Эта история триумфа и трагедии, славы и безысходности, как и должно было случиться, началась в Германии перед Первой Мировой Войной, а закончилась после Второй. Изобретение, известное под именем Welte-Mignon Reproducing Piano («Воспроизводящее фортепиано Welte-Mignon») было величайшим достижением человеческого разума, ибо дало возможность привнести в каждый дом музыку великих пианистов и композиторов. Однако после многолетнего успеха уровень продаж упал, выпуск самой продукции прекратился, превращая мечту в пыль и оставляя только немногочисленные экземпляры в руках нескольких счастливых коллекционеров. Возрождение наследства Велте началось сразу после окончания Второй Мировой Войны. Ричард Симонтон (мой отец) написал Едвину Велте, пытаясь найти музыкальные ролики для трубного органа, находящегося в его резиденции. Велте ответил, что смог сохранить только около 16 роликов, которые он бы с удовольствием поменял на продукты питания. Также в своем письме он упомянул, что он и его его бывший компаньон Карл Бокиш потеряли почти все во время войны, однако сумели спрятать какое-то количество фортепианных роликов в сарае «Черного Леса». (Моя мать искала куски соломы в этих коробках, и таким образом они были обнаружены). История, которую рассказал Эдвин Велте о развити звукозаписывающей фортепианной системы, сохранила имена легендарных пианистов и композиторов, а также рассказывала о событиях, которые стерли всяческое упоминание об этих великих достижениях Золотого Века. Это стало поводом для моего отца предпринять все возможное, чтобы попытаться сохранить эти традиции для последующих поколений и, может быть, заработать какие-то деньги. В конце 1948 года он работал во Фрайбурге с Велте и Бокишем, принимавшими участие в разработке этой системы - они воспроизводили мастер-ролики на инструменте Steinway-Welte, принадлежавшем Бокишу, и записывали звук на недавно изобретенный ленточный механизм, который «понимал» обе системы – новую и старую, что было большой редкостью. Ленты, записанные в этих сессиях, позже были выпущены в виде долгоиграющих записей фирмой Колумбия в 1950 году и хорошо продавались. Система «Welte-Mignon Reproducing Piano» появилась на основе проигрывающих устройств, разработанных в 1832 году компанией M. Welte & Soehne. Плохо приспособленные цилиндры приводили в действие нажатие клавиш их огромного самовоспроизводящего органа, называемого Orchestrion, они же в последствии легли в основу роликов с перфорированной лентой. Та же самая система была применена и к фортепиано, но менее удачно, потому что не давала возможности реалистично воспроизводить весь диапазон человеческой экспресии - артистичекого темперамента. Возможность записать в полной мере динамические оттенки и другие сложно передаваемые особенности исполнения, а затем воспроизвести все это на инструменте – все это было непосильной задачей с технической точки зрения в начале 20 века. Это была сферой чистого изобретательства – части данной машины нельзя было купить ни в одном магазине, однако, к счастью мастерская Велте была способна создать их, и в 1904 году работа над машиной была завершена. Достижения Велте можно было сопоставить с другим музыкальным чудом того времени - Алмазным Дисковым Фонографом Эдисона. Этот проигрыватель, в качестве примера, был одним из наиболее продвинутых аппаратов того времени для воспроизведения звуковых аналоговых форм. Их рекламный слоган «Никакой разницы по сравнению с игрой пианиста» был очень распространен, однако система не могла полностью воссоздать весь диапазон частот и динамических градаций исполнения (не говоря уж о присутвующем шуме) – это все было очевидно любому человеку, обладающему лучшими ушами, чем сам Эдисон. Аппарат Welte-Mignon, с другой стороны, являлся цифровым записывающим устройством, с небольшими, теоретически допускаемыми потерями, однако потрясающе реалистичной динамикой и широчайшим диапазоном частот. Сложность этого устройства была феноменальной, даже для того времени. Он был настолько дорогим, что был продан ограниченным количеством экземпляров и только в Америку, пока не появилась его упрощенная версия. Со временем другие системы так называемых Воспроизводящих Фортепиано ушли вперед, несмотря на то, что укрепилось мнение, что никто так и не смог превзойти Welte-Mignon в музыкальном совершенстве записей артистов и репертуара в целом. С другой стороны, сегодня существует определенное соглашение в отношении того, как работала та система записи и насколько она была точной. Известно, что углеродный стержень под каждой клавишей на таком фортепиано опускался в ртутный контейнер, чтобы произвести электрическое соединение, когда пианист нажимал клавишу. Электрические импульсы запускали в действие валики, наполненные чернилом, которые отображали в закодированном виде (на листе бумаги) все параметры силы и быстроты нажатия клавиши. После этого такая чернильная лента могла быть вставлена назад в аппарат и проиграна (для одобрения артиста), после чего вручную преобразовывалась в мастер-ленту, с которой уже и делались копии для продажи. Специфические особенности данного процесса держались в тайне и до сих пор не известны (иными словами, ушли в могилу). Это является поводом для колоссальной спекуляции и ожесточенных споров среди экспертов в области механики музыкальных машин – ведь неизвестно какой уровень подготовки должны были иметь технические специалисты Welte, чтобы создать мастер-ленту, и насколько идеально точными были сами записывающие и воспроизводящие устройства. Вероятно, важнейший аспект был в том, что воспроизводящие механизмы Welte-Mignon (встроенные в фортепиано или приставленные к клавиатуре в виде внешнего аппарата) являлись всего навсего машинами. Степень душевного состояния артиста могла быть только приблизительной. Если бы музыка, воспроизводимая с помощью такой сложнейшей аппаратуры, в противовес здравому рассудку, могла трогать эмоционально, то тогда можно было бы считать, что Welte-Mignon добились своего. Эти устройства конечно же преподносились не как машины, а как музыкальные инструменты, способные к точнейшей передаче записи. Артисты в своих хвалебных отзывах возносили эту систему, ибо видели в ней возможность своего творческого бессмертия –последующие поколения владели бы их записями и гений этих артистов жил бы в веках. Эдвин Велте и Карл Бокиш также мечтали сохранить великие исполнения навечно, чтобы они не канули в лету. Валики, записанные всемирно известными композиторами и давно забытыми пианистами, давали возможность голографически привнести особенности их мастерства и стиля в наши дни. Они дают понять, что стиль исполнения в то время был более ярким и изысканным (а также менее стерильным?1), чем это принято сегодня. Они привнесли в нашу жизнь то время, когда пианисты были суперзвездами и покоряли слушателей своей виртуозностью и индивидуальностью. Такие как Падеревский, например, показывали, что чем более эксцентричен был стиль исполнения, тем лучше, по крайней мере, если это влияло на популярность. Библиотека Welte дает нам возможность ощутить такие детали исполнения, которые исторически никогда не могли бы быть переданы. Однако чтобы получить от системы Welte-Mignon результат максимального качества, мы должны иметь инструмент в отличном техническом состоянии, обслуживаемый квалифицированными специалистами-техниками. Конечно, сейчас уже не существует таких знаний - как обращаться с этими инструментами и даже если бы мы имели их, то любые попытки довести процесс до конца были бы обречены из-за плачевного состояния перфолент, в том виде какими они были 100 лет назад. До нас дошло всего несколько машин для воспроизведения и множество перфолент, которые не могут быть проиграны по многим причинам. Новые технологии позволяют сканировать эти ленты на предмет сохранения цифровых данных, не смотря на то, что мехнизмов для их воспроизведения уже давно нет. Современные электрические проигрыватели в отношении контроля над динамикой и ударом клавиш существенно ограничены в скорости, силе и шкале пневматических приводов, по сравнению с оригинальными аппаратами Welte-Mignon. Будущее наследия Велте сейчас целиком в руках коллекционеров и хранителей. Продукция перестала производиться в 1932 году и все архивные материалы перестали быть кому-либо нужными. Фабрика Welte во Фрайбурге была перестроена в военное производство и позже подверглась бомбежке. Когда мой отец разбирался среди ее развалин в 1948 году, то нашел углеводородный стержень, который мог быть частью фортепиано. Полностью же сохранить удалось только те перфоленты, которые были вывезены из фабрики и спрятаны. Интересно то, что инструмент Steinway-Welte, который нашли Бокиш и Велте в 1952 году для моего отца, был одним из тех, на которых была сделана запись этого диска2 и который принадлеждал Гитлеру. Легенда гласит, что инструмент был в очень плохом состоянии в конце войны и что ему была назначена та же судьба, что и его хозяину. (Можно себе только представить, как Гитлер расслаблялся под звуки великой фортепианной музыки после напряженного трудового дня разорения Европы!) Две сотни послевоенных писем Эдвина Велте создают ощущение озабоченности как безопасным будущим так и крахом прошлого и настоящего. Они повествуют о текущих событиях, связаных со Второй Мировой Войной, а также выражают глубокую благодарность посылкам с самой простой едой и одеждой из Америки с такими вот пометками: «Моя жена держала в руках этот мешок муки, как дитя». В 1951 году знаком наступления лучших времен стала запись Карла Бокиша «Пожалуйста, не посылайте нам больше макарон и сыра».
Ричард Симонтон Мл.
------------------------------
1 Вероятно, автор имеет в виду непопадание по клавишам. 2 Того компакт-диска, на котором и была размещена эта статья.
Ну вот. Теперь мы узнали хоть что-то про эти загадочные миньоны на роликах. Хотя вопросов всё равно осталось уйма. Тем не менее... Большое спасибо за информацию и просвещение! Надо бы научить эти миньоны ещё чистить картошку и ходить в магазин за продуктами.
Действительно, исключительно познавательная статья. Спасибо Вам большое, уважаемый Sasha, за такой переводческий труд. Это надо же так владеть английским! Полностью согласен также, что возникает множество вопросов по поводу возможности творческого бессмертия великих композиторов и исполнителей того времени. Кроме того, мне кажется, что эта тема, связанная с особенностью звукозаписи воспроизводить стиль и особенности игры музыкантов представляет исключительный научно-исследовательский интерес. Насколько адекватно аудио запись на любом носителе (паатефон, винил, CD и проч.) способна передать реальный звук и атмосферу концертного зала? Как повлияло развитие звукозаписи на процесс слушания музыки и развитие искусства? Не связаны ли между собой развитие дирижерского искусства в ХХ веке и развитие техники звукозаписи? Почему многие люди перестали слушать живую музыку, а довольствуются ее записанным сурогатом? Эти и многие другие вопросы, на мой взгляд, заслуживают внимательного исследования. Может быть есть какая-нибудь известная литература на этот счет?
Дорогой Валентин,записанная музыка вовсе не является суррогатом,она настоящая.У меня нет в сознании такого деления,и прекрасные концерты внутри перекликаются с их записями.Кроме того,не у всех есть возможность постоянно слушать музыку на концертах,финансово и географически. Доступ к записям еще и формирует отношение к музыке,без них большинство людей не слушало бы,а потребляло сильные ощущения,их слушательский репертуар был бы сильно ограничен- виртуозными и душещипательными пьесами.
Мне записи в более чем подавляющем большинстве случаев кажутся более "истинным" продуктом, чем живая музыка. Вслед за Гленом Гульдом я считаю именно звукозапись главным средством передачи авторских и исполнительских замыслов, потому как только в ней можно рассматривать всё во сколь угодно много раз детальном рассмотрении, со сколь угодно сильным увеличением и с, так сказать, с различными усовершенствованиями качеств воспроизведения, как то: - приближение источника звука (что очень сказывается на восприятии рояля, например, - интимной убедительности или доверительности его звучания), - придание большей, чем в реале, объёмности звучания (что очень важно для широкомасштабных полотен типа "Реквиема" Верди, например, а иногда и для слабо звучащих инструментов соло, и во многих других случаях), - усиление эффектами реверберации (наглядно это продемонстрировали вступительные кадры фильма "Переписывая Бетховена", где квартетная гросс фуга Бетховена приобретает некую ширящуюся космичность звучания благодаря постепенному добавлению эффекта реверберации, а в сознании-воображении внутреннего слушания именно так, бывает, и происходит порой то с одним, то с другим произведением), - усиление громкости и мощности звучания (и тем самым большей проникательно-воздействующей понятности музыки для в принципе плохо слышащего её слушателя). Нет, по-моему, стремление к передаче в звукозаписи всей полноты нюансов живой акустики и звучания, взятой за эталон - это несколько никчёмное (надуманное) стремление, если исходить из того, что неживая запись имеет гораздо бОльший потенциал воздействия на слушателя и может являться несоизмеримо более продвинутым средством передачи замыслов композитора и исполнителя, более продвинутым средством воздействия на слушателя, чем ограниченные естественные возможности натурального звукоизвлечения и звукопередачи. Таково моё личное мнение. Для примера. Возьмите напряжённую «современную» музыку - например, Эшпая или Шостаковича, или Щедрина, - пустите её через плохо ловящий и вопроизводящий с чудовищными искажениями радиоприёмник или сымитируйте такое же звучание эквалайзером и форсированием допустимых уровней звука и регуляторов тембров - и вы получите гораздо большее впечатление от слушания этого «крика души» «атонализма» и «диссонансизма», усиленного скрежетом радиопомех, сеток радиоламп, пэ-эн-переходов транзисторов, мембран динамиков, ушных перепонок, зубов и нервов, чем от мягко-комфортного и благопристойного живого концертного звука. Вот попробуйте! Вас проймёт и вгонит буквально в пот, как ни на каком живом концерте. ИМХО, конечно.
Ребенком П.И.Чайковский познакомился с музыкой В.А.Моцарта с помощью "оркестрины", к которой из столицы Илья Петрович ,отец композитора,привозил валики с записями.Впервые симфонич.оркестр Петр Ильич услышал значительно позже,но любовь к музыке Моцарта он пронес через всю жизнь,а истоки в "сурогатном" звучании оркестрины.В Доме музее, в Клину, до 1941 года хранилось множество валиков(?) с записями голоса великого композитора,но все это было уничтожено фашистами.В наше время "живая" музыка и ее практически аудиоадекватный аналог идут параллельно,при этом каждый способ воспроизведения имеет свои достоинства и недостатки.Вобщем "каждый выбирает по себе" Касаемо картошки,это просто-есть кухонные комбайны,картофель по заказу доставят на-дом, а а денюжку (только в у.е.)печатать на цветном принтере Статья очень понравилась-большое спасибо!
>Надо бы научить эти миньоны ещё чистить картошку и ходить в магазин за продуктами...
Нет ничего проще! Просто, когда пойдёте в ближайшее время в магазин, прихватите с собой ртутный контейнер и парочку ненужных углеродных стержней (если Вам самой сложно, прихватите с этой целью в магазин пару помощников). Делая каждую покупку, следите, чтобы происходило электрическое соединение вследствие опускания стержня в контейнер. И не забудьте про валики с чернилами (их могут нести ещё два-три помощника), которые бы отображали все покупки, преобразованные в электрические импульсы, на специальных листах бумаги (кончились помощники? ну, позовите с собой в магазин ещё парочку подруг, чтобы они несли бумагу и следили за записью). А потом, вернувшись из магазина дружной гурьбой, вы вставите запись в аппарат для проигрывания, дождётесь мастера по ручному преобразованию записи в мастер-ленту, и уже потом сможете сделать специальную копию записи, воспроизводящей все ваши действия по походу в ближайший магазинчик за батоном Как видите, для современной техники нет ничего невозможного!
Патентованная система Вельте-Миньон использовала наиболее точную и изощренную технологию записи фортепианной игры на бумажные валики. Но кроме нее были и другие системы, попроще, с фирменными названиями Фонола, Пианола и др. Говорю об этом еще и потому, что с Фонолой знаком лично. Такой инструмент стоял у нас дома, и я им чрезвычайно активно пользовался в возрасте от 5 до 13 лет. Это была комбинация обычного пианино начала 20-го века фирмы Рёниш и встроенного в него пневматического механизма Фонола. Пианино можно было использовать и так, и эдак. В передней доске над клавиатурой было устроено открывающееся окошко, за которым была ниша, куда вставлялись перфорированные бумажные ролики. А внизу у ног находились специальные откидные педали, которые нужно было непрерывно покачивать двумя ногами. От этого крутился ролик, через нанесенные на бумаге дырки по множеству свинцовых трубочек всасывался воздух, и его энергия передавалась на нужные молотки. Положение дырки в направлении поперек бумажного рулона определяло ноту, а вдоль рулона - момент звукоизвлечения. На ролике была этикетка с названием сочинения и темпом по метроному. Этот темп регулировался специальным движком и определял скорость прокрутки рулона бумаги. Отклонения от базового темпа (разнотемповые эпизоды, ускорения и замедления, агогика) задавались продольным расстоянием между дырками. У нас было десятка три таких роликов. В основном экстракты (типа дайджестов) из опер, много опусов Шопена, рапсодии Листа, кое-что Бетховена, Моцарта, Глинки, Чайковского. Но когда мы переезжали из своего деревянного домика в новую квартиру, с Фонолой пришлось расстаться. Наш настройщик сказал, что из-за тяжести механизма Фонолы старый инструмент при перевозке развалится на части. Фонолу пришлось выдрать (вывинтить), и осталось обычное пианино Рёниш, которое сейчас находится у моего брата.
Примерно так - в сарае, в виде отдельных деталей. Механизм можно было изъять только частями. Да и в то время - в 60-е годы - все это считалось рухлядью, как старые швейные машинки.
Внешний облик упомянутой системы Фонола можно увидеть на странице http://www.concertpitchpiano.com/PianosWithoutPianists.html (две картинки во втором ряду сверху) сайта "Виртуальный музей фортепиано" http://www.concertpitchpiano.com/VirtualPianoMuseum.html
Вообще очень рекомендую этот сайт всем интересующимся историей, устройством и настройкой ф-но. Там имеется масса цветных фотографий и заметок об эволюции фортепиано, начиная с изобретения Кристофори в 1700 г. На странице http://www.concertpitchpiano.com/TimeLine.html дана очень детальная хронологическая таблица истории фортепиано. Часть материалов посвящена практическим советам по покупке и настройке инструмента. По навигации сайт довольно запутанный.
Как курьез, обратите внимание на вот такое чудо современного прикольного дизайна (1999, Design: Prof. Luigi Colani) http://www.concertpitchpiano.com/VM_Pegasus.html (рояль "Пегас" в форме крылатого мотоцикла)
Григорий, "дигитальной" система записи на Вельте-Миньон, впрочем как и на Ампико, не была. Это аналоговая запись, т.к. в ней отсутствует понятие временной дискретизации, а также представления выборок в числовой форме в зависимости от уровня сигнала в момент выборки.
Позвольте с вами не согласиться. Именно самая идея кодирования (не важно каким способом в данном случае) и позволяет считать это разновидностью цифровой записи. Своё продолжение эта идея нашла в компьютерных технологиях, но только не в оцифровке аудио сигнала, а в технологии MIDI (Musical Instrument Digital Interface).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]