Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [137]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 24 Ноября 24, 05:34
Начало » Статьи » прочее

И. АФАНАСЬЕВА. Формирование навыков самостоятельной работы в игре на аккордеоне (чтение нот с листа, подбор по слуху)
Одна из самых главных задач в процессе обучения игре на любом музыкальном инструменте – это научить ученика работать самостоятельно, постоянно совершенствоваться и развиваться. На аккордеоне это имеет также первостепенное значение. Для такой работы ученикам нужны определённые навыки, умение самостоятельно ставить перед собой задачи, выполнять их и адекватно оценивать результат. Для развития самостоятельности особенно важно правильно сформировать навык чтения с листа, активизирующий в максимальной степени воображение и работу сознания. Этот навык заставляет играющего при каждом
игровом действии принимать ответственные , самостоятельные музыкально- исполнительские решения.
При чтении нот с листа формируется навык максимально быстрого перевода зритель-
ной информации в двигательные представления, а затем и движения. Умение быстро реагировать на нотный текст – это начальный этап формирования и всех других умений.
Навык быстрого чтения с листа предполагает самостоятельные игровые решения и действия и поэтому создаёт необходимые предпосылки развитию и ускорению всех умственных операций.
Обучить этому педагог сможет если ему будут известны все закономерности процессов
организации музыкально- исполнительских действий обучаемого в момент игры. (Например, зрительное восприятие текста должно сопровождаться мгновенным представлением соответствующих звукоизвлекающих движений пальцев).
Одним из условий успешного обучения самостоятельной работе является понимание
структуры музыкально-исполнительского процесса. Это происходит уже во время познавательной стадии, когда формируются все виды двигательных представлений, на основе двигательных ощущений и слуховых впечатлений. Разбирая текст музыкальных произведений с целью недопущения ошибок в самостоятельной работе ,сознание фиксирует и запоминает огромное количество двигательных, слуховых и зрительных ощущений. Впоследствии ученик будет управлять своей игрой, координируя все движения пальцев.

Во время следующей исполнительской стадии решаются вопросы пальцевой артикуляции,
позволяющие исполнителю реализовать музыкально- художественные задачи , достичь нужной динамики, приемлемого темпа, соответствующего ритма.
Третий этап «действия-переживания», он связан с оценкой исполнителем своей игры.
Основным критерием такой оценки являются слуховые, музыкально-образные представления.
Большое значение имеет оценка учащимися степени зависимости характера звука от характера движений и наоборот. Основой критерия такой оценки является жёсткая зависимость динамики, темпа, штрихов, ритма от силы, скорости, продолжительности удержания ( при первом проигрывании). Самостоятельность - длительный, целенаправленный путь формирования различных навыков и умений, способных сделать обучаемого вполне независимым от обучающего во всех своих действиях. Лишь научившись оценивать свои музыкально- исполнительские действия учащиеся смогут эффективно регулировать процесс самообучения, становясь по настоящему
самостоятельными и умелыми. Ведь под присмотром педагога они находятся лишь в те не
многочисленные часы, предусмотренные учебным планом. Вся же основная работа ведётся самостоятельно, во время неё в той или иной степени активизируются все наши ресурсы: интеллектуальные, физические, эмоциональные.
Также очень важно сформировать навык положительного музыкального результата. Получение этого результата становится при обучении актуальной проблемой. Для того, чтобы самостоятельная работа учащегося-музыканта была успешной, нет более важной задачи у педагога, чем сознательное формирование в процессе игры на инструменте навыка самоанализа и самооценки и его постоянное функционирование. Такое умение создаёт предпосылки самосовершенствования в игре. Это важный инструмент для интенсивного саморазвития в музыкально-исполнительской деятельности.

Несколько слов о чтении нот с листа, под ним подразумевается качественное исполнение
музыкального произведения без предварительной подготовки. Формированием навыков чтения с листа занимаются в основном на первоначальном этапе, когда же произведения становятся более сложными времени и должного внимания этому уже не уделяется. Хотя для становления музыканта очень важна систематическая работа на протяжении всего периода обучения. Чтение с листа является сложным процессом , требующим развития комплекса музыкальных способностей.
В целом процесс можно разделить на 3 этапа: зрительное восприятие, звуковое представление и двигательные импульсы. Начинать обучение , нужно с очень простых пьес (например, в правой руке целые ноты, в левой бас с мажорным аккордом). Затем постепенно усложняется ритмический рисунок, мелодическая линия и т.п. Читая с листа, необходимо «исполнять «произведение, а не разбирать его. Играть нужно сначала и до конца, соблюдая темп, ритм,нюансы. Полезно для чтения нот с листа использовать приём самостоятельного доигрывания фразы (то есть играть до определённого момента, а затем доигрывать не глядя в ноты). Данный приём развивает умение «схватывать» глазами и внутренним слухом большие отрезки фраз, а также навык логического угадывания развития фразы. Успешным формированием навыков чтения с листа напрямую зависит от активности учащегося, его желания стать настоящим музыкантом.

Теперь о подборе по слуху , как одном из способов развить самостоятельность и
творческие навыки музыканта-исполнителя. Подбор по слух у касается, прежде всего, озвучивания простейших мелодий в целях их аккомпанемента. Подбирать же более сложные музыкальные произведения не имеет большого смысла, хотя при более интенсивной умственной работе формируются новые комплексы двигательно-слуховых представлений. Они позволят играющему координировать движения так, как того требует музыкальное произведение, его характер.
Сегодня такие личностные качества как самостоятельность, инициативность, творческий
подход становятся залогом успешности в любом деле.
Категория: прочее | Добавил(а): irinaafanasieva (27 Июня 17) | Автор: Ирина
Просмотров: 2727 | Комментарии: 2
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 2
1. Глеб Ченцов (G_L_E_B)   (05 Июля 17 10:02) [Материал]
А нельзя ли лишние абзацы поубирать? Читать совершенно невозможно.

2. Ирина Афанасьева (irinaafanasieva)   (24 Июля 17 19:18) [Материал]
исправила, спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.