В настоящее время концертмейстерство является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов, одной из самых востребованных профессий в сфере специального музыкального образования. Сфера концертмейстерской деятельности весьма обширна и охватывает многие области музыкального исполнительства и педагогики. Без деятельного участия концертмейстеров сложно представить не только подготовку профессиональных исполнителей, но и занятия с юными музыкантами на начальном этапе обучения музыке. Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем хорошо играть на рояле. Специфика сольной и концертмейстерской деятельности столь различна, что не всякий хороший пианист достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, пока не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Основными принципами концертмейстерской деятельности являются: - заинтересованность концертмейстера в работе, которая способствует постижению им специфики солирующего инструмента и позволяет оказывать помощь солисту, особенно начинающему; - высокий художественный уровень исполнения пианистом своей партии, что является неотъемлемой составляющей профессионализма концертмейстера и служит эталоном для еще не обладающего мастерством солиста; - психологический - проявляется в создании концертмейстером в любых ситуациях стабильной, психологически комфортной атмосферы, способствующей позитивной творческой деятельности и взаимопониманию между ним и солистом. Концертмейстерство является удачным примером универсального сочетания в рамках профессии элементов мастерства педагога, исполнителя, импровизатора и психолога. Как отмечает Е. М. Шендерович, «…в деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические, творческие функции. Отделить одно от другого и понять, что превалирует в экстремальных или конкурсных ситуациях, трудно». Работа концертмейстера требует достаточно обширных знаний, умений и навыков. Успешной она будет в том случае, если пианист, помимо технической оснащенности, обладает, так называемым, концертмейстерским комплексом. Этот комплекс складывается из многих составляющих: - Универсальность: Концертмейстер должен быть музыкантом в некотором смысле универсальным. Совместное музицирование с исполнителями на разных инструментах, а также с различными голосами ставят перед ним ряд проблем, связанных с тембро-динамическим балансом. Концертмейстер должен учитывать особенности солирующего инструмента (динамику, туше, артикуляцию и т.д.). Ему необходимо знать динамические возможности, тембровые особенности различных инструментов, знать характерные особенности звукоизвлечения, игровые приемы того или иного инструмента. - Знание специфики инструментов: Концертмейстер должен знать штриховую и артикуляционную специфику струнных, народных, духовых инструментов. Так как звуковое и штриховое единство – главная задача ансамблевого исполнения. - Знание ансамблевого репертуара: В необходимый концертмейстеру профессиональный комплекс входит также изучение обширного ансамблевого репертуара. Такая форма работы не только расширяет кругозор, но и развивает аналитическое мышление, внутренний слух, исполнительскую реакцию, творческую самостоятельность. - Согласованность звучания солиста и концертмейстера: Концертмейстерский комплекс предполагает наличие у пианиста способности слушать не только собственное исполнение, но и звучание партии солиста. Необходимо приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста. То есть концертмейстер должен знать партию солиста также хорошо, как и свою. Важно, играя в ансамбле, осознавать общий исполнительский план, единство темпа и ритма, артикуляции и фразировки, согласованности динамики и тембрового баланса. - Исполнительская чуткость: Важные составляющие концертмейстерского комплекса – исполнительская чуткость, гибкость, корректность в отношении к партнеру. Нужно выработать особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнёра, чтобы донести до слушателей единую концепцию произведения. Хороший концертмейстер заранее предвидит намерения своего партнера, умеет принять эти намерения пойти за солистом, а в нужный момент повести за собой, приводя трактовку к единому исполнительскому решению. - Ансамблевая интуиция: Как во время подготовки к исполнительскому процессу, так и в ходе музицирования исполнителям приходится постоянно регулировать, контролировать и координировать совместную деятельность благодаря «антиципатии» - способности предвосхищать, предугадывать грядущие события, действия, намерения и т. д. Концертмейстер должен обладать ансамблевой интуицией: хорошо понимать не только специфику рядом звучащего инструмента, но и индивидуальную манеру солиста, стремиться интуитивно проникнуться его намерениями. - Профессиональная мобильность: Важным моментом в воспитании концертмейстера является формирование профессиональной мобильности. Так как солист выносит на сцену прочно выученные произведения. Концертмейстер же, в силу специфики своей деятельности, иногда не имеет достаточно времени на детальную работу. А порой выходит на концертную эстраду, читая с листа незнакомое произведение. Поэтому концертмейстер должен обладать хладнокровием, мастерством и мобильностью реакции, чтобы обеспечить удобство солисту в совместном ансамбле. - Владение навыком чтения с листа: Мобильность появляется в первую очередь в умении быстро ориентироваться в нотном тексте. Приобретается данный навык благодаря регулярному чтению нот с листа. Аккомпанируя солисту или читая произведение с листа, концертмейстер воспроизводит часть музыкальной ткани. Это, главным образом, ритмический и гармонический план, а мелодическая линия, как правило, звучит в партии солиста. Умение сразу понять, как строится произведение, какова его структура, художественная идея и, соответственно, его темп, характер, направленность образного развития, темброво-динамическое решение – в этом цель данного навыка. В процессе чтения нот с листа чрезвычайно важным является умение упрощать фактуру, оставляя только самое главное. Чаще всего в музыкальной практике такими вариантами упрощения фактуры, как, например: снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо сложных гармонических фигураций и т.д. Изменение фактуры не должно касаться линии баса и гармонической основы, а также влиять на музыкально-художественный замысел произведения. - Владение навыком транспонирования: Концертмейстерская мобильность предполагает умение транспонировать музыкальное произведение. Основным условием грамотного транспонирования аккомпанемента является мысленное его воспроизведение в новой тональности. Для этого необходимо четко проанализировать тональный и гармонический план, модуляции и отклонения, структуру аккордов и изменение фактуры. Существуют различные способы и методы транспонирования. Один из них – метод гармонического анализа, который предпочтителен при транспонировании с несложной гармонической фигурацией. При транспонировании более сложных аккомпанементов, применяется метод интервального перемещения, при котором зрительные впечатления переводятся в мышечные ощущения. При транспонировании мелодической линии используется анализ интервального рисунка мелодии. - Исполнительская воля: Как в ежедневной работе, так и в концертных выступлениях очень важны такие качества концертмейстера как быстрота и активность реакции, сильная воля и самообладание, позволяющие в случае ошибок солиста или собственных неудач, не переставая играть, сохранить ансамбль и благополучно довести произведение до конца. Перед эстрадным выступлением концертмейстер должен уметь снять излишнее волнение и нервное напряжение солиста, а на сцене — выразительным исполнением аккомпанемента передать солисту свое творческое вдохновение, помогающее ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу.
«Чтобы понимать музыкальную речь во всей ее содержательности,– писал К.Г.Мострас, – нужно иметь достаточный запас знаний, выходящих за пределы самой музыки, достаточный жизненный и культурный опыт, надо быть человеком большого ума и большого чувства». Это высказывание очень точно передает образ пианиста-концертмейстера. Несмотря на то, что к данному виду деятельности часто относятся свысока, а сами концертмейстеры всегда остаются «в тени», – их искусство требует высокого музыкального мастерства и бескорыстной любви к своей профессии. Методологической основой данной статьи послужили труды А. Д. Готлиба, Е. М. Шендеровича, диссертации Е. А. Островской, О. Е. Коробовой, методические рекомендации Н. Н. Темновой.
И резюме-концертмейстер должен быть фортепианным Терминатором или Брюсом Ли, на все способным и ко всему готовым. В отличие от него-солист не должен ничего, ему даже разрешается ошибаться и впадать в истерику-концертмейстер несет ответственность за его истерики...
Ничего нового-перепевы одного и того же. Людям надо диссертации защищать... Эта памятка широко известна-http://www.classicalmusicnews.ru/humor/instruktsiya-dlya-kontsertmeysterov/
Известное дело: "Концертмейстер всегда виноват во всём. Так следует думать всегда, но ни в коем случае нельзя так говорить вслух при концертмейстере. Потому что он думает наоборот."
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]