Скачать три сонаты Скарлатти (K 430, K9, K 13) в исполнении Г. Гульда можно здесь (mp3 320 кбит/с) и здесь (mp3 192 кбит/с).
Доменико Скарлатти
Текст к радиопередаче CBC, февраль 1968 г.
Клавирные
произведения Доменико Скарлатти конечно не замышлялись как музыка для
фортепиано; но мало кто из композиторов писал когда-либо с такой явной
любовью к клавиатуре. Действительно, Лист и Прокофьев — возможно,
единственные достойные соперники Скарлатти в плане достижения
«максимального результата при минимальных усилиях». Благодаря
изощренному «тактильному» мастерству Скарлатти шесть с лишним сотен
его сонат на современных инструментах исполняются без малейшего для них
ущерба, невзирая на их генетическую связь с клавесином, и
процветают, подвергаясь воздействию самых чуждых по стилю
пианистических приемов. Все же данный факт не свидетельствует об их
скрытом потенциале Augenmusik [«Музыка для глаз»], — типа: «Напиши
по-настоящему хорошо, и даже квартет туб не сможет это испортить», что
годится, скажем, для Баха, — скорее, это результат необычайно
прозорливого использования ресурсов клавиатуры.
Это тем более
удивительно, что несмотря на многочисленные оригинальные трюки, шаблоны
в сонатах Скарлатти все же присутствуют. Большинство сонат одночастны,
написаны в темпе «полный вперед», содержат две смены тональности и за
редкими исключениями их несколько задыхающаяся виртуозность
обеспечивается болтливой двухголосной фактурой, которая, несмотря на
октавные удвоения и трезвучные заполнения, позволяет Скарлатти носиться
по клавиатуре с проворством и эксцентричностью, недостижимой ни для
кого из его современников. Скарлатти не разрабатывает музыкальные мысли
с подробностью и рассудительностью, свойственными его поколению;
застигнутый врасплох с фугато или чем-то более сложным, чем простейшая стретта,
он оказывается почти в замешательстве. Большинство из
контрапунктических приемов, с помощью которых были сформулированы
величественные высказывания Баха и Генделя, для Скарлатти — всего лишь
барочные помехи. Когда он бойко перебегает от одной искрящейся
секвенции к другой, от одной октавы к следующей, когда применяет
авангардистский трюк — использование крайних регистров в быстрых
последовательностях, — он счастлив, он в ударе, а его музыка
оказывается самой острой и причудливой из всего, что принадлежит перу
сравнимых с ним композиторов. В Скарлатти есть какая-то предсказуемая
неожиданность, и хотя его произведения явно не рассчитаны на вечность,
и мелодии из его неистощимого запаса с трудом запечатлеваются в памяти,
тем не менее неукротимая жизнерадостность и доброжелательность этой
музыки гарантируют, что почти любой набор сонат, отобранных из всех
шести сотен, наверняка послужит источником музыкального наслаждения.