Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [121]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [132]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 18 Декабрь 17, 12:04
Начало » Статьи » прочее

Стахевич А. Г. Основы вокальной педагогики Курс лекций - 2
Тема 3. Научные концепции деятельности голосового аппарата в пении.

А) Миоэластическая и нейрохронаксическая теории
как единая концепция
С возникновением искусства сольного пения вокальная педагогика раз-вивалась эмпирическим путем - путем накопления знаний в области природы певческого голоса. Исходя из опыта исполнительской практики того или иного времени, устанавливались принципы и приемы развития певческого голоса, система вокального образования и воспитания. Знания о механизмах работы голосового аппарата устанавливались на основе результата его деятельности: определяемых на слух тембральных качеств певческого звука. Общеизвестно, что современная вокальная педагогика все еще не имеет стройной теории певческого голоса и его использования в исполнительстве, которая бы определяла методику воспитания профессиональных певцов.
Одна из причин доминирования исторически сложившегося эмпириче-ского метода обучения в том, что вплоть до середины XIX века наука не могла дать объяснение феномену певческого голоса по вопросам анатомии, физиологии, акустики голосового аппарата. Содружество вокальной педагогики и смежных наук на современном этапе все же привело к созданию теории сольного пения.
На противоречия в данной сфере указывал Д.Л.Аспелунд: увлечения «узким естественнонаучным обоснованием певческого процесса сказались в понимании певческого голоса только как физического феномена, оторванного от формирующего воздействия музыки. ... поиски теоретиками некоего идеала певческого звучания, не зависимо от стиля музыки, языка». Это главное противоречие не преодолено в полной мере и поныне. Смежные науки не могут заменить теорию вокальной педагогики. Скорее наоборот, теория вокальной педагогики должна соединить естественнонаучные знания о механизмах голосообразования с музыкознанием - историей и теорией оперного, хорового искусства.
Первые сведения о голосовом аппарате появляются у греческого врача Гиппократа. Ему было известно, что при повреждении дыхательного горла голос перестает звучать. Следовательно, источник голоса - верхние дыхательные пути.
Римский врач Гален (II век н.э.) исследовал анатомию горла и дал опре-деления основным хрящам гортани - щитовидный и перстневидный. Действие голосовых складок он сравнивал с действием язычков свирели, обнаружил факт сужения голосовой щели при звучании и ее расширения при дыхании. В трудах Галена имеются правильные наблюдения о значении силы дыхания для звучания голоса певца, о некоторых различиях голосообразования в пении и ораторской речи.
Не обошел вниманием строение, функции гортани и Леонардо да Винчи (1452-1512). Он дал первое правильное изображение мышц и связок гортани, принимающих участие в голосообразовании, указал на многообразие их действий. Кроме того, в эпоху Возрождения были известны в человеческом голосе музыкальные гармонические звуки, соответствующие гласным, и немузыкальные звуки, соответствующие согласным, для образования которых необходимо создавать препятствие выдыхаемому воздуху совместной работой губ, языка и других органов артикуляции.
В XVII-XVIII столетиях было отмечено влияние желез внутренней секреции на формирование певческого голоса. Эта взаимосвязь стала причиной кастрации мальчиков с хорошими голосами, которые сохраняли свойственные детям высоту и объем голоса в сочетании с силой органов дыхания взрослого человека. Эпоха певцов-кастратов в оперном и хоровом искусстве - эпоха бельканто - длилась более двухсот лет. Для последнего певца-кастрата Веллути писали произведения Дж.Россини и Дж.Мейербер. опера Мейербера «Крестоносец в Египте» была создана для Веллути в 1824 году (Венеция).
В конце XVIII столетия обнаруживаются попытки рассмотреть физиологию голосового аппарата. Французский вокальный педагог Берар (1710-1772) издал труд «L’art de chant» (1755), где впервые отмечается длина и толщина голосовых складок как причина различия певческих голосов, вибрация складок гортани по аналогии со струнами скрипки (роль смычка при этом выполняет струя воздуха, выдыхаемая под определенным давлением). Аналогичной была и книга (1756) другого француза Бланше. Физиолог Морганьи (1682-1771) отметил отличие между истинными и ложными голосовыми складками.
Представление о деятельности голосовых складок в пении расширилось в XIX столетии. В 1839 году немецкий физиолог И.Мюллер поставил опыты с искусственной гортанью, в которую были вставлены резиновые перепонки. Опыты показали, что высоту тона, издаваемого изолированной гортанью человека, можно варьировать двумя путями: силой натяжения голосовых складок при постоянном давлении воздуха и силой подсвязочного давления воздуха при постоянном натяжении связок. С этого времени гортань человека стали рассматривать как упругую мембраноподобную систему, которая способна порождать звуковые колебания.
Знаменитым вокальным педагогом М.Гарсиа-сыном (1805-1908) был изобретен ларингоскоп (гортанное зеркало), благодаря которому он впервые наблюдал работу голосовых складок в пении. Труды Гарсиа-сына «Заметки о человеческом голосе» (1840) и «Полный трактат об искусстве пения» (1847) легли в основу формирования миоэластической (мио - мышца, эластический - упругий) теории голосообразования. Он впервые правильно объяснил процесс образования голоса как результат колебаний голосовых складок под действием проходящего воздуха, указал на точное соответствие колебаний голосовых складок высоте издаваемого звука, разработал учение об атаке звука, выяснил роль надставной трубки в формировании тембров голоса (светлого и темного).
Работы Гарсиа-сына явились стимулом дальнейшего развития важного раздела физиологии человека, поставив новые задачи и обеспечив перспективу дальнейшего движения целого комплекса наук, изучающих проблемы вокального искусства. За свои открытия Гарсиа-сын был удостоен Парижской академией наук ученой степени доктора медицины.
Не менее важной в области акустики голосового аппарата явилась книга «Физиологическая акустика» (1863) немецкого ученого (физиолога и физика) Г.Гельмгольца (1821-1894). Гельмгольц выдвинул теорию надставной трубы, полости, идущей выше голосовых складок, где усиливаются или ослабляются отдельные компоненты первичного или натурального тона, возникающего на уровне голосовых складок. Гельмгольц обосновал новую теорию резонанса, лежащую в основе восприятия звуков (резонансная теория слуха).
С точки зрения миоэластической теории певческий звук есть результат периодического вибрирования краев голосовых складок под давлением струи выдыхаемого воздуха. К моменту начала фонации голосовые складки плотно смыкаются, затем под давлением воздуха расходятся, пропустив чась воздуха сквозь образовавшуюся узкую щель. Давление под складками падает, позволяя им снова сомкнуться под действием эластических сил. Давление восстанавливается... Так осуществляется процесс замыкания и размыкания голосовых складок. Их вибрирование становится периодическим. Напор воздушной дыхательной струи выступает в качестве активной действующей силы. Голосовые складки же вибрируют под действием проходящего воздуха пассивно. В соответствии с числом колебаний складок в секунду над гортанью (в надставной трубке) возникают периодические сгущения и разряжения воздуха, порождающие звуковую волну.
Такое представление механизма фонации основано на противоборстве силы воздушного подсвязочного давления и упругих сил, сближающих голосовые складки, т.е. происходит «голосовая борьба». Поведение голосовых складок приравнивается к поведению упругой натянутой струны или упругого язычка в органной трубе. Ни струна, ни язычок не могут колебаться без воздействия внешней силы - смычка или подсвязочного давления воздуха. Высота звука объясняется силой сжимания и натягивания голосовых складок: чем сильнее натягиваются и сжимаются - тем больше частота колебаний и выше звук; чем слабее натяжение - тем ниже звук.
Роль центральной нервной системы в процессе фонации сводилась в основном к регулированию мышечных напряжений в гортани и регулированию подсвязочного давления воздуха. С этих позиций миоэластической теории процесс фонации представляется явлением чисто периферическим.
Однако данная теория имеет некоторые недостатки. Она не может объ-яснить выдерживание певцами одной и той же высоты основного тона голоса при изменении силы подсвязочного давления или как певцы могут точно интонировать при неполном смыкании голосовых складок. Загадкой оставалась и болезнь афония, когда голосовые складки плотно и хорошо смыкаются, а звук при этом отсутствует. Кроме того подобные механические модели могут создавать звуки, частота которых сравнительно невелика, а верхние звуки тенора, как известно, находятся в области частот порядка 500 кол/сек, сопрано - свыше 2000 кол/сек. Размеры голосовых складок также не всегда соответствуют типу голоса: тенор может обладать более длинными басовыми голосовыми складками и наоборот. С точки зрения «механической» теории невозможна такая картина, когда правая складка уходит от средней линии, а левая - приближается к ней. Но именно такой тип колебаний голосовых складок хорошо известен многим врачам-ларингологам. Наконец, наблюдения показывают, что в фальцетном регистре натяжение голосовых складок слабее, чем в грудном. Однако в этом регистре формируются не самые низкие звуки голоса, а, наоборот, - высокие.
Миоэластическая теория являлась общепринятой до 1950 года, когда во Франции известным ученым Раулем Юссоном была выдвинута новая теория физиологии и акустики певческого голоса. По мнению Е.А.Рудакова, исторической датой зарождения новой теории фонации и новых взглядов на процессы певческого голосообразования является 1934 год. В этом году Е.Н.Малютиным было сделано открытие, показавшее, что голосовые складки человека могут колебаться без участия механических сил, т.е. без подсвязочного давления воздуха. Голосовые складки возбуждаются под действием процессов, которые происходят в коре головного мозга и в центральной нервной системе.
Однако еще раньше, в 1930 году, американским ученым Линдеманом при опытах над собакой было установлено, что частота колебаний электрических потенциалов в возвратном (рекуррентном) нерве соответствует частоте звуковых колебаний, создаваемых гортанью собаки. Электрические импульсы нервного возбуждения осуществлялись по возвратному нерву из центральной нервной системы к голосовым складкам. В то время данное наблюдение американского ученого не получило должного освещения и толкования. Из него не было сделано соответствующих выводов, ибо считалось невероятным, чтобы центральная нервная система могла создавать импульсы возбуждения на уровне частот 3500 и выше кол/сек.
Открытия Линдемана и Малютина устанавливали противоположный миоэластической теории механизм колебаний голосовых складок. Возбужде-ние голосовых складок не является пассивным, поскольку имеет сложную нейрофизиологическую связь с центральной нервной системой. Открытие Малютина за рубежом расценивается как один из решающих факторов, обусловивших появление новой теории Рауля Юссона. В то же время исследования Линдемана в области электрической активности возвратного нерва и гортани имели продолжение во Франции в период 1950-1957 годов. В результате была создана новая электрофизиологическая теория фонации или, как ее называет Р.Юссон, «нейрохронаксическая» теория (или «нейромоторная»).
Эта теория не является вполне бесспорной и законченной, ибо не объясняет до конца многие явления и закономерности в акустике и физиологии голосового аппарата. Однако правильность и плодотворность путей исследования не вызывают сомнений. Теория устанавливает «церебральный генезис» (мозговую природу) колебаний голосовых складок. Сущность новой теории состоит в следующем: голосовые мышцы колеблются не пассивно под действием проходящей струи воздуха, а сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Причем частота нервных импульсов, идущих к голосовым складкам, и частота основного тона голоса совпадают. Каждый нервный импульс вызывает сокращение голосовых мышц. Сколько импульсов - столько и сокращений, определяющих частоту колебаний. По старой теории воздух колеблет голосовые складки, а по новой - голосовые складки вызывают колебания воздуха периодическими сокращениями, образуя звуковые колебания.
До Юссона физиологи различали две функции гортанных мышц: 1. функцию разведения в стороны голосовых складок при вдохе и 2. замыкательную функцию - защитную функцию дыхательных путей. Считалось, что голосовая функция - более поздняя в эволюционном отношении и развилась на базе более древней замыкательной и представляет собой позднейшее приспособление замыкательной функции к фонационной.
Точка зрения Юссона иная. Голосовая функция человека - это принципиально новая в эволюционном отношении деятельность гортанных мышц, которая отличается от первых двух и представляет собой третью функцию. Выполняющие ее голосовые мышцы имеют особое происхождение и могут вибрировать независимо от сближения или разведения голосовых складок, или присутствия и силы подсвязочного давления. Строение голосовых мышц напоминает строение сердечной мышцы. По работоспособности они обладают колоссальной неутомимостью и устойчивостью к кислородному голоданию, что свидетельствует об экономичности проходящих в процессе их деятельности биохимических процессов. Голосовая мышца очень чувствительна к гормонам желез внутренней секреции и обладает молниеносной быстротой реагирования на раздражения, не имея себе равных среди других мышц человеческого организма.
Основные положения нейрохронаксической теории фонации:
1. Деятельность голосовых складок регулируется импульсами нервного возбуждения, возникающими в коре головного мозга и достигающими гортани по возвратному нерву, который является моторным («двигательным») нервом голосовых складок.
2. Колебания голосовых складок могут возникать без подсвязочного давления воздуха. Воздушное давление не оказывает влияния на частоту колебаний голосовых мышц.
3. Высота звука певческого голоса зависит от импульсов центральной нервной системы - частота импульсов возбуждения, идущих к голосовым складкам по возвратному нерву, точно соответствует частоте основного тона, издаваемого гортанью; высота звука не зависит от величины подсвязочного давления - изменение силы давления влияет только на интенсивность звука, т.е. на амплитуду колебаний голосовых складок (аэродинамические силы, создаваемые подсвязочным давлением, примерно в десять раз слабее сил, имеющих нейромышечное происхождение). Дыхание подымает тонус внутренних мышц гортани (в том числе и голосовых), влияет на характер фазы смыкания и размыкания, форму их колебаний, определяя силу голоса. Отсюда - полноценный певческий звук является результатом комбинированного действия колебаний голосовых мышц и воздействия на них струи выдоха.
4. Диапазон и регистры певческого голоса определяются степенью возбудимости возвратного нерва и мышц гортани и измеряется в электрофизиологии особой единицей - хронаксией. Диапазон голоса зависит от способности возвратного нерва передавать большие или меньшие частоты электрических потенциалов действия, которые составляют величину хронаксии возвратного нерва. Определение типа голоса осуществляется в соответствии с ее величиной: чем выше голос, тем меньше хронаксия и наоборот. Чем меньше хронаксия, тем больше сокращений в единицу времени может дать мышца. Каждому типу голоса соответствует свое значение хронаксии. Юссон делит женские голоса на 19, а мужские на 17 групп, выделяя так называемые промежуточные типы голосов. Голосовые регистры Юссон объясняет делением двигательного нерва при передаче импульсов свыше 500 гц (проведение импульсов по нерву ограничено природой частотой не более 400-500 гц) на отдельные части (пучки), каждая из которых работает в своем ритме. Этот механизм передачи импульсов высокой частоты известен и свойствен слуховому нерву. Регистровый переход осуществляется на уровне примерно 300-390 гц.
5. Феномен «прикрытия» высоких звуков заключается в повышении тонуса голосовых складок и их большем растяжении за пределом высоты регистра (у мужчин - грудного), после которого осуществляется переход в фальцетный регистр. В основе прикрытия - увеличение функциональной возможности голосовых мышц путем их растяжения и увеличения частоты импульсов. Однако возбудимость блуждающего нерва индивидуальна. Поэтому и предел скорости колебаний голосовых мышц разный и зависит от индивидуальных особенностей человека, т.е. диапазон голоса, связанный со степенью возбудимости гортанных нервов, у всех различный.
6. Новая теория вскрыла глубокую взаимосвязь между работой слухового анализатора, т.е. слуховыми восприятиями и процессами, происходящими в гортани во время фонации.
7. Акустика помещения чрезвычайно важна для певца, ибо оказывает на него существенное физиологическое воздействие.
8. Устанавливается факт тесной взаимосвязи и взаимодействия между рото-глоточными резонаторами и гортанью. Область твердого неба Юссон называет «активизирующим небным полем» - при достаточном раздражении заложенных здесь рецепторов сильно повышается тонус голосовых мышц, голос приобретает большую силу и звонкость. Это явление определяется как «маска». На деятельность голосовых складок в области регулирования силы звука и изменения тембра оказывает влияние работа других мышц и органов - мимики, вибрационных раздражений кожи лица, ротоглоточного резонатора. Все раздражения, передаваясь в соответственные зоны коры головного мозга, вызывают процесс возбуждения и тем самым повышают тонус голосовых мышц.
Наибольшая трудность нейрохронаксической теории состоит в объяснении явлений вибрато - периодических изменений высоты звука с частотой 6 кол/сек. Юссон выдвинул свою теорию в противоположность миоэластической. В предисловии к книге Юссона «Певческий голос» Е.Рудаков вслед за Н.И.Жинкиным допускает, что «голосообразование опре-деляется двумя одновременно сосуществующими механизмами - миоэластическим и нейрохронаксическим».

Б) Акустика и голосовой аппарат.
«Голосовой аппарат, - пишет В.П.Морозов, - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики». Как всякий сложный аппарат, он имеет не один, а несколько относительно независимых механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. Акустика голосового аппарата - еще один механизм, регулирующий певческий процесс и влияющий на формирование тембра голоса.
Звук голоса представляет собой колебание частиц воздуха, распространяющееся в виде волн сгущения и разряжения. Зародившись в гортани, звуковые волны распространяются во все стороны. Следовательно, лишь часть звуковой энергии выходит через ротовое отверстие в наружное пространство. Здесь важны два момента: поведение звуковой волны в голосовой трубке певца и поведение звука, вышедшего из ротового отверстия, т.е. излучающегося изо рта в наружное пространство.
Волны сгущения и разряжения распространяются в воздухе, частицы которого передают колебания, не сдвигаясь с места. Воздух является лишь передатчиком колебаний и звук мало зависит от направления его движения. Только сильный ветер может отнести звук в сторону. Звук распространяется в воздухе голосовой трубки певца по законам акустики. Движение же воздуха в голосовой трубке (струи выдоха), способного «отнести звук в сторону», осуществляется по законам аэродинамики. Данная взаимосвязь: одновременное движение волны (по законам акустики) и движение струи выдоха (по законам аэродинамики), - может иметь для певца важное значение.
Расстояние между соседними волнами носит название длины волны. Длина волны измеряется метрами или сантиметрами, тогда как частота коле-баний - количеством полных колебаний (периодов) в секунду, единицей измерения которых является герц (гц). Длина волны отражает то же качество, что и частота колебаний - высоту звука. Частота колебаний ассоциируется с моментом возникновения звука, тогда как длина волны - с последующим движением звука рожденного звука. Если звук встречает препятствие равное или превышающее длину волны, то он отражается по принципу «угол падения равен углу отражения». Если же препятствие меньше длины волны - происходит обтекание волной препятствия, т.е. волна огибает его.
У мужских голосов волны исчисляются метрами, а стенки голосовой трубки не превышают 10-15 см. Поэтому звук обтекает поверхности, не отражаясь от них. Выйдя изо рта в помещение, он хорошо отражается от твердых поверхностей. В голосовой трубке отражения возможны (от небного свода, например) лишь для той части звуковой энергии, которая заключена в обертонах певческого голоса, длина волн которых меньше длины ее поверхностей (небного свода).
Сила звука голоса выражается размахом колебательных движений (ам-плитудой колебаний) и зависит от силы подсвязочного давления. Однако только небольшая часть энергии подсвязочного давления переходит в звук. Сила звуковых волн быстро убывает. Основная часть энергии поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди.
Основным механизмом, изменяющим первоначальное звучание голоса, его тембр, является резонанс - причина усиления различных групп обертонов. Резонатором является объем воздуха, заключенный в упругие стенки и имеющий выходное отверстие. Каждый резонатор в зависимости от объема воздуха, формы и размеров, имеет свой собственный тон. Чем меньше размеры резонатора, тем выше его тон. Чем меньше выходное отверстие, тем ниже собственный тон. Собственный тон резонаторов небольшой величины высок, а большой величины - низок.
В голосовом аппарате человека имеется множество полостей и трубок, в которых могут развиваться явления резонанса: трахея и бронхи, полость гортани, глотки, рта, носоглотки, носа и придаточных полостей, которые обладают достаточно упругими стенками. Одни из них по форме и размерам неизменны, другие - меняют форму и размеры (рот, глотка). Механизм изме-нения исходного тембра голоса зависит от резонаторных явлений, которые развиваются в полостях голосового аппарата.
Звуки речи, как известно, сложные: они состоят из основного тона и многочисленных обертонов, т.е. звуков более высокой частоты по сравнению с основным тоном. Высота человеческого голоса определяется частотой основного тона. Тембр же голоса, гласные и согласные - степенью выраженности в звуке тех или иных обертонов. Впервые обертоны голоса определил немецкий физик Герман Гельмгольц. Изучая гласные, Гельмгольц установил в каждой из них одну-две области особых усиленных обертонов и назвал их «характеристическими тонами гласных». Этими тонами гласные отличаются друг от друга на слух.
Современная аппаратура позволяет обнаружить в сложном звуке от 40 до 27000 гц - практически весь улавливаемый человеком диапазон частот. Отдельные, очень выделяющиеся группы обертонов, благодаря которым распознают речевые звуки, названы формантами и соответствуют характери-стическим тонам Гельмгольца. Каждый гласный звук характеризуется двумя главными областями усиления. Одна из них формируется благодаря резонансу глотки, а вторая - резонансу ротовой полости. В связи с этим при перемене гласных возникает необходимость перемещать язык из позиции в позицию. Его движения создают в ротовой и глоточной полостях необходимые для образования формант объемы воздуха.
Л.Б.Дмитриев, исследуя проблему формирования гласных, пишет: «Пение всегда происходит при более открытом, чем в речи, рте. Надставная трубка певца представляет собою своеобразный рупор, устьем которого является ротовое отверстие. Из акустики известно, что отдача звуковой энергии рупором тем лучше, чем больше размеры устья рупора. ... Открывая более широко рот, певец увеличивает и объем ротовой полости».
Дмитриев отмечает, что у певца есть два механизма изменения тембра - это изменение исходного тембра, возникающего в голосовой щели (перемена регистров - грудного и фальцетного, твердой или мягкой атаки) и изменение формы, размера резонансных полостей в процессе движения звука от голосовых складок до губ.
В звуке певческого голоса содержится значительно больше обертонов, чем в звуке обычной речи. Исследуя спектр хорошо сформированного певче-ского голоса, ученые выяснили, что такие свойства как звонкость, металличность, блеск и мягкость, округлость зависят от усиления соответственно двух областей обертонов, которые были названы певческими формантами (от лат. formans, т.е. образующая). Одна форманта с частотой 517 гц получила название низкой певческой форманты (НПФ) - отсюда округлое, полное, мягкое звучание, а другая с частотой 2500-2800 у низких голосов и до 3200 у более высоких - высокой певческой форманты (ВПФ). Благодаря ей голос отличается полетностью, яркостью, блеском, металлом. У крупных певцов в области высокой певческой форманты сосредоточено до 30-35% всей звуковой энергии.
Ответ на вопрос: какой из резонаторов усиливает ВПФ и придает голосу звонкость? - дает Л.Б.Дмитриев. Рассматривая голосовой аппарат под рентгеном, он обнаружил у лучших певцов во время пения образование небольшой надгортанной полости. Сверху эта полость отделяется от гортани сужением, которое образуется надгортанником и мягкими тканями черпаловидных хрящей. Размеры даной полости соответствуют резонированию ВПФ.
С точки зрения другого ученого Е.Рудакова интенсивность ВПФ превосходит по силе остальные обертоны спектра певческого звука и не может создаваться резонансом рото-глоточных полостей, ограниченного частотой не выше 2000 - 2500 кол/сек.. Изменение объема этих полостей изменяет положение НПФ и формант гласных, но не воздействует на положение и интенсивность ВПФ. «Частоты выше 2500 кол/сек, - пишет Рудаков, - зарождаются в гортани, и ротоглоточные полости на них не оказывают воздействия». ВПФ создается «механизмом, своего рода генератором высоких частот, который возникает в гортани всякий раз в условиях и при определенном режиме колебаний голосовых связок».
Природу данного генератора Рудаков сравнивает с механизмом воспро-изведения прерывистого свиста, возникающего благодаря особому положению и форме губ под давлением выдыхаемого через рот воздуха. Это значит, что ВПФ есть результат трения воздушной струи воздуха о края колеблющихся голосовых складок. Поэтому ВПФ не зависит от размеров резонаторов. Для ВПФ необходимы не резонаторная надставная труба, а соответственная форма отверстия - голосовой щели, благоприятная для возникновения так называемых «краевых тонов», и образование при этом воздушных вихрей, создающих звуковые колебания. Во время фаз смыкания и размыкания голосовых складок создаются условия для возникновения свистка (высокочастотного импульса). ВПФ образуется, таким образом, формой колебаний и структурой голосовых складок, а также интенсивностью подсвязочного давления. На уровне колебаний голосовых складок могут возникать высокочастотные импульсы до 5000 - 6000 кол/сек..
По мнению В.П.Морозова, точки зрения Дмитриева и Рудакова на при-роду ВПФ не противоречат друг другу, так как «при образовании звука в свистках резонаторы играют весьма существенную роль».
Искусственное усиление ВПФ изменяет качество голоса в положительную сторону, создает впечатление «опоры дыхания» и манеры подачи звука, присущей мастерам бельканто итальянской школы. Усиление же других областей певческого спектра положительных эффектов не дает и воспринимается как неприятное искажение. В этом принципиальное отличие ВПФ.
Ровность голоса, по Дмитриеву, зависит от умения сохранять на всех гласных и на всем диапазоне ВПФ и НПФ. Гласные в пении звучат более «нейтрально», ровно - их форманты несколько изменены из-за необходимости формирования певческого звука. Первичный тембр певческого голоса, возникающий в голосовой щели, видоизменяется благодаря резонансу четырех основных полостей - трахеи, гортани, глотки и рта. В трахее и гортани оформляются певческие форманты, а в глотке и во рту - форманты гласных. Вот здесь и важна роль струи выдоха, которая по аналогии с ветром, выносит звук певческого голоса в наружное пространство. Техника певческого дыхания связывается с выявлением и развитием резонанса голосового аппарата.
Свой естественный тембр человеческий голос приобретает благодаря системе резонаторов, которые одновременно являются воздухоносными по-лостями дыхательного тракта, окружающими голосовые складки. Важнейшие резонаторы - глотка и ротовая полость, изменяющие свой объем. Резонирует и носовая полость, не изменяющая своей формы. Она может значительно изменять тембр и участвует также в образовании гласных и согласных. Мягкое небо регулирует взаимосвязь носовой полости с ротоглоточным резонатором. Однако злоупотребление носовым резонатором в пении рассматривается как недостаток. Огромную роль в процессе формирования певческого голоса играет грудной резонатор. В своей книге Морозов приводит мнение А.Крейдля: «Резонанс полостей, лежащих выше гортани, отступает совершенно на задний план сравнительно с могучим резонансом грудной полости, действующей в целом как резонирующий ящик и придающий грудному голосу свойственную ему силу».
Американский ученый У.Т.Бартоломью определил качества, которыми должен обладать хороший мужской голос: вибрато с частотой 6-7 пульсаций в секунду в трех показателях - высоте тона, силе звука и тембра; общей силой звука, которая зависит от более сильного действия голосовых складок, свободного выхода звука через увеличенное пространство резонирующей надставной трубки; наличием НПФ в области 500 гц и ниже; ВПФ в области 2400-3200 гц. НПФ, по мнению Бартоломью, возникает в значительно расширенной и натянутой глотке.
Эти же характеристики показали и женские голоса за исключением ВПФ, которая находится еще выше, в области 3200 гц, что соответствует меньшим размерам гортани; хорошими оказываются женские голоса, обла-дающие меньшей величиной ВПФ (колоратурные сопрано иногда вообще ее не имеют, но считаются качественными из-за их чистоты и гибкости); в высоком женском голосе имеется заметная тенденция к исчезновению ВПФ вместе с возрастанием высоты тона.
По мнению Бартоломью, расширенная глотка способствует достижению всех свойств хорошо поставленного голоса. Расширение глотки, увеличение ее размеров в процессе пения и по всему диапазону голоса - чрезвычайно важно как в исполнительстве, так и в педагогике. Однако удержать в расширенном положении глотку оказывается довольно сложно из-за необходимости ее закрытия ради произношения согласных (дикции). Кроме того, увеличение пространства глотки ведет к расслаблению мощной глотательной группы мышц, которая у многих обычно находится в состоянии частичного сокращения и готова действовать в полурефлексе глотания.
Лучшее вокальное качество влечет за собой и способность поддержать проход через нос открытым во время пения гласных звуков. Бароломью отмечает парадокс: носовой и головной проходы не прибавляют ничего относительно полезного резонанса, однако косвенно имеют первостепенное значение в установке резонанса глотки. Попытка представить себе резониро-вание звука в «носовых полостях» или получить ощущение слабого прохождения дыхания «через ноздри» может помочь необходимому расширению глотки.
По мнению И.И.Левидова, «звучание голоса в «маске» есть следствие резонации носовой и придаточной полостей, так что, вместо направления звука в «маску», было бы правильнее сказать: направить его к названным полостям». Левидов также акцентирует полезность этих полостей в качестве резонаторов, резонанс которых вызывается, главным образом, ударом звуковой волны в твердое небо, а не попаданием туда непосредственно звуковых волн. При этом наибольшая звучность достигается на средней линии твердого неба.
Явление резонанса полостей голосового аппарата воспринимается пев-цами через вибрационные ощущения. У хороших певцов стенки резонаторов вибрируют очень сильно. Современной наукой доказана важнейшая роль вос-приятия вибрационных колебаний чувствительными нервными окончаниями и влияние их на механизмы регулирования голосовой функции певца.
Тембр голоса в большей мере определяется характером вибрато 6-7 пульсаций в секунду. Более редкие пульсации воспринимаются как качание звука, а более частые - как дрожание («барашек» в голосе). Вибрато зависит от изменения силы, частоты и тембра звука. Без вибрато голос кажется прямым. С чрезмерным - в голосе наблюдается тремоляция (tremolo - дрожащий). Мастерам пения свойственно вибрато с четкой ритмичностью пульсаций. Вибрато «исправляет» погрешности интонации и неровности звучания голоса, заметные в безвибратном звуке, способно скрадывать даже ощущение гнусавости звука, как бы исправляя тембр. Пульсации вибрато придают голосу певца, помимо красоты, важные технические свойства - повышенную помехоустойчивость, звучность, полетность.
Голосовой аппарат представляет собой своеобразный рупор, а система полостей надставной трубки - своеобразный изогнутый волновод. В изогнутых волноводах звук собирается и стелется вдоль изогнутых поверхностей - это общее свойство. Для низких и средних частот примерно до 2500 гц стенки ротоглоточного рупора не являются отражателями звука, ибо длина волны больше размеров надставной трубки. Для более высоких частот - ВПФ и выше (очень высокие обертоны и ультразвуки, обнаруженные в спектре певческого голоса) - стенки надставной трубки являются препятствием большего размера, которое отражает звуковые волны меньшей длины. Следовательно, часть звуковой энергии распространяется в ротоглоточном рупоре по закону обтекания поверхностей, а часть - по закону отражения от них.
Сюда же относится и вопрос о направленности излучения звука: если длина звуковой волны меньше размеров излучающей поверхности - распро-странение осуществляется преимущественно в одном направлении, т.е. по принципу луча; если же больше - распространение происходит во все стороны без конкретной направленности. Исследования В.П.Морозова показали, что основной тон и низкочастотные обертоны голоса распространяются от ротового отверстия во все стороны примерно с равной интенсивностью. Область ВПФ, наоборот, имеет ярко выраженную направленность излучения звука вперед в зависимости от положения головы. Как отмечает Л.Б.Дмитриев, это важно знать в связи с проблемой дикции. Подача таких гласных как с, ц, ш, ч, щ по направлению к публике обеспечивает разборчивость слов даже на больших расстояниях.
Акустика голосового аппарата, как видим, рассматривается на основе аналогии между рупором и полостями надставной трубки. Роль мембраны выполняет голосовая щель, а роль предрупорной камеры - надсвязочная полость и суженный вход в гортань. При этом применим закон Ньютона: действие равно противодействию. Наилучшие условия фонации и образования большой интенсивности певческого звука возникают тогда, когда колебания голосовых складок, оказывая давление на прилегающие слои воздуха, вызывают его ответное сопротивление. Общее сопротивление (противодавление), создаваемое надставной трубкой, ее формой и различными сужениями, а также колеблющимся в ней столбом воздуха, называется импедансом (от лат. Impedire - сопротивляться).
По Юссону, «импеданс чрезвычайно сильно изменяет поведение голосовых связок... и является очень эффективным защитным механизмом нейромышечного функционирования гортани». Юссон ссылается на откры-тие Е.Кромпотич: во время речи двигательные импульсы достигают в первую очередь мышц, которые управляют установкой гортани, глотки и рта, а во вторую - голосовых складок, т.е. после установки необходимой формы рупора. Фонация начинается тогда, когда рупор (надставная трубка) подготовлен для создания определенной величины сопротивления. При слабом импедансе, т.е. сопротивлении воздуха колеблющимся голосовым складкам, увеличивается расход воздуха через голосовую щель и гортань реагирует на это сильным сжатием. Более сильный импеданс позволяет развить интенсивность звука с меньшим расходом воздуха и меньшей реакцией сжатия гортани. Следовательно, чем сильнее импеданс - тем лучше вокальная техника певца.
Вокальную технику Р.Юссон классифицирует, сводя ее к трем типам: с сильным, промежуточным и слабым импедансом. Импеданс является пере-менной величиной. Певец может петь и со слабым импедансом, но всегда будет тяготеть к тому типу техники, которым овладел в процессе обучения. Певцы управляют импедансом бессознательно. Изучая механизм формирова-ния импеданса, Л.Б.Дмитриев установил, что у певцов с хорошей опорой пения вход в гортань оказывается всегда суженной. Этим действием «создается своеобразная предрупорная камера, в которой может развиваться сопротивление ... Эта «предрупорная камера» в голосовом аппарате человека остается на всех гласных и на всем диапазоне неизменной». При снятии звука с опоры, т.е. при пении с малым импедансом, сужение исчезало и надсвязочная полость раскрывалась, т.е. «предрупорная камера» переставала существовать. По Дмитриеву, ««предрупорная камера» является непременным условием правильного опертого певческого голосообразования», а подгонка, подбор наиболее выгодного импеданса для гортани певца - важнейшим моментом процесса постановки голоса.
Таким образом, взаимосвязанная система резонаторов надставной трубки (гортань, глотка, ротовая полость) не только резонирует, но и создает колеблющимся голосовым складкам определенное сопротивление сверху, т.е. импеданс. Эти два фактора создают условия для работы голосовых складок под давлением воздушной струи. Заключенный в надставной трубке резонируюший столб воздуха, сопротивляясь порциями колебаниям голосовых складок, вызывает максимальную раскачку резонаторов и позволяет развивать силу звука у входа в гортань, по Юссону, до 150 децибел (сила звука авиационного мотора). Благодаря встречному сопротивлению можно развить большое подсвязочное давление, в результате которого увеличивается энергия колебаний резонаторов - интенсивность, сила звука. По данным Юссона сила звука у больших оперных голосов ( измерения проводились на расстоянии 1 м ото рта певца) достигает 120 и более децибел, у оперных - 110-120 дб, голосов комических опер - 100-110 дб, опереточных голосов - 90-100 дб, камерных - 80-90 дб, небольших «микрофонных» - менее 80 дб.

В) Пение и высшая нервная система.
Учения И.М.Сеченова и И.П.Павлова.
Пение является одной из функций организма, одним из видов его дея-тельности и, в связи с этим, подчинено нервной системе, ее закономерностям, которые определяют работу организма.
По строению в нервной системе различают центральный и периферический отделы. К центральному относится головной и спинной мозг, к периферическому - нервы, идущие ко всем органам и тканям организма. Единицей строения нервной системы является нейрон - нервная клетка со множеством коротких отростков и одним длинным. Чувствительные нейроны проводят импульсы к центру, двигательные к периферии. Концевые аппараты чувствительных нейронов - рецепторы - воспринимают раздражения внешней среды. На концах двигательных нейронов имеются бляшки, при помощи которых импульс с нерва передается на мышечное волокно.
По роду деятельности в нервной системе различают вегетативный и со-матический отделы. Вегетативный регулирует сложную систему процессов, которые поддерживают жизнь организма (пищеварение, кровообращение, обмен веществ и т.п.). Соматический - психическую деятельность и все, что подвластно волевому контролю (скелетная мускулатура, кожа и др.). Управ-ление всеми функциями организма осуществляется корой головного мозга.
Основным механизмом деятельности нервной системы является рефлекс (т.е. «отражение») - ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы. Воздействие раздражителя трансформируется в процесс нервного возбуждения и передается в мозг. Головной мозг осуществляет переработку информации и посылает ответную инструкцию на периферию. Таково действие классической рефлекторной дуги.
Создателем рефлекторной теории является И.М.Сеченов («Рефлексы головного мозга», 1863). Он впервые установил, что все психические акты по происхождению есть рефлексы, а весь процесс совершенствования человека в труде - есть результат формирования сложных рефлексов. Экспериментальное подтверждение теория получила в трудах И.П.Павлова.
Рефлексы, с которыми человек рождается, называются безусловными (инстинкты, эмоции). На их основе возникают условные или выработанные рефлексы, которые лежат в основе всех сложных реакций поведения. Услов-ные рефлексы возникают при определенных условиях, по мере необходимости, а при отсутствии необходимости - угасают. Условно рефлекторная деятельность головного мозга связана с двумя противоположными процессами - возбуждения и торможения. Состояние возбуждения вызывает активную деятельность соответствующих мышц на периферии. Активное состояние не может продолжаться долго. Накопление энергии для последующей активной работы происходит в тормозном состоянии. Оба процесса необходимы для выполнения какой-либо деятельности.
О явлениях внешней среды или о состоянии организма головной мозг получает сигналы через различного рода анализаторы. Эту систему сигналов Павлов назвал первой сигнальной системой. Она обеспечивает организму приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. Слова, речь составляют вторую сигнальную систему. Она дополняет первую и присуща только человеку.
От силы возбудительного и тормозного процессов зависит тип нервной системы: сильный (устойчивый даже к сильным раздражителям); слабый (быстровозбудимые то слабых раздражителей и быстро переходят в тормозное состояние). Сильный тип характеризуется продолжительной работоспособностью, второй труднее справляется со сложными и интенсивными нагрузками. Тип нервной системы всегда должен учитываться в педагогике.
Пение, как и другие виды деятельности, управляется мозгом. Индивидуальный певческий опыт сосредоточен в коре головного мозга и закладывается в форме условно-рефлекторных связей. Условный рефлекс стоит в центре всей техники, физиологии и психологии вокального мастерства. Многократное повторение системы действия раздражителей (внешний стереотип) приводит к образованию стереотипа деятельности. Обучение пению связано с выработкой певческих двигательных стереотипов. Процесс образования двигательных навыков в пении можно условно разделить на три этапа: нахождение верной певческой работы голосового аппарата (правильного звукообразования на гласных и на определенном участке диапазона); сохранение и уточнение этих навыков (усвоение разных типов голосоведения, перенесение верных принципов работы голосового аппарата на весь диапазон); автоматизация, шлифовка и нахождение различных вариантов верной работы.
Судить о работе голосового аппарата, управлять им певец может на ос-нове анализа ощущений: слуховых, мышечных, вибрационных. Процесс развития певческого голоса чаще всего строится именно на анализе ощущений. Это и приводит, как правило, к эмпиризму в вокально-педагогической практике. очевидно, что вокальная педагогика, учитывая результаты исследований смежных наук, должна иметь собственную теорию певческого голоса, на которой бы основывался процесс постановки голоса.
Основой концепции певческого голоса в вокальной педагогике следует признать регистровую природу, акустику голосового аппарата, работу голосового аппарата в пении, сочетание речевых установок и вокальной позиции гласных. Выявляя взаимосвязь регистровой природы певческого голоса и акустики голосового аппарата, певец получает возможность анализировать и сознательно координировать работу органов, добиваться естественного звучания речи в условиях пения.

Примечания

Агафонников И.Г. Размышления о подготовке хормейстера в среднем звене музыкального образования // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып.3. - М.: Музыка, 1991. - С. 133 (Музыкальное училище при Московской государственной консерва-тории им. П.И.Чайковского).
Там же.
Дмитриев Л.Б. Интуиция и сознание в творчестве и вокальной педагогике // Вопросы во-кальной педагогики. Вып.7 / Сост. А.С.Яковлева. - М.: Музыка, 1984. - С. 135-155.
Аспелунд Д.Л. Научно-исследовательская работа в области искусства // Материалы Всесо-юзной конференции по вокальному образованию. Москва, 25.01.-03.02.1940г. / Отв. ред. А.Б.Гольденвейзер. - М.-Л.: Госмузиздат, 1941.-С. 21-34.
Там же. - С. 30-31.
Юссон Р. Певческий голос: Исследование основных физиологических и акустических явле-ний певческого голоса / Пер. с фр. Н.А.Вербовой. - М.: Музыка, 1974. - С. 47
Там же. - С. 48.
Люш Д.В. Развитие и сохранение певческого голоса. - К.: Музична Україна, 1988.- С.95-103.
Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса / Под ред. М.Львова. - М.-Л.: Госмузгиз, 1952. - С.9.
Там же. - С. 30.
Там же. - С. 9.
Фролов Ю.П. Пение и речь в свете учения И.П.Павлова. - М.: Музыка, 1966. - С. 11-19.
Рудаков Е.А. Новая теория физиологии и акустики певческого голоса (Е.Н.Малютин, Р.Юссон) // Назаренко И.К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения. Хрестоматия. - изд.3, доп. - М.: Музыка, 1968. - С.322.
В язычковых трубах, с которыми классические теории сравнивали гортань, имеется прямая зависимость между высотой звука и воздушным давлением.
Юссон Р. Певческий голос. - С. 8.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л.: Наука, 1967. - С. 82.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. - С. 152-172.
Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. (Материалы рентгенологических исследова-ний). - М.: Госмузиздат., 1962.- С. 8.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - С. 178. В.П.Морозов указывает область НПФ в отрезке 300-600 гц. См.: Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С. 102.
Рудаков Е.А. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образования // Развитие детского голоса: Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26 - 30 марта 1961г. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М.: АПН. 1963. - С.164.
РудаковЕ.А. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образования. - С.167.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С.112
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С. 112.
Левидов И.И. Направление звука в «маску» у певцов. / Предисл. Т.Л.Левина. - Л.: Тритон, 1926.- С. 21
Юссон Р. Певческий голос. - С. 15.
Юссон Р. Певческий голос. - С. 100.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - С. 195.
Там же.
Для правильного понимания свойств импеданса Е.Рудаков предлагает опыт с тушением горящей спички: сильным выдохом на широко открытом рте - спичка горит; и выталкивани-ем воздуха сквозь маленькое отверстие вытянутых губ, создающем большое сопротивление.
Аспелунд Д.Л. Научно-исследовательская работа в области вокального искусства // Мате-риалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию. Москва, 25.01.-3.02.1940 г. / Отв. ред. А.Б.Гольденвейзер. - М.-Л.: Госмузиздат, 1941. - С.30-31.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - С.440.
Чаплин В.Л. Регистровая приспособляемость певческого голоса: Автореферат... канд. ис-кусствоведения (17.00.02). - Тбилиси, 1977. - С. 27-28.
Чаплин В.Л. Регистровая приспособляемость певческого голоса. - С. 16.
Юссон Р. Певческий голос. - С.64.
Юссон Р. Певческий голос. - С.98.
Данные приведены по книге Р.Юссона.
Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. (Материалы рентгенологических исследова-ний). - М.: Музгиз, 1962. - С.19.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С.150.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С.35.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С.113-117.
Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - С.129.
Прянишников И.П. Советы обучающимся пению. - изд.3, испр. и доп. - СПб.: Типография «Россия». 1903. - С.39.
Прянишников И.П.- С.44.
Прянишников И.П. - С.42.
Прянишников И.П. - С.44.
Прянишников И.П. - С.46.
Риггс Сет. Как стать звездой: Аудиошкола для вокалистов / Пер. с англ. - М.: ГИД, б.г. - С.25.
Категория: прочее | Добавил(а): Natunotoshimasa (22 Ноябрь 17)
Просмотров: 97 | Комментарии: 1
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 1
1. Natuno Toshimasa (Natunotoshimasa)   (24 Ноябрь 17 09:22)
начало здесь -
http://intoclassics.net/publ/5-1-0-433

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.