Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 19 Апреля 24, 00:38
Начало » Статьи » прочее

Елена ФУРТИКОВА. Начальный период обучения баяниста. Постановка игрового аппарата.
От правильной постановки игрового аппарата на начальном этапе обучения зависит очень многое - как становление профессионального музыканта так и воспитание музыканта-любителя.
Есть несколько основополагающих компонентов, которые позволяют найти единственно верное решение вопроса, то есть - положение инструмента ,посадка, положение рук относительно клавиатур (правой и левой), кистевая свобода должны быть удобными для человека, играющего на баяне.
Правильная посадка баяниста требует определённого положения всех частей тела.
Сидеть нужно на передней половине жёсткого стула; высота стула соответствует росту музыканта. Баянист имеет три основные точки опоры: опора на стул, опора ногами на пол, опора в пояснице. Корпус при этом следует распрямить( что должны позволять сделать ремни баяна, размер которых правильно подогнан на корпусе учащегося)
Инструмент должен стоять устойчиво, параллельно корпусу баяниста, прилегая при этом к нему. Баян располагается на левом бедре, у всех баянистов гриф должен упираться в бедро, что вполне естественно, так как лишь в этом случае при игре на сжим баян приобретает необходимую устойчивость. Два плечевых ремня подгоняются в соответствии с телосложением исполнителя. Излишни тесные ремни могут привести к тому, что баян будет в большей степени висеть на них, чем стоять на коленях. Практика показывает, что наиболее приемлемой подгонкой плечевых ремней следует считать такую, при которой между корпусом баяна и исполнителем можно свободно провести ладонью. В последние годы всё более широкое распространение получает ремень, соединяющий плечевые ремни на уровне поясницы. Это новшество имеет разные точки зрения: кому–то действительно удобнее, когда «спина зафиксирована», поскольку ремни теперь приобретают необходимую устойчивость и не спадают с плеч. Кому-то ремень сзади сковывает движение корпуса, человеку неудобно сбрасывать напряжение через корпус ( так как он слишком зажат ), возникающее в процессе исполнения того или иного произведения. Рабочий ремень левой руки подгоняется с учётом того,чтобы рука могла свободно перемещаться вдоль клавиатуры. Вместе с тем при разжиме и при сжиме меха левое запястье должно хорошо ощущать ремень. А нижняя часть ладони должна являться основной точкой опоры для ведения меха на сжим, так как если опираться на всю ладонь или её верхнюю часть, то получится, что мех идёт на сжим через свою вернюю часть, что недопустимо, так как это приводит к грубой смене меха ( конечно, бывает масса исключений-например, при игре «рикошет» приходиться перемещать опору кисти с нижней половины на верхнюю).

О постановке рук написано немало, тем не менее на практике мы часто встречаемся с неудобным положением рук, ведущими к зажатиям.
Постановка рук должна формироваться в процессе усвоения всего комплекса музыкально-исполнительских навыков: в работе над гаммами, арпеджио, а также над этюдами, пьесами. И конечно, в постановке каждой руки есть свои индивидуальные особенности.
Основным критерием правильной постановки рук является природная естественность и целесообразность движений. Если мы в свободном падении опустим руки вдоль туловища, то пальцы приобретут естественный полусогнутый вид. Такое их положение не вызывает ни малейшего напряжения в области кистевого аппарата. Согнув руки в локте, мы обретаем исходную позицию для игры на баяне .Здесь очень важно понимать ,что- поднимая руку к клавиатуре -важно не зажать кисть ,не напрячь плечо ,не выдвинуть локоть вперёд или наоборот -назад. Если все эти нюансы соблюдены, то рука на клавиатуре будет выглядеть очень естественно, а исполнителю будет удобно.

Левая рука, разумеется, имеет некоторые отличия в постановке, однако ощущения свободы полусогнутых пальцев, кисти, предплечья и плеча должно быть одинаковым для обеих рук. Плечо и предплечье создают хорошие условия для контакта пальцев с клавиатурой, они должны помогать пальцам и кисти работать с минимальными затратами.
Важно обратить внимание на то, чтобы кисть правой руки не повисала безвольно, а являлась бы естественным продолжением предплечья. Тыльная сторона кисти и предплечья образуют почти ровную линию. Локоть не мешает кисти двигаться мягко в разные стороны.
Предплечье необходимыми движениями помогает работе кистевого аппарата. но в основном качественно работает кисть, отдавая инерционные волны предплечью. Плечевой сустав у баяниста обычно менее активен. Иногда мы можем использовать «тонизирующие» смены положений плечевого сустава левой руки, играя, например, длительное тремоло мехом. Поднимая и опуская локоть, мы тем самым подключаем к работе новые группы мышц и даём время отдохнуть другим.
Большой палец левой руки располагается горизонтально на корпусе, большой палец правой – также горизонтально за грифом или на клавиатуре, непосредственно принимая участие в игре. Несмотря на бесконечное разнообразие фактуры, где кисть принимает самые различные положения, можно в целом говорить о двух основных положениях правой руки вне зависимости от местонахождения большого пальца: а) положение при игре гамм традиционной аппликатурой; б) положение при игре арпеджио и гамм пятипальцевой аппликатурой.

На левой клавиатуре кисть также принимает два основных положения: первое связано с игрой формулы «бас-акккорд» на готовой клавиатуре или с игрой гаммаобразных пассажей на выборной; второе – с игрой гамм в басах или арпеджио на выборной.
Как известно, клавиатуры баяна располагаются вертикально, поэтому баянист в отличие от пианиста лишен возможности опираться весом рук на клавиатуру. При известной свободе игрового аппарата мы затрачиваем усилия на удержание рук у клавиатур, на ведение меха. Часть веса руки уходит на контакт с клавиатурой, при котором сила сцепления пальцев с клавишами помогает удерживать руку у грифа. Собственный вес руки помогает играть пассажи вниз по клавиатуре. Играя же пассажи верх по клавиатуре, нам приходиться преодолевать сопротивление веса руки. Мы не можем использовать вес руки, влияя на динамику, тембр, как это делают пианисты.
Говорить об использовании при игре веса левой руки – ещё большая натяжка. Кроме непосредственной игры на клавиатуре она занята также важнейшей работой – меховедением. Руке не следует болтаться между ремнём и корпусом. При полном ощущении свободы ей необходимо постоянно контролировать с ремнём и крышкой полукорпуса, что даёт нам возможность в любой момент незаметно сменить мех. Проблема веса левой руки баяниста заменяется вследствие этого проблемой чуткого ощущения силы натяжения меха при разжиме и сжиме. К тому же следует иметь в виду, что чем громче динамика, тем труднее левой руке перемещаться вдоль клавиатуры.
Если правая рука извлекает звуки непринужденно и естественно, то свободные движения левой руки стеснены рабочим ремнём, к тому же массу физических усилий, как уже говорилось, отнимает меховедение.

В процессе исполнения возможны и различные движения корпуса и даже инструмента, которые зависят от характера музыки и темперамента исполнителя.
Необходимо иметь в виду ещё немаловажную деталь: как известно, громкость звука на баяне находиться в прямой зависимости от интенсивности ведения меха и ни в коей мере не от силы нажатия клавиши. Даже зная эту аксиому, многие учащиеся, играя разделы с мелкой техникой на f, буквально впиваются пальцами в клавиатуру. Надо научиться распределять энергию рационально, направляя её в нужное русло. Если игра на f и ff требует дополнительных физических усилий от левой руки, то это не должно отражаться на правой. Здесь, конечно, следует всё-таки признать, что на баяне труднее играть быстро и громко, чем тихо и медленно. Несмотря на большие физические нагрузки при ff , надо научиться расслаблять во время игры работающие мышцы, избегать статических напряжений, не закрепощать корпус, шею, следить за отсутствием напряжения в области гортани.

Надеюсь, методические советы окажутся полезными для преподавателей класса баяна.
Категория: прочее | Добавил(а): krovatkinru (06 Декабря 18) | Автор: Фуртикова Елена
Просмотров: 1627 | Комментарии: 2
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 2
1. valera (polinari)   (12 Декабря 18 20:24) [Материал]
Имейте совесть! Полная самодеятельность и некомпетентность!

2. (RDVL)   (20 Января 19 21:50) [Материал]
Ох уж мне эти методисты. Ох уж они. Такие вообще КЮ, что дальше нельзя. Всех методистов-на Плюк, без штанов. И пусть тамошних учат" Мама-мама...". Ну и так дальше. Главное-ни один методист играть сам не умеет. А вид крайне умный. В общем- сплошное КЮ!!! >(

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.