Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [137]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 00:54
Начало » Статьи » прочее

Вашкевич Н. БЕТХОВЕН ТВОРИЛ ПОД РИТМ СВОЕЙ АРИТМИИ. КОММЕНТАРИЙ НА ФОРУМ http://intoclassics.net/publ/5-1-0-355
Вашкевич Н.Л. –Тверской музыкальный колледж им. М.П.Мусоргского.
Консультант – врач кардиолог Ворошилов Д.Г.

БЕТХОВЕН ТВОРИЛ ПОД РИТМ СВОЕЙ АРИТМИИ Комментарий на форум
http://intoclassics.net/publ/5-1-0-355
(Добавил Amvrosiy, - 01 Апрель 2015).

Спасибо, уважаемый Amvrosiy! Тема Вашей публикации нас заинтересовала. Комментарий, который мы готовили на форум Вашего материала о Бетховене, получился объемным. Вынуждены его разместить отдельно.
Аритмия (от др.-греч. ἀρρυθμία ) — несогласованность, нескладность. В архитектуре аритмией объясняют намеренный или случайный отказ от регулярных повторяющихся форм, а также ... осознанный или подсознательный выбор в пользу асимметрии во времени или пространстве.(Интернет). В этой связи убедительным воспринимается использование термина аритмия в музыке, использование термина для объяснения «неожиданных изменений темпа» (читаем статью), «смен тональностей», «асимметричности в формообразовании», несбалансированного ритма, объяснения неприятия штампов, отхода от сложившихся традиций. Упомянутая Соната ор 110 блестящий тому пример и по трактовке сонатного цикла, и особенностей тематизма. Благодаря Вам, Amvrosiy, словарь музыковеда может обогатиться новым термином,- аритмия.
Но возможна ли какая-либо взаимосвязь болезни сердца с композиционной асимметрией? Логично ли сердечной аритмией объяснять, например, введение лирической темы в диалоге с фугой в финале упомянутой сонаты ор. 110 ?... Аритмия сердца - это иной масштабный уровень во взаимосвязи с музыкой,- уровень элементов музыкальной речи. Сердечная аритмия может совершенно достоверно, обнаруживать себя в ритмо-рисунках фактуры, ритмо-мотивах мелодики, в соответствующих темпах. К сожалению именно о сердечной аритмии в цитированных фрагментах статьи о Бетховене почти ничего не сказано и нет ссылок на конкретные муз. примеры. Это и понято: жанр статьи – эссе; эссе не обязывает. По этой же причине не указана использованная литература. Мы не можем сравнить выводы авторов статьи с исследованием Ромена Роллана «Последние квартеты Бетховена» (Л., 1976). О влиянии здоровья композитора на творческий процесс (о проблемах с сердцем в частности) Роллан говорит, анализируя те же упоминаемые американскими авторами произведения: квартеты ор 130, 132, сонату ор. 110. Роллан собрал все доступные для него сведения о состояниях здоровья и болезнях Бетховена. Работа над книгой началась с 20-х г. прошлого века, издана в 1944-м г.
Предлагаем наше видение этой проблемы, проблемы претворения в музыкальном языке особенностей ритма, связанных с сердечным нездоровьем, именуемым в кардиологии аритмией. Мне помогает в этом врач-кардиолог Дмитрий Геннадиевич Ворошилов, как когда-то помог в работе над статьей «Музыка ритмов сердца» (1). Тема Вашей публикации, уважаемый Amvrosiy, побуждает более широко взглянуть на проблему звучания ритмов сердцебиения в музыке, аритмии в частности. В ритмике некоторых упомянутых в статье музыкальных примерах она однозначна.
Продолжение комментария (статьи) см. ссылку ниже.

https://yadi.sk/i/nC5HLvUyoogTK
Категория: прочее | Добавил(а): Николай_(avtor) (14 Февраля 16)
Просмотров: 2971 | Комментарии: 16
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 16
1. Земля (Земля)   (14 Февраля 16 16:14) [Материал]
Вообще-то, длинный комментарий можно "умещать" путём дробления его на несколько комментариев подряд.

Лично меня куда больше волнует проблема учащённого сердцебиения в музыке и дефицита такового у большинства (к сожалению) исполнителей. Взять, к примеру, хит - 40-ю симфонию Моцарта. Тут очевидно присутствие учащённого сердцебиения в музыке. Однако, мало у кого из исполнителей оно ощущается при исполнении ими этого (да и многих других) произведения. Нормально ли это? С одной стороны, чтобы понять чувства автора, необходимо, чтобы и исполнитель испытывал то же самое, т. е. учащённое сердцебиение. Но с другой стороны, учащённое сердцебиение - это отклонение от нормы, т. е. вредное здоровью состояние организма. Получается, что леность и косность души большинства исполнителей (особенно это касается господ-аутентистов, в первую очередь) спасает широкие массы слушателей от преждевременных инфарктов, инсультов и прочей медицинской нечисти, когда они даже и не пытаются передавать в своём исполнении это самое авторское учащённое сердцебиение.

2. Амвросий Разумовский (Amvrosiy)   (14 Февраля 16 16:21) [Материал]
Прочел ваше исследование. Весьма познавательно. Вопрос к вам. Как глухие слышат и ощущают сердцебиение по отношению к не глухим? Более того в каватине аритмия настолько капитальна что человек с такой аритмией помер бы. Два варианта - Любо так играют, любо Бетховен описал свой конец, где сердце медленно бьеться, как бы показывая угосание жизни.

3. (Николай_(avtor))   (14 Февраля 16 18:00) [Материал]
Уважаемая друзья, завышенный пульс – это не патология. Это естественное реакция сердца на переживания душевных волнений или, напротив, большого счастья. Наше сердце не может не откликаться на подобные ритмо-темпы. (Повышенный пульс – естественен при физических нагрузках. У спортсменов может подниматься до 200/мин). Природа патологии, именуемой синусовой тахикардией, иная. См. об этом последний абзац на стр.2.
Уважаемый Amvrosi, подписываюсь под Вашими словами: в Arioso «аритмия настолько капитальна, что человек с такой аритмией помер бы»., и далее: «Бетховен описал свой конец, где сердце медленно бьется, как бы показывая угасание жизни». Согласен с Вами. Семантика смерти в музыке далеко не редкость. Примеры поближе,- кода увертюры Чайковского Ромео и Джульетта, финал VI-й симфонии. Но не только никто не умирает, но ровно наоборот, подобные трагедии награждают слушателя катарсисом,- (др.греч) очищением, возвышением, оздоровлением, добавим, смирением, прозрением.

4. Земля (Земля)   (14 Февраля 16 23:54) [Материал]
Часто бывает, что люди умирают именно от повышенного сердцебиения. Как, например, спортсмены в процессе особо усиленного занятия спортом. Или любители (как сегодня на Урале во время всенародного лыжного забега). По идее, после заключительного аккорда 40-й симфонии Моцарта все должны умереть, как вышеобозначенные, но мало кто из исполнителей доводит себя (не говоря уже о слушателе) до этого. И это страшно печально как-то вот, товарищи. :'(

5. Амвросий Разумовский (Amvrosiy)   (15 Февраля 16 10:03) [Материал]
Прослушал я сороковую. Подскажите где надо умирать? А то слушаю и никак не пойму где то место от которого надо умирать.

8. Земля (Земля)   (15 Февраля 16 15:05) [Материал]
Сразу и немедленно, как только симфония заканчивается. Я уже писала об этом в чате месяц назад. Финал должен быть исполнен с таким отчаянием дезориентации в пространстве смыслов жизни, что конец его должен восприниматься как закрытие над вами крышки гроба и погружение вас в вечную непроходимую и беспросветную пустоту вашего Конца. Ведь не зря же Моцарт спрятал эту симфонию в сейф от людей и от себя подальше. Он испугался собственного создания. Его последствий для слушателей и собственной жизни. (Вскоре он таки умер всё же.)

6. (Николай_(avtor))   (15 Февраля 16 12:49) [Материал]
Товарищ Земля, не пугайте Вы ни себя, ни нас смертью. Все наоборот. «Музыка – это гипнотический океан, сокровища неисчерпаемые. Древнейшее, сильнейшее и тончайшее из лекарств и для души, и для тела» (В.Леви). Ссылку на источник см. http://intoclassics.net/news/2015-09-27-39242,- Гедонистическая функция музыки. Полистайте заодно. Там на каждой странице написано, – музыка – это наслаждение.
А спорт – другая песня. Спортсмены знают чем рискуют.

9. Земля (Земля)   (15 Февраля 16 15:09) [Материал]
Отчего же тогда так много музыки о смерти? С древнейших времён причём. (Вот даже та же тема аритмии сердца в музыке - и та в конечно итоге всё о ней, родимой. Да.)

7. Амвросий Разумовский (Amvrosiy)   (15 Февраля 16 13:11) [Материал]
Может кто подскажет то место в Опере Тристан и Изольда где во время репетиции дирижер скончался?

10. Земля (Земля)   (15 Февраля 16 15:10) [Материал]
Вы хотели сказать "кончил", наверное?

11. Амвросий Разумовский (Amvrosiy)   (15 Февраля 16 18:43) [Материал]
Боюсь что слово "кончил" как 8 лет для меня заказано. нет я имел в виду что - История знает не меньше десяти дирижёров, которых поразил сердечный приступ прямо во время представления. С двумя из них это случилось при исполнении второго акта оперы Вагнера «Тристан и Изольда» в мюнхенской опере. В 1911 году инфаркт поразил австрийского дирижёра Феликса Мотля, он скончался в больнице 11 дней спустя. В 1968 году от сердечного приступа замертво упал немецкий дирижёр Йозеф Кайльберт.

15. josif spartak (josif)   (28 Февраля 16 15:29) [Материал]
Земля - хулиганка! Это отдельная большая тема. И не только Джимми Хендрикс, но и исполнители классики обоих полов порой изображают это. Я - против. Противно.

16. Sergo78 (Servolf)   (28 Февраля 16 15:44) [Материал]
Когда искусство подменяется перформансом - возможно всё.

12. (Николай_(avtor))   (21 Февраля 16 11:59) [Материал]
Уважаемый Amvrosiy, простите меня, хотелось бы сделать паузу на форуме для читателей на обнадеживающей ноте. Дирижер – профессия, требующая огромных усилий и моральных, и физических (шутка ли, - управлять оперным спектаклем!). Но 10 смертей за 100 лет – не показатель экстремальности профессии. От музыки не только не умирают, «музыка – целитель здоровья» (Бехтерев) :(

13. Vadim (salezian)   (27 Февраля 16 22:45) [Материал]
Я хочу увидеть больного, который способен что-то творить во время приступов пароксизмальной аритмии. А синусовую больной чаще всего вообще не ощущает... Думаю, что автору сего опуса стоило бы сначала проконсультироваться у кардиолога! %)

14. (Николай_(avtor))   (28 Февраля 16 13:37) [Материал]
Уважаемый Vadim , по всей видимости, Вы не смогли прочитать (скачать) статью. На сайте выложен лишь краткий комментарий в качестве введения в проблему. На весь текст самой статьи (она объемна, в ней 7 страниц) дана ссылка: https://yadi.sk/i/nC5HLvUyoogTK («скачать»).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.