Бенджамин Бриттен и его темпоральные вариации для гобоя
Бенджамин Бриттен является одним из самых выдающихся композиторов двадцатого столетия не только в Великобритании, но и во всем мире. Его творчество охватывает большое количество жанров, от небольших камерных произведений до балетов и опер. И все они пользуются большой популярностью в наше время. Бриттен работал над тем, чтобы возродить английскую оперу, а также обеспечить будущее британской музыкальной драмы. Он на протяжении всей своей жизни усердно работал и старался писать музыку таким образом, чтобы она была доступна и понятна практически любому слушателю. Он отверг большую часть "модернистских" музыкальных идеологий, и за счет ясности произведений его музыка позволила вызвать интерес в том числе и у детей школьного возраста, что способствовало повышению национального музыкального сознания и музыкальной грамотности. Большую часть жизни Бриттен был знаменит, его произведения исполнялись на самых известных сценах и самыми известными виртуозами. Бриттен написал четыре пьесы для гобоя, каждая из которых в настоящее время является стандартной частью репертуара гобоистов в ХХ и XXI веке. Во всех этих произведениях Бриттен использует характерные для него гармонические приемы и обороты, с помощью которых он вносил в тональную музыку некую незначительную неоднозначность и/или диссонанс. Кроме того, все гобойные произведения обладают высоким уровнем детализации, что является отличительной чертой его творчества.
Темпоральные вариации посвящены Монтегю Слейтеру (Montagu Slater, 1902–1956) – пацифисту, поэту, драматургу, литературному критику. Бриттен познакомился с ним во время обучения в колледже, где тот был лидером группы студентов, выражавших свой протест против войны. Слейтер был одной из главных фигур в «левом крыле» британского искусства 30-х годов. Бриттен является автором музыки к двум его драматическим пьесам (1935–1936 годах), а Слейтер, в свою очередь, был либреттистом оперы «Питер Граймс», которая спустя деcятилетие после создания вариаций возвестила возрождение английской оперы в ХХ веке. Temporal variations может дословно переводиться как «светские вариации», но такой вариант не в полной мере соответствует действительности, поскольку в них присутствуют вариации с такими названиями, как Сommination и Chorale, которые соответствуют определенным частям церковной службы. В данном случае Temporal variations необходимо переводить, используя латинское слово tempos – время. Это название произведения является «игрой слов», то есть с одной стороны - светские – как жизнь человека, социума, а с другой – временные – как произведение на временной период, на эпоху и ее трансформацию. Вариации были написаны для гобоя и фортепиано в 1936 году. Работа была завершена 12 декабря 1936 года, а премьера состоялась уже 15 декабря в Вигмор-Холле в Лондоне. Исполнителями были Натали Кейн и Адольф Халлис. Запись в дневнике Бриттена в этот день указывает на то, что он был доволен проделанной работой. Однако вариации больше не исполнялись вплоть до 1980 года, когда они были опубликованы. В темпоральных вариациях можно увидеть черты стиля, которые формировались во время работы Бриттена с Главным Почтовым Управлением: музыка к фильмам требует большей красочности и большего количества эффектов, чем музыка, не сопровождающая видеоряд. Это проявилось во многих сочинениях композитора, в том числе и в вариации "Хорал". В ней композитор использовал гобой для создания такого эффекта, когда после аккордовой последовательности у фортепиано, гобой звучит как продолжение аккордового послезвучия, чтобы создать пространственно-безразличное чувство зависания в этой части. Кроме того, в вариации "Полька", Бриттен написал довольно непривлекательно для гобоя, вкладывая свой особый смысл в полутона, но с меньшим количеством изящности, чем в произведениях, написанных ранее - предположительно в попытке создать еще один эффект, а не для того, чтобы подчеркнуть красоту мелодии и тембра. Темпоральные вариации были написаны в конце 1936 года, очень значимого для Бриттена, поскольку ранее, в этом же году, Бриттен написал крупномасштабный симфонический цикл для голоса и оркестра «Наши предки — охотники». В работе над этим циклом Бриттен сотрудничал со своим коллегой Оденом. Бриттен был очень доволен проделанной работой и считал, что это его первое серьезное сочинение. Об этом свидетельствует его дневник, который он вел с 1928 по 1938 год. «Наши предки - охотники», цикл о бесчеловечности в целом, складывается из идей, которых придерживались Оден и Бриттен в 1936 году. Существуют некоторые технические параллели между темпоральными вариациями и этим циклом. Так же, как и в вариациях, данный цикл сочетает в себе простые формы с более неоднозначными гармониями. Другим примером может служить тот факт, что некоторые части цикла строятся всего лишь на пяти звуках, которые сочетают в своей взаимосвязи мажорную и минорную тональности одновременно. Бриттен решил использовать типичную симфоническую структуру при создании цикла, чтобы привнести степень абсолютизма в свою работу. Моделью для этого типа написания могут быть некоторые стилистические черты произведений Альбана Берга, у которого Бриттен в свое время хотел учиться. В «Воццеке» Берга менее традиционные тональности сочетаются с более конкретными формами. В результате, во втором акте «Воццека» можно увидеть пятичастную симфонию, которая оказывается скрыта внутри оперы. В большей части исследований творчества Бенджамина Бриттена отмечается его уважение к мастерству Густава Малера в оркестровке и создании лирических мелодий. Анализируя цикл «Наши предки — охотники» и темпоральные вариации, можно заметить некоторое духовное родство между Бриттеном и Малером. Использование Бриттеном песенного цикла, неважно, в крупномасштабной оркестровой форме или модифицированном виде для произведения для гобоя, дает отсылку к монументальным произведениям Малера, таким как «Песнь о земле» и «Песни об умерших детях».
Уважаемый, музыковедение не ваша стезя. Попробуйте на свежую голову перечитать хотя бы эту фразу -
"В «Воццеке» Берга менее традиционные тональности сочетаются с более конкретными формами. В результате, во втором акте «Воццека» можно увидеть пятичастную симфонию, которая оказывается скрыта внутри оперы".
Несколько самых простейших вопросов -
1. Что такое менее и более традиционные тональности? 2. Что такое более конкретная форма и менее конкретная форма? 3. Какая связь между тональностью и формой? 4. Каким образом слияние "менее традиционной тональности" и "более конкретной формы" в результате дает пятичастную симфонию, да еще и в рамках одного оперного акта?
А вот это за гранью здравого смысла вообще -
"В темпоральных вариациях можно увидеть черты стиля, которые формировались во время работы Бриттена с Главным Почтовым Управлением: музыка к фильмам требует большей красочности и большего количества эффектов, чем музыка, не сопровождающая видеоряд".
Во-первых, я не предполагал, что лондонское почтовое управление снимало фильмы. Если же вы пишете о фильме "Ночная почта", для которого Бриттен написал музыку, то это совершенно другая история. Ну и главное - утверждение, что музыка для видеоряда требует больших эффектов, нежели чистая музыка, просто несостоятельно, поскольку есть немало композиторов и их произведений, не имеющих ни малейшего отношения к кино, чья музыка красочностью и эффектностью не оставит шансов всей киномузыке вместе взятой. Фамилии называть не буду, надеюсь они вам знакомы из курса истории музыки.
А если в целом, то вы в заглавии указали одну тему, а писали обо всем кроме того, о чем видимо собирались. И весь этот текст очень похож на работу гугл-переводчика в редакции не очень сведущего в обсуждаемых вопросах человека.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]