Александр Логинов. Основные принципы формирования гитарной техники
Основные принципы формирования гитарной техники.
На начальном этапе обучения особое внимание следует уделить постановке инструмента; посадке ученика, постановке правой и левой рук и только потом начинать работать над техникой. Также я хочу попытаться рассмотреть эту проблему в более широком смысле. К сожалению, многие преподаватели пытаются учить своих учеников данным методом, не учитывая при этом индивидуальные особенности каждого из них. На мой взгляд, это неправильный подход.
По моему мнению, это процесс приспособления к требованиям предъявляемые инструментом. В связи с этим хочу привести некоторые принципы, которые важны при обучении постановке:
Вариативность - индивидуальный подход к каждому ученику. Не существует единственной, рациональной постановки рук, посадки, которая подходит всем. И постановка несколько варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося (рост, длина пальцев и т.д) Рациональность, экономичность - этот принцип тесно связан с постановкой рук. Необходимо учитывать природные данные учащегося, таких как моторика пальцев. Работа мышц правой руки должна происходить в импульсном режиме (навык от напряжения к расслаблению). Также надо учитывать зависимость пальцев. В левой руке не давить больше и дольше, чем надо. Использовать цезуры, смену позиций. Это особенно важно при игре аккордов. Минимум движений в левой руке. Быстрота перехода признак моторности. Активность - не может абсолютизировать без принципа рациональносги и экономичности. Аппарат должен быть активным для развития силы и гибкости пальцев.
Гибкость - без развития гибкости всего комплекса рук невозможно добиться хорошей постановки и дальнейшего развития технических навыков.
Универсальность - по возможности необходимо формировать такую постановку рук, при которой возникает возможность одновременно использовать несколько технических приемов вместе. Изменчивость - необходимо принимать во внимание природные изменения в структуре человеческого организма (рост, длина рук, пальцы и т. д.). Правильно подобранный по размеру инструмент будет благотворно влиять на будущее развитие музыканта.
Пассажная техника.
Пассажная техника является наиболее трудной из всех видов гитарной техники. Это объясняется тем, что каждый из звуков пассажа должен исполнятся координированными действиями пальцев двух разных рук. В скрипичной технике пальцы правой руки не принимают участие в исполнении пассажей. Поэтому координация движений левой и правой руки при исполнении пассажей на гитаре значительно сложнее, чем координация движений смычка (правая рука) и левой руки скрипача. При исполнении одноголосного пассажа на фортепиано вообще не требуется координировать действия одной руки с действиями другой, так как каждый звук пассажа исполняется одной рукой не двумя. К сожалению, во многих методических пособиях мы не найдем подробного описания этого вида техники, например, в школе игры на гитаре Агафошина в разделе «Исполнение гамм» написано: «…настоятельно рекомендуется вначале играть гаммы только медленно, добиваясь ровности и свободы звучания, в противном случае звучание будет неровным и шероховатым. Переход к более быстрому исполнению гамм должен осуществляться постепенно и лишь после выполнения указанных требований и полной координации движений пальцев обеих рук.» (см. 1, стр. 29) И ни слова о технической стороне исполнения пассажей.
Исполнение гаммы на одной струне без смены позиции.
На начальном этапе освоения пассажной техники (исполнение на одной струне) очень важно усвоить два принципа:
1. Оставление пальцев на струне
2. Подготовка пальцев для нисходящего движения.
Рассмотрим эти принципы подробнее.
При исполнении одноголосной гаммы в восходящем движении в левой руке необходимо не снимать ранее поставленные пальцы, а оставлять их на струне. При этом следует различать активное и полупассивное положения пальцев на струне. Активно прижимать должен только один палец. Пальцы, которые расположены на нижележащих ладах, должны только касаться струн (в нужном месте лада), но не прижимать струну к грифу. В то же время должно сохраняться активное состояние мышц-экстенсеров, которые раздвигают пальцы на расстояния, соответствующие расстоянию между порожками. Распространенной ошибкой при нисходящем движении по гамме является последовательная постановка на струну пальцев левой руки, то есть подготовка каждого звука в отдельности. Такую «технику» нельзя охарактеризовать иначе как наивную. При таком исполнении возникает постоянный дефицит времени, так как пальцы прижимают струну в последнюю долю секунды перед извлечением данного звука правой рукой. Помимо этого усложняется координация движений самих пальцев из-за ТОГО, что они одновременно совершают разнонаправленные движения один палец к струне, другой от струны. При исполнении гаммы сверху вниз следует заранее готовить все звуки позиции, которые должны будут исполняться. При этом недопустимо прижимать пальцами те звуки, которые не будут исполняться, то есть ставить на струну лишние пальцы . Исключения возникают при исполнении приема «legato» . Подготовка нисходящей последовательности звуков, которые необходимо будет исполнить на струне, достигается за счет одновременной постановки на эту струну сразу всех нужных пальцев. Надо отметить, что наши пальцы взаимосвязаны. И перенапряжение мышц одного пальца может негативно влиять на остальные. Также рекомендуется следить за тем, чтобы движения были минимальными. При большой амплитуде движения пальцев как в левой, так и в правой руке исполнение пьес в более быстрых темпах крайне затруднительно. К сожалению, без освоения навыка подготовки позиции, невозможно освоить технический прием «legatо».
Исполнение гаммы на нескольких струнах.
При исполнении гаммы на нескольких струнах (в одной позиции) основную трудность представляют моменты перехода с одной струны на другую. Часто в этот момент может возникать остановка звучания и звуки двух соседних струн не соединяются друг с другом. Чтобы избежать этого, необходимо подготавливать первый из звуков, которые будет исполняться на новой струне, заранее. Во время звучания последнего звука одной струны тот палец, который начинает исполнение звуков на новой струне, должен прижимать этот звук. При этом пальцы, стоящие на предыдущей струне, сохраняют свое положение (недопустимо снимать все пальцы вместе). После извлечения первого звука на новой струне все пальцы, стоявшие на предыдущей струне, должны быть сняты с нее, иначе может возникнуть диссонанс (секунда) при одновременном звучании звуков двух струн. Переходы со струны на струну при нисходящем движении более сложные, чем при восходящем, так как необходимо подготовить не только один (первый звук) на новой струне, но и всю позицию (см. выше принцип подготовки пальцев для нисходящего движения).
Все вышеизложенные принципы можно отнести к основным элементам пассажной техники:
• Игра на одной струне
• Переход со струны на струну
• Подготовка позиции + смена позиции
Смена позиции.
В методических пособиях позицию часто определяют по номеру лада, на котором находится первый палец левой руки. Более точным представляется определение позиции по положению большого пальца левой руки на грифе так как во многих случаях первый палец может вообще не прижимать струну. При таком определении позиции номер позиции соответствует номеру лада, расположенному левее того лада, напротив которого стоит большой палец. Например: большой палец расположен напротив V лада - IV позиция.
«Для плавного перехода из одной позиции в другую существует несколько способов:
1. Переход во время указанных в пьесе пауз, фермат и в промежутках между отдельными более или менее длительными звуками.
2. Переход через открытую струну, т.е. момент звучания открытой струны пользуется для перехода.
3. Переход посредством скольжения какого-либо пальца по струне.
4. Переход при помощи уплотненной аппликатуры, когда пальцы сближаются между собою по сравнению с их естественным положением.» (см. 1 стр. 79)
Следует так подбирать аппликатуру, чтобы смена позиции осуществлялась в конце музыкальной фразы , а не внутри нее. Менее опытные гитаристы часто допускают эту распространенную ошибку. Лично я стараюсь использовать способ смены позиции через открытую струну, которая дает возможность быстрого перехода в нужную позицию. Если все же приходится менять позицию через прижатую струну, то можно действовать следующим образом.
При движении вверх палец должен скользить по струне, а не перелетать на новый лад по воздуху. При скольжении палец сохраняет легкий контакт со струной, но не прижимает ее к грифу, чтобы избежать эффекта «глиссандо». Недопустимо снимать пальцы со струны и «перепрыгивать» с лада на лад, так как при этом возникает звук открытой струны, разрушающий иллюзию соединения соседних звуков гаммы. При смене позиции необходимо добиваться связности соединения звуков. А смена позиции затрудняет соединение звуков, по сравнению с игрой в одной позиции.
При движении вниз действуют те же способы расслабления и скольжения. При этом желательно не терять указательный палец. Он служит для подготовки всей позиции и для устранения посторонних звуков. Плюс он стимулирует правильное положение большого пальца.
Существует два способа скольжения.
• Момент скольжения происходит в самый последний момент быстрым, стремительным движением левой руки
• Первый палец начинает скользить чуть раньше остальных, обеспечивая большую плавность движения правой руки при смене позиции
Первому способу, как правило, обучаются на начальном этапе освоения техники смены позиции
Второй способ более сложен в освоении. Так как момент скольжения должен осуществляться в конце длительности звучания нот. Это ощущение на первых порах бывает сложно поймать. Из-за более раннего скольжения указательного пальца происходит некоторое уплотнение аппликатуры. При использовании этого способа заметно изменение постановки пальцев левой руки. И после смены позиции пальцы стоят не строго перпендикулярно ладам, а чуть под углом. При такой постановке играть затруднительно, поэтому руку необходимо поставить в исходное положение, когда пальцы находятся в нужной позиции.
Изменения положения (позиции) правой руки.
При исполнении музыкальных произведений часто возникает необходимость перемещений правой руки. Эти перемещения могут осуществляться как вдоль грифа (ближе к грифу - ближе к подставке), так и поперек грифа (выше - ниже). Перемещения кисти правой руки вдоль грифа применяются для изменения тембральной окраски звука и, наряду с приемами tirando и ароуаndо, позволяют наиболее полно раскрыть колористические возможности инструмента.
Перемещения кисти правой руки поперек грифа (в направлении от 1-й струны к 6-й и обратно) диктуются чисто техническими причинами. Необходимость в таких перемещениях возникает при перемещении мелодии с одной струны на другую, изменении группы струн, на которых исполняются аккорды и арпеджио. По аналогии со сменой позиции в левой руке эти перемещения поперек грифа можно также назвать сменой позиции. Очевидно, что в правой руке может быть всего шесть позиций. Опишем процесс смены позиции правой руки подробнее. Распространенной ошибкой является исполнение пассажей при одновременном нахождении пальца «p» (большой палец правой руки) на басовой струне. При таком способе смены позиции правой руки ее положение становится более статичным. Перемещение кисти правой руки становится неестественным, так как оно ограничено стоящим на струне пальцем «p». Поэтому перед перемещением правой руки необходимо снять со струны палец «р» в том случае, если он до этого находился на струне.
Другой распространенной ошибкой является перемещение пальцев вверх и вниз при неподвижном запястье за счет подвижности кисти в лучезапястном суставе. Смена позиции правой руки должна осуществляется за счет сгибания или разгибания ее в локтевом суставе с одновременным опусканием или подниманием локтя. При этом пальцы правой руки перемещаются по дуге таким образом, что при движении вверх (к шестой струне) они оказываются ближе к грифу. А при обратном движении к первой струне удаляются от грифа.
Еще одной ошибкой является оставление пальцев в исходном положении после извлечения звука на струне, не меняя позицию для своевременной подготовки извлечения звука на другой струне. В этом случае смена позиции происходит в самый последний момент за долю секунды перед извлечением.
Момент смены позиции правой руки должен выбираться таким образом, чтобы по возможности избежать одновременного движения кисти и извлечения звука пальцем. Необходимо перемещать кисть, заранее используя длительность звучания предыдущего (до смены позиции) звука. При такой технике извлечение звука в новой позиции происходит при статичном положении правой руки, что способствует более точному попаданию пальцев по струнам.
Глушение открытых струн.
Проблеме глушения (открытых струн) в существующей методической литературе уделено слишком мало внимания. С моей точки зрения глушение следует рассматривать как самостоятельный технический прием. В данном пункте рассматривается преимущественно действия правой руки. Действия левой руки, способствующие своевременному прекращению звучания открытых струн, частично рассмотрены ранее...
Особенно актуально глушение открытых басов так как они обладают большей громкостью и продолжительностью звучания.
Способы глушения открытых струн.
1. Eстественное глушение звука за счет применения приема ароуandо. 2. Глушение ранее взятого звука сразу после извлечения следующего звука. 3. Глушение звука одновременно с извлечением звука на соседней более высокой струне 4. Применение приема баррэ с целью глушения открытых струн
Теперь рассмотрим вышеприведенные способы подробнее.
Первый способ может показаться самым простым, но он не всегда возможен. Такое глушение применимо только на соседних струнах. Например, на пятой и шестой струне или на пятой и четвертой. Когда аккомпанемент исполняется сначала на четвертой, а потом сразу на шестой (или наоборот), то есть через струну, такой способ становиться невозможен.
Второй способ, на мой взгляд, является более универсальным, но он требует большей работы пальца «р». При использовании этого способа глушения необходимо ставить палец «р» на ту струну, которая извлекалась ранее сразу после извлечения следующей струны. Это особенно важно, когда аккомпанемент исполняется на четвертой, а потом на шестой струне.
Третий способ рассмотрим на примере исполнения двух соседних струн. При извлечении звука на соседней более высокой струне палец «р» выполняет двойную функцию. Он одновременно извлекает звук и глушит боковой внешней стороной первой фаланги пальца «р» предыдущую струну. Но звуки при этом должны соединяться.
При четвертом способе исполнитель прибегает к использованию функции левой руки, так как правая рука не всегда может справиться с поставленной задачей (в данном конкретном моменте - глушение открытых струн). Следовательно, правая рука извлекает звук, а левая рука (в зависимости от ситуации - длительность звучания, подготовка к следующему аккорду и т.п.) глушит открытые струны.
Категория: прочее | Добавил(а): Alex83spb (29 Октября 15)
| Автор: Александр Логинов
В столь кратком тексте куча полезных рекомендаций. Однако, если будущий гитарист у нас не девятипалый, не забудем и о развитии мизинца правой руки. В классике и эстраде он используется для некоторых арпеджио, арпеджиато и аккордов. Не в пример трёхпалой игре американских ковбоев.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]