год
1901-1910
ПРИГЛАШЕНИЕ
К ПУТЕШЕСТВИЮ
100
лет – огромный срок. Как изменился мир
за 100 лет! Для нас это далекое прошлое.
А искусство? Музыка? Принимаем ли мы
музыку, созданную 100 лет назад, как
устоявшуюся и бесспорную классику, или
она всё еще воспринимается неоднозначно?
Многое из созданного в те годы оказалось
преходящим, но многие направления и
отдельные произведения определили
дальнейший путь искусства и сохранились
в культурном багаже образованной части
общества.
Ограничимся
первым десятилетием XX
века. В таблице представлены наиболее
заметные произведения композиторов,
созданные в эти годы.
год
|
произведения
|
1901
|
Рахманинов Концерт
№ 2 для фортепьяно с оркестром
Глазунов Балет
«Времена года»
Дворжак Опера
«Русалка»
Григ Лирические
пьесы, тетрадь 10
Равель «Игра воды»
|
1902
|
Малер Симфония №
5
Массне Опера «Жонглер
богоматери»
Дебюсси Опера «Пеллеас
и Мелисанда»
Сибелиус Симфония №
2
Шёнберг «Пеллеас
и Мелисанда» для оркестра
Шимановский Этюды
для фортепьяно
Айвз Симфония № 2
|
1903
|
дАльбер Опера «Долина»
Дебюсси «Эстампы»
Скрябин Соната № 4
Равель Струнный
квартет фа мажор
Сибелиус Концерт
для скрипки с оркестром
Барток «Кошут»
симфоническая поэма
Яначек Опера «Енуфа»
Пуччини Опера «Мадам Баттерфляй»
|
1904
|
Малер Симфония №
6
Песни об умерших
детях
Регер Вариации на
тему Баха для фортепьяно
Скрябин Симфония
№ 3 «Божественная поэма»
Лядов «Баба Яга»
Дворжак Опера «Армида»
Римский-Корсаков
Опера «Сказание о невидимом граде
Китеже и
деве Февронии»
Глазунов Концерт для
скрипки с оркестром
Р.Штраус Домашняя
симфония
Барток Рапсодия для
фортепьяно с оркестром
Шимановский Соната
для скрипки и фортепьяно
Айвз Симфония № 3
|
1905
|
Малер Симфония № 7
Р.Штраус Опера
«Саломея»
Элгар Интродукция и
аллегро для струнных
Сен-Санс Соната № 2
для виолончели и фортепьяно
Дебюсси «Море»
Образы,
1-я тетрадь
Равель «Отражения»,
пять пьес
Сонатина
Балакирев Соната для
фортепьяно
Аренский Фортепьянное
трио № 2
Шёнберг Квартет № 1
Яначек Соната для
фортепьяно
Регер Сонаты для
скрипки соло
Легар Оперетта «Веселая вдова»
|
1906
|
Малер Симфония № 8
Шёнберг Камерная
симфония № 1 ми мажор
Барток Сюита № 1 для
оркестра
Глазунов Симфония №
8
Форе Месса-бревис
|
1907
|
Скрябин «Поэма
экстаза»
Соната № 5
Рахманинов Симфония
№ 2
Дебюсси Образы, 2-я
тетрадь
Равель Опера «Испанский
час»
Испанская
рапсодия
Римский-Корсаков
Опера «Золотой петушок»
Сибелиус Симфония №
3
Барток Сюита № 2 для
оркестра
Сен-Санс Фантазия для скрипки и арфы
|
1908
|
Дебюсси «Детский
уголок»
Равель «Ночной
Гаспар»
Барток Концерт № 1
для скрипки с оркестром
Балакирев Симфония
№ 2
Шёнберг Квартет № 2
Три пьесы
для фортепьяно соч. 11
Веберн Пассакалия
для оркестра
Берг Соната для
фортепьяно
Элгар Симфония № 1
Де Фалья «Испанские
песни»
Стравинский «Фейерверк»
|
1909
|
Р. Штраус Опера
«Электра»
Малер Симфония №
9
«Песнь о
Земле»
Рахманинов Концерт
№ 3 для фортепьяно с оркестром
Танеев Концертная
сюита для скрипки с оркестром
Лядов «Кикимора»
Шёнберг 5 пьес для
оркестра соч. 16
Регер Псалм № 100
Веберн 5 пьес для
квартета соч. 5
Прокофьев Соната № 1 для фортепьяно
|
1910
|
Малер Симфония №
10 (неок)
Регер Концерт для
фортепьяно с оркестром
Форе Прелюдии для
фортепьяно
Массне «Дон Кихот»
Пуччини Опера
«Девушка с запада»
Дебюсси Прелюдии,
1-я тетрадь
Скрябин «Прометей»
Глазунов Концерт
№ 1 для фортепьяно с оркестром
Метнер Соната соль
минор соч. 22
Берг Струнный квартет
Элгар Концерт для
скрипки с оркестром
Стравинский Балет «Жар-птица»
|
Примечание:
Курсивом выделены произведения, ранее
представленные на сайте «Погружение
в классику»
В
этом списке поражает пестрота имен и
стилей. В начале XX века
завершился жизненный путь Гуго Вольфа,
Верди и Грига. Продолжали творить
маститые Сен-Санс, Массне, Форе, Макс
Брух, Дворжак, Балакирев и Аренский, но
свои лучшие произведения они создали
в предшествующем веке, и в манере их
поздних произведений нет никаких веяний
нового времени. Глазунов директорствует
в Петербургской консерватории и сочиняет
мало.
Наибольший
интерес вызывало творчество композиторов,
которое поражало современников своим
новаторством и вызывало непримиримые
споры. Это Скрябин и Дебюсси. Воздействие
музыки Скрябина на современников было
огромным. Один из известных прогрессивных
критиков на премьере «Поэмы экстаза»
упал в обморок. А после неожиданной
кончины Скрябина в 1915 году Осип Мандельштам
посвящает ему статью, где приравнивает
Скрябина к Пушкину.
Но
в тени Дебюсси и Скрябина развивалось
творчество Сибелиуса и Яначека, Элгара
и Рахманинова, музыка которых никак не
была детищем ушедшего XIX
века. Творил Малер. Зародилась новая
венская школа (Шёнберг, Веберн, Берг),
были на пути к глубоко индивидуальному
стилю Бела Барток, Стравинский и совсем
юный Прокофьев. В США сочинял невероятные
опусы никому неведомый Чарльз Айвз.
И,
наконец, к этому времени произошло
окончательное разделение музыки на
серьезную и легкую, развлекательную.
На сценах театров и театриков ставились
оперетты. Из-за океана пришел и завоевал
необычайную популярность регтайм.
Осознавала ли музыкальная публика
своеобразие своего времени, его
переломность? Вряд ли. Ведь совсем
недавно ушли из жизни Вагнер и Брамс,
Мусоргский и Чайковский. Разумеется,
часть концертной публики не видела им
замены. Были и такие, кто не признавал
ни Брамса, ни Вагнера, ни Мусоргского и
полагал, что после смерти Бетховена
(или Мендельсона, Мейербера, Россини) в
музыке царит полный упадок. Во всяком
случае, увидев приведенный выше список
заядлый посетитель филармонии того
времени в удивлении воскликнул бы:
«Половина имен мне незнакомы. А кто
это такие?» Напротив, если нам попадется
репертуар Берлинской или Венской
филармонии за 1903 или 1907 год, мы также
будем ошарашены обилием совершенно
незнакомых имен, и не найдем (почти
наверняка) в этом репертуаре не только
Малера и Брукнера, но и Брамса, Чайковского
и Рихарда Штрауса.
Счастливые
часов не наблюдают. Порой напрасно.
Можно, конечно, любить Скрипичный концерт
Сибелиуса и не интересовать, когда он
написан, какие сочинения писались в это
время. Но есть и альтернатива. Во многих
хороших книгах по искусству (это давняя
немецкая традиция) приводятся
синхронистические таблицы, год за годом
представляющие многообразные явления
искусства и общественной жизни. Я ценю
такие книги и считаю, что знание
особенностей эпохи помогает в постижении
произведений искусства.
Еще
одно соображение. Очень уж надоели
классификации художников по направлениям
и стилям! Шопен – романтик. А Глинка?
Дебюсси – импрессионист. Шёнберг –
экспрессионист и.т.п. Есть люди, которые
всё это выучили и больше ничего не знают
и не хотят знать. Каждый большой художник
не укладывается в такие классификационные
рамки. Но они существуют. Более того,
еще в XIX веке деятели
искусства стали формировать объединения,
и это помогало им в борьбе за признание.
В XX веке эта групповщина
стала самодовлеющей. Но не спешите
приклеивать к творцу табличку. И Шопен
велик не потому, что он романтик
(композитор Фердинанд Хиллер тоже
романтик), а потому что он – Шопен.
Я
хочу предложить для «Погружения в
классику» несколько очерков,
посвященных музыке начала XX
века, сопровождая их записями музыки
(в хорошем и очень хорошем исполнении)
и репродукциями художников того же или
близкого времени. Естественно, что
представлять в этом цикле «Поэму
экстаза» вряд ли целесообразно,
существует много сочинений менее
известных и менее доступных. Многие
сочинения уже представлены на сайте
«Погружение в классику». Хотя иной
раз стоит вернуться к хорошо знакомому
произведению, если исполнитель высвечивает
в нем что-то новое и неожиданное.
Итак,
предлагаю виртуальное путешествие в
начало XX века. Цикл
«1901-1910». Может быть, со временем
появится желание двинуться дальше:
«1911-1920», «1921-1930».
Рассчитываю
на виртуальных попутчиков.
YeYe
|