Артамонова Л.И. "Музыкальная память и её развитие"
Музыкальная память. Задания на развитие скорости запоминания, точности воспроизведения, прочности сохранения, расширения объёма музыкальной памяти.
В педагогической практике довольно часто возникают вопросы, связанные с запоминанием музыкального произведения и исполнением его по памяти. Некоторые ученики обладают цепкой, прочной памятью; другие схватывая «на лету» запоминают произведение неточно, поверхностно; третьим запоминание даётся с трудом. В процессе работы с некоторыми учениками порой с большим трудом удаётся исправить неверно заученную фразу, аппликатуру, приём. И в дальнейшем, казалось бы, цель достигнута, но во время выступления ученик неожиданно «вспоминает» ранний, неправильно заученный вариант. В чем же причина этого явления? Возникает и ряд других практических вопросов, например, как лучше работать над произведением: заучивать сразу на память, или работать над ним по нотам до тех пор, пока оно само не «выграется» в пальцы. Получается для того, чтобы управлять процессом запоминания, максимально его активизировать, разумно обращаться с памятью ученика, преподавателю необходимо иметь представление о видах и типах памяти, о ее природе [1, с. 68]. Хорошая музыкальная память – это быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок после выучивания [2, с. 183]. Такое понятие как качество музыкальной памяти определяется не только быстротой и точностью запоминания музыкального материала, а также длительностью сохранения его в сознании, но и тем, каков объём самой памяти. Объём памяти характеризуется: 1) количеством сочинений, одновременно сохраняющихся в сознании в течение некоторого времени; 2) протяженностью произведения, после однократного его восприятия. Расширение объёма памяти по линии увеличения количества одновременно сохраняющихся в течение некоторого времени сочинений происходит в процессе работы как над быстротой и точностью их запоминания, так и над увеличением срока сохранения в сознании. Чрезвычайно важно создать условия для накопления запаса музыкальных впечатлений, объёма репертуара, опыта разнообразной музыкальной деятельности. Процессом, опосредующим это накопление и использование музыкального материала в различных видах деятельности, является музыкальная память. Музыканты-педагоги придают очень большое значение музыкальной памяти в комплексе музыкальности ученика и диагностируют уровень ее развития на приемных испытаниях в учебные заведения [4, с. 148]. Для того, чтобы помочь учащимся научиться быстро и легко запоминать музыкальные произведения разработаны задания, направленные на развитие скорости запоминания музыкального материала, точности воспроизведения, прочности сохранения, расширения объёма музыкальной памяти. При разработке заданий использованы методы, предложенные И.Гофманом, В.И. Муцмахером, С.И. Савшинским, Л. Маккинон, А. Щаповым.
Задания для развития скорости (быстроты) запоминания музыкального материала. 1. Учащемуся предлагается несложная мелодия. Он внимательно играет ее с листа, затем ноты мелодии педагог убирает. Задание: • сыграть данную мелодию по памяти, • сыграть данную мелодию на октаву выше, • сыграть данную мелодию от другого звука. 2. Педагог исполняет на инструменте с пением знакомую для учащегося песню. Учащийся внимательно слушает. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на усвоение ритмической структуры: • простучать ритмический рисунок мелодии; • воспроизвести ритмический рисунок по фразам: педагог выстукивает – первую фразу, ученик – вторую фразу, педагог – третью фразу, педагог – четвёртую фразу; • воспроизвести ритмический рисунок следующим образом: первую фразу ученик простукивает по столу, вторую фразу «про себя», третью фразу по столу, четвёртую фразу «про себя». 3. Учащийся внимательно слушает мелодию, которую исполняет педагог. Педагог предлагает выполнить ряд заданий, направленных на быстроту запоминания. • определить количество тактов; • напеть повторяющиеся мелодические элементы; • определить направление мелодии; • пропеть начало и конец мелодии; • исполнить мелодию полностью. 4. Учащемуся предлагается зрительно изучить и сыграть мелодию, состоящую из 4 тактов. Педагог предлагает выполнить ряд заданий на скорость запоминания: • спеть мелодию по памяти; • из 5 предложенных мелодий, написанных на карточках выбрать нотное изображение услышанной мелодии; • сыграть на инструменте услышанную мелодию. 5. Учащийся внимательно слушает несложную мелодию. Педагог предлагает выполнить ряд заданий. • сыграть мелодию с листа. • Педагог играет три мелодии, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. (Задача ученика узнать мелодию.) • Педагог простукивает ритм четырех мелодий, среди которых мелодия, которая была предложена учащемуся. (Задача ученика узнать мелодию по ритмическому рисунку.) 6. Педагог предлагает выполнить ряд заданий, направленных на скорость запоминания с помощью метода фотографирования.
• Внимательно изучив первые два такта мелодии, воспроизвести их на инструменте, без нот. • Пока ученик играет первые два такта, он запоминает и воспроизводит без нот следующие два такта мелодии и т.д. • В конце работы учащийся играет всю мелодию по памяти.
Задания для развития точности воспроизведения музыкального материала.
1. Учащемуся предлагается прослушать несложную мелодию. Для точного воспроизведения мелодии используются следующие задания: • пропевание данной мелодии учащимся с преподавателем, а capela; • проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по нотам; • пение мелодии с одновременным проигрыванием; • пение мелодии с одновременным проигрыванием ее в другой октаве; • простукивание ритмического рисунка мелодии; • простукивание сильных долей мелодии с пением; • пение мелодии с одновременным простукиванием всего ритма; • пение мелодии под аккомпанемент преподавателя; • проигрывание данной мелодии учащимся на инструменте по памяти. 2. Учащемуся предлагается несложная мелодия, которую он играет по нотам. Задание: • Графически («мозаика») при помощи фишек изобразить движение мелодии. • Среди трёх «мозаик» найти ту, которая соответствует данной мелодии. • Воспроизвести данную мелодию на инструменте по памяти. 3. Учащемуся предлагается проиграть мелодию по нотам. Задание: Игра в «пазлы». В записанной мелодии пропущен такт. Задача учащегося найти пропущенный такт из предложенных 4-х вариантов.
Задания для развития прочности (длительности) сохранения музыкального материала. Практика показывает, что при выучивании произведения, в основном участвует моторно-двигательная память, т.е. учащиеся запоминают как правило, движения рук, пальцев, при этом заучивание происходит без осмысления. Учащиеся чаще всего не в состоянии воспроизвести или пропеть нотный текст. Как правило, многие пытаются запомнить произведение в результате многократных повторений. Основная нагрузка при этом ложится на двигательную память. Но такой способ решения проблемы, как справедливо отмечала французская пианистка Маргарита Лонг, - «ленивое решение сомнительной верности и притом расточающее драгоценное время». Произведение, выученное таким образом, как правило, быстро забывается. Для развития прочности (сохранения) музыкального материала в памяти учащихся предлагаются следующие задания: Выучивание наизусть нотного текста мелодии: • пропевание мелодии с одновременным проигрыванием на инструменте; • простукивание ритмического рисунка; • пропевание мелодии и одновременным простукиванием ритмического рисунка; • с педагогом; • пропевание мелодии без инструмента; • графическое изображение мелодии; • целостный анализ; • пропевание под аккомпанемент педагога. • игра без инструмента и без нот на плоскости. По мнению А. Стоянова, с которым нельзя не согласиться, музыканту любой специальности «лишь тогда можно быть убежденным, что действительно запомнил данное произведение, когда он, музыкант, в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы». Это - наиболее трудный способ работы над произведением, и И. Гофман недаром говорил о его сложности и «утомительности» в умственном отношении. Тем не менее, чередуя мысленные проигрывания произведения без инструмента с реальной игрой на инструменте, учащийся может добиться предельно прочного запоминания произведения. Задание: Проиграть выученное произведение без нот и без инструмента, т.е. пропевать нотный текст про себя или вслух, и проигрывать на воображаемом инструменте. Задание: Самодиктант. Записать выученную мелодию по памяти, при этом, не прибегая к помощи инструмента.
Задания для расширения объема памяти. 1. Угадай мелодию Педагог проигрывает на музыкальном инструменте несколько мелодий, различных по характеру: быстрых, медленных, лирических, грустных, изящных и т. п. Учащийся воспринимает на слух эти мелодии, запоминая характер исполнения. Задание: при проигрывании музыкального фрагмента определить по эмоциональной окраске, характеру исполнения, из какого произведения этот фрагмент. 2. На уроке выучить и воспроизвести на инструменте музыкальный фрагмент, состоящий из 4-х тактов. На последующих уроках объем музыкального фрагмента (такты) увеличиваются до окончания музыкального фрагмента. 3. Для увеличения объема памяти, можно использовать следующий метод: каждый урок учащийся выучивает небольшую понравившуюся пьесу, к концу четверти объем памяти учащегося увеличивается за счёт увеличения репертуара. Данные задания целесообразно применять на каждом уроке специальности. Использование комплекса специальных заданий в процессе заучивания музыкальных произведений, направленные на развитие таких навыков, как скорость запоминания музыкального материала, точность воспроизведения, прочность сохранения музыкального материала в памяти, объём музыкальной памяти значительно повышают уровень развития музыкальной памяти.
Список используемой литературы: 1. Григорьев В. «О развитии музыкальной памяти учащегося», из сборника статей Вопросы музыкальной педагогики». 2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. 3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: «Институт психологии РАН», 1997. 4. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., Педагогика 1988. 5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М., 1989. 6. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие. – СПб: «Композитор», 2008. 7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. 8. Липс Ф. Искусство игры на баяне, методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, музучилищ, вузов. – М.: Музыка, 2004 9. Маккиннон Л. Игра наизусть. – Л.: Музыка, 1967. 10. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001.