ГИГИЕНА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА (методические советы начинающим вокалистам)
Профессионализм артиста-вокалиста включает в себя ряд требований, и одним из основных таких качеств является… способность артиста поддерживать себя в хорошей вокальной форме и, соответственно, быть всегда готовым к выступлению. В этом отношении крайне важно здоровье вокального аппарата артиста, соблюдение певцом голосового режима, режима питания, вообще сохранения активного состояния организма. Именно из-за несоблюдения режима даже хорошо выученные артисты сходили со сцены в самом расцвете своих лет. Многие знаменитые певцы, поддавшись соблазнам светской жизни, вынуждены были сначала отменять объявленные выступления, затем сокращать их количество, а потом и вовсе прекращать творческую жизнь.. Яркие тому примеры блистательный тенор Джузеппе ди Стефано, проводивший огромное время в накуренных залах казино. Или вот сопрано Мария Каллас, любившая проводить после спектаклей увеселительные вечеринки со всеми вытекающими последствиями. Оба эти талантливейшие артиста были вынуждены уже в 40 лет практически закончить свою активную деятельность, тогда как их коллеги-одногодки, бережно относившиеся к своему дару, продолжали успешные выступления.
Итак – ГИГИЕНА ГОЛОСА. Что подразумевается под этим понятием? – прежде всего комплекс мер, условий, которые имеют положительное или хотя бы не деструктивное влияние на голос.
Основой пения является хорошее, здоровое дыхание. Начинающему вокалисту необходимо обратить своё в первую очередь на состояние и развитие органов дыхания, а так же на общее состояние организма.
Непосредственно на дыхание влияет развитие грудной клетки, и, как следствие, всего дыхательного аппарата.
Из многих родов спорта, положительно влияющих на дыхание, в первых рядах следует плавание, гребля, игра в теннис, езда на велосипедах (не в городе, разумеется!). Т.е. такие занятия, когда активная и равномерная работа всех мышц сопровождается активной работой лёгких, их вентиляция.
Если нет возможности заниматься такими видами спорта, , то нужно заниматься гимнастическими упражнениями в хорошо (непременно!) проветриваемых помещениях. Игра в волейбол, баскетбол, футбол в летнее время, в период отдыха тоже очень полезны.
Но прежде чем начать заниматься любым из перечисленных видов спорта, необходимо обратить внимание на состояние верхних дыхательных путей, особенно на полости носа, зёва, на состояние гортани: все эти органы тесно связаны меж собой и любое отклонение от нормы одного из этих органов отражается на соседних. К примеру, заболевания полости носа влечёт за собой, кроме затруднённости дыхание, воспаление глотки, гортани и, если не дать организму выздороветь, то и к катару верхних дыхательных путей вплоть до трахеита, что крайне неблагоприятно сказывается на качестве звука.
В гигиеническом плане важнейшую составляющую играет состояние рта: дёсен, зубов. При неблагополучии десён и зубов рот может служить очагом всевозможных заболеваний, в том числе и инфекционных.
При малейшем недомогании голосового аппарата пение должно быть прекращено в любом виде и общение сведено до минимума: хорошо известно, что от разговоров, споров и криков голос устаёт значительно больше, чем от пения.
Простой, казалось бы, насморк придаёт характерный носовой призвук, тембр меняется, так как слизистая оболочка носовых пазух воспалена, и всякое напряжение лишь способствует дальнейшему росту этой отёчности. Заниматься пением в это время нежелательно, Вполне может начатья воспаление гортани, а далее, вполне вероятно, и бронхов.
Очень большой вред может принести пение при бронхите (воспалении бронхов), может привести к заболеванию гортани, что крайне опасно. Известны случаи потери голоса в таких случаях. Примером могут быть потеря голосов или изменения их природных качеств таких известных артистов, как Юрий Гуляев, Александр Ворошилов, Джордж Лондон и так далее….
У подавляющего большинства женщин в период менструального цикла голос быстро утомляется, шалит интонация, появляются тембральные изменения. Известны случаи возникновение певческих мозолей при игнорировании режима молчания. Если певица в это время не ощущает изменений в звучании своего голоса, это не значит, что она не подвергает свой голос опасности. Автор этих строк знал замечательную певицу, певшую в любом состоянии отнюдь не простые партии (Тоску, к примеру) и в конце-концов "серебро" её превосходного сопрано поблёкло, тембр голоса стал глуховатым. В такое время пение в первые три дня необходимо прекратить и предоставить голосу щадящий режим (сократить общение в том числе).
При голосовых расстройствах вследствие утомления… главное средство - полный отдых, т.е. абсолютное молчание. Только в таком случае, при абсолютном молчании и надлежащем сопутствующем местном лечении (физио-процедуры, компрессы, полоскание и проч.) возможно быстрое и полное восстановление голоса.
РЕЖИМ ВОКАЛИСТА
Важным условием сохранения голоса, его работоспособности является прежде всего здоровый образ жизни: отказ от курения, употребления крепких спиртных напитков и острой пищи, наличия полноценного сна, умения одеваться по сезону, закалка организма вообще. Необходимо так же следить за весом, своей осанкой (и вообще внешним видом).
ЗАБОЛЕВАНИЯ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА
Гортань, один из самых важных органов человеческой речи представляет собой инструмент не только сложный, но и очень нежный, а потому даже незначительное расстройство его оказывает на звучание голоса вполне различимое влияние. (известен случай, когда исполнитель партии Германа, легко певший эту партию на протяжении многих лет в мизансцене должен был упасть, но упал неудачно, задев шеей о ножку кресла как раз в области гортани; некоторое время спустя стал очевиден процесс увядания голоса и в вскоре певец не смог продолжить певческую карьеру и перешёл на педагогическую деятельность). Понятно, что грубое изменения, такие как утолщение задней стенки гортани, образование полипов или так называемых «певческих узелков» на голосовых связках, утолщение связок причиняют расстройство даже в обыкновенной речи: в голосе слышится хрипота, горло сохнет и так далее… Утолщение и удлинение язычка так же могут служить причиной расстройства голоса.
Расстройства носовой полости оказывают самое негативное воздействие прежде всего сужением просвета, так как носовые раковины припухают. От этого затрудняется дыхание, скапливаются слизь и мокрота, мешающие звукообразованию. Влияют на голосообразование и искривления носовой перегородки, появление на ней всякого рода шипов и, что ещё хуже, появление полипов в носовых полостях, аденоидных разрастаний в носоглотке.
Воспалительные процессы в зёве могут вызвать утолщение слизистой оболочки в этом органе, что повлечёт увеличение миндалевидных желёз, и, как следствие, ограничит подвижность мягкого нёба, повлияет на высоту тона.
Особо сильное раздражение голоса может развиться от чрезмерного утомления голоса. Бездумное напряжение голосового аппарата вначале приводит к ослаблению гортанных мышц, что приводит к приливу крови к гортани и зеву. Теряется свежесть и звучность, певец замечает, что вынужден напрягать свой голос и то, что пелось легко, становится сложным, верхние тона особенно быстро становятся труднодоступными, иногда голос начинает тремолировать. Появляется болезненные ощущения в передней части шеи, приходится прерывать пение для отхаркивания накопляющейся слизи.
Переутомление воспринимается индивидуально. Каждый человек индивидуален, установить сколько времени можно петь без вреда для голоса может только он сам, или подсказка опытного педагога. Одним из факторов свидетельства того, что надо остановиться, для певца должно служить ощущения большого тепла в области живота, т.е. усталости мышц, поддерживающих дыхание.
Причиной заболевания верхних дыхательных путей может быть банальное сидение на сквозняке, хождение после тёплой постели по холодному полу, резкая смена тепла на холод и так далее. Важно правильно подбирать себе одежду, по сезону, не кутаться понапрасну и закаляться (начинать закалку надо с лета). И ещё один очень важный момент: как бы ни был закалён человек, но первостепенную роль в здоровье играет состояние ног, т.е. подбор обуви. Холодные, влажные (промокшие) ноги – верный знак того, что будет насморк, а то и катар верхних дыхательных путей. Русская народная пословица гласит: «Держи ноги в тепле, а голову – в холоде». Лучше не скажешь!
К веществам, весьма вредным для верхних дыхательных путей, а, соответственно, певческому голосу, следует отнести крепкий алкоголь, табак, лакокрасочные вещества, разного рода растворители, а так же пыль.
Влияние общего состояния здоровья на голос весьма существенно. Лица, избирающие карьеру артистов, в особенности певческую карьеру, уже с первых дней начинают напрягать всю свою энергию, все свои силы и нервы на скорейшее достижение своей цели, дабы сократить, по возможности, время обучения. Это требует огромного напряжения сил, энергии и нервов. Не только начинающим, но и вполне сформировавшимся артистам приходится всё время беспокоиться о своём здоровье, беспрерывно упражняться, учить новый материал и так далее. Что уж говорить о таком явлении, как закулисное волнение – оно было свойственно во все времена самым большим , самым знаменитым артистам. Все эти обстоятельства действуют на нервную систему, вызывая общую усталость (апатию), повышенную раздражительность, нервозность. Нередко наблюдается не совсем удовлетворительное исполнение того, что вчера было исполнено с лёгкостью, что обычно объясняют «не быть в голосе», без видимых причин. Прежде всего, в этом, конечно же, надо винить самих артистов: они мало отдыхают, даже летом, в межсезонье, позволяют себе многочасовые беседы по телефону и т.д.
От чрезмерности переутомления голоса возникает образование слизи в дыхательном горле и гортани, которая ложится на связки и мешает фонации – т.е. катаральное состояние. Этому во многом способствует дурная привычка разговаривать, спорить на открытом воздухе. Особенно это касается женщин.
ПИТАНИЕ
Ну и в заключение о питании, этой кране важной стороне быта, а, следственно, и физики певца. Питание – важная составляющая в жизни певца. От качества и времени, а так же и от выбора пищи певец зависит, пожалуй, едва ли в меньшей степени, чем от состояния своего вокального аппарата. Человеку, выбравшему профессию, связанную с речевой нагрузкой, а певцу особенно, нежелательно употреблять в пищу острые или очень горячие блюда: это крайне негативно сказывается на слизистой оболочке рта и глотки, а так же желудка; привычка есть острое и горячее (в меньшей степени) приводит к гиперемии слизистой оболочки, катару желудка. Курение - одна из причин заболевания голосового аппарата. Оно способствует сухости, бронхиту, тонзиллиту и тому подобным заболеваниям. О влиянии слизистой на голос и качество звука выше уже шла речь. Так же надо стараться избегать употребления в пищу сухарей, сушек, чипсов и прочие сухие продукты, или же запивать их достаточным количеством жидкости (ни в коем случае, газированных напитков!!): при употреблении эти продуктов слизистая оболочка носоглотки травмируется и становится легкоуязвимой, во рту возникает сухость. Нельзя перед пением есть орехи, семечки и тому подобные продукты: это сушит слизистую рта. Нельзя пить так же молоко или что-то очень сладкое. То же относится и к бутербродам, если нет с собой жидкости, чтобы запить эту пищу. Ни в коем случае нельзя петь на голодный желудок – это очень плохо сказывается на голосообразовании, так как пение – это физический труд, а для работы, как известно, необходимы силы. Петь после приёма пищи тяжело, звук не «опирается», как следствие голос плохо слушается, т.к. в это время увеличивается кровеприток к пищеварительным органам, что понижает жизнедеятельность мышц гортани, да и всего организма человека в целом. Бывали случаи, когда человек просто лишался голоса. Идеально принятие небольших количеств пищи за 2-3 часа до начала занятий. Впрочем, надо оговориться: принятие пищи – процесс индивидуальный. Если у кого-то пониженная кислотность и пища переваривается медленно, то нужно делать поправку на этот фактор и принимать пищу с учётом этой особенности.
Спасибо! Меня очень впечатляет как современным певцам с их расписанным графиком и постоянными перелётами и переездами удаётся избегать простуды и гриппов а если что то быстро вылечиваться.
Расстройства эндокринной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, нарушения водно-солевого обмена, питания, заболевания опорно-двигательного аппарата, неврологические и психические, иммунные расстройства - практически любые проблемы со здоровьем в той или иной степени сказываются на голосе. Тока если коленку разодрать, ничего не будет. Поэтому надо нормально жить, по воpможности избегать экстрима, делать зарядку и ничего не запускать. С другой стороны, не стоит сильно усердствовать. Мне известен случай, когда студентка музпеда, нарождающаяся оперная прима (ее называли крэйсэр Аврора, такая она была классная), решила улучшить здоровье йодсодержащими БАДами. Принимала подолгу и на свое усмотрение, потому как это-ж-не-химия. Теперь она на вечном приколе у эндокринолога с воспоминаниями о былых перспективах. В другом случае мужчина с отягощенной наследственностью, красавец-радиоведущий, так берег себя и свой бархатный голос от диабета и ожирения, что денно и нощно сидел на всяческих диетах. Итог - тяжелая кахексия, реанимация, инвалидность и в возрасте цветущем смерть. А перед всем этим, конечно, кроткий старческий голосок.
Да! Судя по стилю и реакции - как раз для таких, как Вы, я и писал: т.е. для тех, кто не знал и не знает (Вы теперь знаете, слава Богу!) этого изречения Энрико Карузо.
В самом деле? О чем в таком случае может говорить ваш стиль? Я имею в виду перлы типа "У женщин в период менструального цикла голос слабеет и быстро утомляется" и "От чрезмерности переутомления голоса возникает образование слизи". Вы не сможете ответить, поэтому отвечу за вас. Первое - ваши познания в области физиологии почерпнуты из бесед в коридоре. Второе - вы попросту косноязыки. Поэтому да, здесь действительно можно было обойтись цитатой из Карузо.
Ну, если что-то и почерпнуто в области физиологии, то отнюдь не в коридорах. Есть ведь и литература подобного плана. Вот с женой не посоветовался, каюсь, т.к. она патофизиолог, доктор мед. наук и преподаёт в 1-м меде и в ВМА (это самые крутые медицинские вузы у нас. Это к сведению). А не посоветовался потому, что пишу не для учёных мужей, не для дам такого уровня, как моя супруга, а для своих учеников и простых любителей пения. Так что, видимо, можно найти некоторые нестыковски. Повторюсь: я не писал научную статью. А вы по образованию или по профессии медик? Или - критик? Если - неудачник по жизни, не преуспели в чём-то, то тогда понятно...
Можете не беспокоиться - ни мое образование, ни моя работа не вынуждают меня прибегать к успехам жены, а также папы, мамы, тети, дяди, двоюродной сестры и котика Котика. Что до статьи, то она плоха не только по причине неточностей, но еще из-за своей сумбурности, захламленности канцеляризмами и вот этого вот всего. Мне жаль.
Относительно "успехов жены" не понял. Про папу и маму вообще молчу. Папа был журналист, мама - бухгалтер. Они почили в бозе давно. Какое отношение к моим делам сюда их прилепили? Что-то Вас тут переклинило... Что касается слога... Ожидать от статьи такого сорта изящества и своеобразия слога может только полный ... ну, скажем, недалёкий человек или претенциозный критик. Возможно это тот, кто сам пишет об этом много лучше. Ежели так - опубликуйте свои потуги. Ну а пока живите с этой жалостью ко мне. Всё же Вы явно из кагорты "несостоявшихся"... Понял.
Вот спасибо! Я вполне могу и критику принять, а похвалу - тем более. Меня подвигнули написать эту статейку две причины: педагоги должны писать такого рода статьи для и публиковать, чтоб нас в категории не понизил- раз. Надоело в начале каждого года говорить одно и то же своим ученикам (впрочем, не в коня корм!). А так я их отсылаю или сюда, или отпечатанный экземпляр вручаю. Спасибо ещё раз!