Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 26 Апреля 24, 06:02
Начало » Статьи » прочее

Тихомирова И.С. «История фортепиано»
История фортепиано
Инструмент фортепиано
На русский язык слова «форте» и «пиано» переводятся как «громко» и «тихо».
Первоначально использовалось название «пианофорте». В клавирах XIX—XX вв. (словом «клавир» в музыкальной практике мы называем как ноты для фортепиано, так и переложения инструментальных и оркестровых произведений для исполнения на фортепиано) мы можем увидеть слева от первой фортепианной строки слово piano, являющееся производным первоначального слова pianoforte.
Происхождение инструмента фортепиано
Предшественники фортепиано: клавесин и его разновидности
Клавесин (от фр. clavecin; итал. cembalo, clavicembalo; англ. harpsichord; старинное название — «клавикорд», от лат. clavis — «ключ»; впервые клавикорд упоминается в документах XIV в.) в основном использовался в музыкальной практике в XVI—XVIII вв. Это клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способом звукоизвлечения. Музыканта, исполняющего произведения на клавесине и его разновидностях, называют клавесинистом.
В XVII—XVIII вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с двумя и даже тремя ручными мануалами (мануалом называется клавиатура клавесина), причем верхний мануал настраивался на октаву выше. Также у них могли быть регистровые переключатели (как на третьей картинке иллюстрации №1) для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.)
Клавикорд
Клавиши клавикорда располагались поперек струн, каждой струне предназначалась одна клавиша. Клавикорд был очень выразительным, но имел недостаток — слабое звучание.

Спинет
Спинет (от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Мюзелар и вёрджинел

Мюзелар (нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинела. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинела, вправо от центра.
Вёрджинел (англ. virginal, от virgin — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Получил распространение в Англии в XVI—XVII вв.
Вёрджинел имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинеле сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (в т. ч. клавесин). В современной терминологии вирджинелом называют инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).
Клавицитериум
Клавицитериум (позднелат. clavicytherium) — клавесин с вертикально расположенным корпусом.

Фортепиано
Во второй половине XVIII века клавесин стало вытеснять фортепиано — более совершенный инструмент, на котором можно играть, изменяя силу звучания. Связано это с изобретением молоточковой техники. Название свое этот инструмент получил от слов piano е forte («слабо и сильно»), поэтому большинство названий на современных языках мира имеет корень «пиано».

Кстати сказать, многие переводчики до сих пор не уловили разницу между словами «пиано» и «пианино» (большинство стран мира используют слово «пиано» как для пианино, так и для рояля). И очень часто, когда мы смотрим фильм, то слышим такую странную для русского музыканта фразу:
«Он играет на пианино», видя на экране человека, сидящего за роялем.
Дело в том, что только в русском языке вместо слова «пиано» (то есть, «пиано форте», оно же «фортепиано») есть французское новообразованное в XIX веке сло во «рояль» («королевский»). В русском языке мы различаем рояль и пианино как концертный и домашний инструменты. Общее же для них (видовое) слово — фортепиано. Непрофессионалы часто употребляют слово «фортепиано» для названия пианино, или, наоборот, рояля. Вот такая возникла путаница в русском языке из-за заимствованного в свое время неологизма «рояль». См. статью на эту тему в интернете: http://riemann_music_dictionary.academic.ru/518/ФОРТЕПИАНО.
Неоднократно возникали споры о том, кому принадлежит первенство в изобретении той техники, которая используется, в общем и целом, в современных клавишных (струнно-клавишно-ударных) инструментах, именуемых «фортепиано».
Первым изобретателем считается Бартоломео Кристофори, инструментальный мастер из Флоренции. В 1700—1711 гг. он изготовил три инструмента, в исторических документах Медичи называемых arpicembalo. В механизмах Кристофори имеются все существенные составные части механизма современных роялей и пианино: обтянутые кожей молоточки на особом бруске, репетиция (отскакивание молоточков при помощи пружины, которая быстро возвращает молоточек после удара на прежнее место) и особые демпферы (глушители) для каждой клавиши.
Практическая часть
В кабинете, где проходит классное собрание, имеется рояль. Учащимся предлагается подойти к инструменту, и при открытой крышке и снятом пюпитре можно рассмотреть и попробовать на слух звучание фортепиано (в разных регистрах, а также с педалью и без нее), понять в общих чертах то, как формируется звук в механизме фортепиано. В дальнейшем, при обучении, преподаватель может пользоваться этим знанием учащегося.

Например, при формировании звука мы говорим обычно о «глубоком погружении в звук», добавляя при этом, что только такое «туше» (см. особо о термине «туше») дает нам истинный пианизм, а не простое «нажимание на клавиши», которое, вполне возможно, будет достаточным для игры на синтезаторе, но никак не возможным (тусклым, или, наоборот, ударяющим, резким) на таком богатым возможностями инструменте, как фортепиано.
Заключение
Помимо ознакомления с историей клавишных инструментов, а так же изучением устройства инструмента фортепиано стоит добавить и то, как мы называем (особенно в бытовой речи) современный клавишный (струнно-клавишно-ударный) инструмент. Его видовое название на русском языке —
«фортепиано» (средний род). При этом концертный инструмент (на трех ножках и с горизонтальными струнами) мы называем словом «рояль» (мужской род). Это заимствованное из французского языка слово. Происходит от фр. слова «королевский». Домашний инструмент, который можно — и даже необходимо, если в доме есть дети, поскольку он довольно неустойчив и при сильном толчке может упасть, — поставить к стене, чтобы он не занимал много места, называется «пианино» (средний род). Струны в нем расположены вертикально.
Начинающему пианисту важно знать то, как правильно (уточним: профессионально-грамотно) употреблять музыкальные термины не только на итальянском, но и на родном языке.
Примеры (для оживления материала):
Вы знаете такую поговорку: «Элегантный, как рояль»? А что она означает?
(Ответ: «рояль» переводится как «королевский» с французского, поэтому элегантным является некто королевского рода или даже сам король, а вовсе не музыкальный инструмент.)
Кстати, о словах «фортепиано», «рояль» и «пианино». Забавно, что в иностранных фильмах (сериалах) главные герои частенько настолько универсально образованы :), что ко всем прочим их совершенствам часто владеют так же игрой на музыкальных инструментах. И самый значимый при этом
— почему-то рояль. И вот, предположим, мы видим, как доктор Хаус играет на рояле. За кадром при этом звучит текст перевода: «Он играет на пианино». И это, конечно же, неграмотный перевод! Хаус
«сидит за роялем» и «играет на рояле».
(Надо отметить, что известный актер Хью Лори, играющий роль Вустера в сериале «Дживс и Вустер» и доктора Хауса в одноименном сериале, действительно владеет этим инструментом, будучи не только актером кино, но и музыкантом.)
Неграмотно также говорить: «Я играю на фортепиано», поскольку это — видовое название инструмента. Грамотными являются выражения «я играю на рояле»; «мой инструмент — фортепиано» (в значении «музыкальный инструмент, которым я владею»); «у меня дома стоит рояль»; «у меня дома
— пианино».
В ответ на вопрос анкеты музыкальной школы при поступлении «Есть ли у вас дома музыкальный инструмент, и какой?» стоит отвечать: «Есть. Фортепиано.»

Заключение и обобщение
Рекомендации для новеньких
В связи с тем, что сейчас в быту распространены электронные виды клавишных, стоит сказать, что:
а) синтезатор не является достойной заменой для домашних занятий, поскольку звукообразование его как в тембре, так и в прикосновении к клавишам совершенно не соответствует тому, что мы имеем у фортепиано. Добавим, что очень часто у синтезатора нет семи октав, необходимых для полноценного овладения клавиатурой фортепиано.
б) электронное фортепиано с так называемой «молоточковой техникой» — второй вариант электронного инструмента, о котором обычно говорят учащиеся, желая заменить им фортепиано в своем доме. У него есть определенные достоинства по сравнению с синтезатором: семь октав, схожее (на первый взгляд) с фортепиано звучание. Конечно, этот инструмент гораздо более удобен в домашнем быту; он занимает меньше места и легко разбирается на довольно легкие (по весу) части, которые при необходимости можно перевозить на городском транспорте. Однако недорогие модели подобных электронных инструментов очень несовершенны.
Совет учащимся: в домашних занятиях фортепиано предпочтительнее. Если нет возможности приобрести фортепиано (чаще всего проблема заключается не в стоимости, а в громоздкости фортепиано), можно приобрести электронное пианино. Синтезатор — в самом безвыходном случае.
Дополнительная литература
Фортепиано: вся история от монохорда до современного рояля: http://riemann_music_dictionary. academic.ru/518/ФОРТЕПИАНО.
Книга Е.С. Фейнберга «Пианизм как искусство»: http://parzefal.com/Nadyrova/library/20139.pdf.
Категория: прочее | Добавил(а): Irina_li (18 Апреля 17) | Автор: Тихомирова Ирина Станиславовна
Просмотров: 2438 | Комментарии: 2
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 2
1. Михаил Черепанов (Тугоухий)   (08 Июля 17 18:00) [Материал]
Тема не раскрыта. Не сказано о принципиальном отличии пианино от рояля: у пианино отсутствует механизм двойной репетиции (хотя в этом направлении есть подвижки, но в общем это так). piano

2. Александр (alexandr_p)   (24 Июля 17 21:50) [Материал]
**Инструмент фортепиано**
"инструмент" - это молоток, рубанок...электролобзик :)
А форте-пиано - это источник божественных звуков - Музыки.
"тема не раскрыта" прежде всего в эту "сторону".

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.