иллюстрируется репродукциями картин крупных европейских художников конца XIX - начала XX века, перекликающихся с операми композитора. К сожалению, имена этих художников многим любителям искусства неизвестны, но живопись этого времени отнюдь не сводится к конфликту передвижников с импрессионистами. Удивительно, сколь популярен был тогда образ Саломеи!

САЛОМЕЯ

Опера в 1-м действии.
Музыка и либретто
Р. Штрауса
по драме Оскара Уайлда, немецкий вариант
написан Гедвигой Лахман.
Премьера - 9 декабря 1905 г. в Дрездене



Густав Моро (1828-1898), Франция


«Саломея», 1875



Густав Моро

«Саломея», 1876


KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

Действие происходит в Иерусалиме в начале христианской эры. Из дворца царя Ирода доносится шум пиршества, струится наружу свет факелов. Падчерица царя, Саломея, выходит во двор, так как чувствует на себе всё более требовательные, всё более угрожающе жадные взгляды царя. Сириец Нарработ, начальник дворцовой стражи, влюблённо следит за Саломеей.


Девушка прислушивается к голосу, доносящемуся из бывшего глубокого водоёма: это голос Иоканаана, пророка новой веры. Саломея хочет увидеть его. Напрасно старается сириец противостоять ей, говоря,что строгий приказ запрещает выводить Иоканаана из подземной тюрьмы. Саломея настаивает, и влюблённый Нарработ не может больше противиться её желанию. Он приказывает вывести пророка. Появляется истощённый, измученный Иоканаан.


Грозными словами бичует он преступного царя Ирода, царицу Иродиаду, погрязших в грехе. Саломея, как зачарованная, слушает пламенную речь. Всё ближе и ближе подходит она к пророку: "Я хочу твоего поцелуя, Иоканаан!" Пророк с отвращением отвергает желание Саломеи, он она исступлённо требует его поцелуя. Тогда он проклинает её и возвращается в свою темницу.
Нарработ, в отчаянии и ужасе наблюдающий, как Саломея осаждает пророка, убивает себя. Ирод, вышедший со своей свитой во двор, видит труп несчастного Нарработа.


Непобедимое вожделение влечёт царя к падчерице. Он и сейчас пытается приманить её к себе. Но Саломея решительно отталкивает его. Из-под земли снова и снова слышатся слова пророка. Иродиада хотела бы заставить замолчать этот голос, посылающий им проклятия, но царь щадит пророка. В словах Иоканаана он чувствует предупреждения святых и ясновидцев.


Ирод просит Саломею исполнить какой-нибудь танец. Саломея ставит лишь одно условие: Ирод должен поклясться после танца исполнить её желание. Царь соглашается. И вот, сначала медленно, потом всё более быстро и возбуждённо, всё более опьяняюще развёртывается танец Саломеи, танец семи вуалей. По окончании танца Саломея в изнеможении падает к ногам царя и высказывает своё желание: в награду за танец царь должен подарить ей голову Иоканаана.


Ирод согласен на всё, только бы освободиться от данной им клятвы. Он предлагает падчерице свой дворец, все сокровища страны, но Саломея непреклонна. Довольная Иродиада снимает с пальца Ирода кольцо с печатью, которой скрепляются смертные приговоры. Палач спускается в подземелье. Наступает молчание, от которого стынет кровь... Наконец появляется блюдо и на нём отрубленная голова Иоканаана. Саломея, обезумев от страсти, припадает к мёртвым устам. Ирод содрагается от ужаса. Потом отдаёт дворцовой страже приказ: умертвить Саломею!



Ловис Коринт (1858-1926), Германия

«Саломея»



Густав Климт (1862-1918), Австрия

«Саломея»



Макс фон Штук (1863-1918), Германия

«Саломея»



Юлиус Клингер (1876-1942), Австрия

«Саломея»



ЭЛЕКТРА
опера в одном действии
Музыка: Рихард Штраус
Либретто: Гуго фон Гофмансталь

Мировая премьера: 25 января 1909 года, Придворная опера, Дрезден;


KРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ

Все помыслы Электры сосредоточены на том, чтобы отомстить за смерть своего отца Агамемнона, погибшего от руки жены Клитемнестры и ее любовника Эгиста. Она терпеливо переносит жестокое обращение матери и отчима, насмешки служанок, живет вместе с собаками и ждет возвращения своего брата Ореста, надеясь, что он накажет злодеев. Когда два чужеземца приносят весть о смерти Ореста, Электра решает сама стать орудием мести и умоляет свою сестру Хризотемиду оказать ей помощь, но Хризотемида в страхе отказывается. Ее отказ, однако, не останавливает Электру, она выкапывает спрятанный топор, которым Эгист убил Агамемнона. Появление незнакомца нарушает планы Электры. Она узнает в нем своего брата Ореста после того, как старые слуги бросаются к его ногам. Один из слуг призывает Ореста действовать, и они вместе входят во дворец царицы. Электра в крайне возбужденном состоянии остается сторожить у входных ворот. Из дворца доносится пронзительный предсмертный крик Клитемнестры. Когда появляется возвращающийся домой Эгист, Электра с коварной приветливостью встречает его и сообщает, что в доме у "хозяйки" два вестника, принесшие сообщение о смерти Ореста. Эгист входит во дворец, и Орест убивает его. Электра в экстатическом состоянии начинает триумфальный танец. "Кто так счастлив, как мы, тому подобает только соблюдать молчание и танцевать". Она делает еще несколько напряженных движений и затем падает замертво.



Густав Климт «Аллегория трагедии»



Густав Климт «Афина Паллада»



Фердинанд Ходлер (1853-1918), Швейцария

«Экстаз»



Макс фон Штук «Раненая амазонка»




Макс фон Штук «Поцелуй сфинкса»



Экспрессионизм

(от лат. expressio — выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин "Э." впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден — основатель экспрессионистского журнала "Штурм" ("Der Sturm").

Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в Э. над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко — к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Ярче всего принципы Э. выявились в искусстве Германии и Австрии.

(БСЭ)

Материалы подобрал YeYe

Категория: Серебряный век музыки | Добавил(а): classical (09 Май 08) | Автор: YeYe
Просмотров: 8910 | Комментарии: 4
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 4
1. Палыч   (10 Май 08 16:44)
Спасибо за музыку!
Параллель Штраус - Климт - попадание в десятку! А Малер? Для большинства композиторов можно найти только очень поверхностные соответствия в других видах искусств.

2. Надежда (woman_of_paris)   (14 Август 08 22:32)
Прошу прощения, но приведенная выше работа Климта не есть «Саломея» – это «Юдифь» (между этими персонажами огромная разница)!

3. (MARKAR)   (25 Сентябрь 09 23:24)
спасибо за либретто,нигде не могла найти,а картины потрясающие...

4. Евгений (classical)   (26 Октябрь 09 09:46)
Валентин, спасибо! Это б в основной раздел продублировать, в "литературу".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.