Письмо в ЦК ВЛКСМ с протестом против якобы существовавших преференций для скрипачей-евреев в музыкальных учебных заведениях Москвы 04.12.195
Письмо в ЦК ВЛКСМ с протестом против якобы существовавших преференций для скрипачей-евреев в музыкальных учебных заведениях Москвы 04.12.1950
Секретарю ЦК ВЛКСМ тов. МИХАЙЛОВУ Н.А. В течение долгого ряда лет на международных конкурсах музыкантов-исполнителей честь советского искусства защищали скрипачи, которых никак нельзя считать представителями великого русского народа; это: Леонид Коган, Юлиан Ситковецкий, Эдуард Грач, Игорь Ойстрах, Игорь Безродный, Рафаил Соболевский. Что же, разве нет талантливой русской молодежи? Конечно, есть. Так в чем же причина отсутствия русских скрипачей? А вот в чем. Профессорско-преподавательский состав скрипичной кафедры Московской консерватории имеет следующий вид: русских — 3 человека (Д. Цыганов, М. Козолупова, Б. Кузнецов); армян — 1 человек (Габриэлян); евреев — 10 человек (Цейтлин, Ойстрах, Ямпольский, Питкус, Янкелевич, Беленький, Бондаренко, Рабинович, Мострас, Сибор). У этого состава преподавателей имеется и соответствующий состав студентов, так, классы лучших специалистов по классу скрипки, профессоров Д.Ф. Ойстраха и А.И. Ямпольского, почти целиком состоят из евреев (так, у проф. Ойстраха в классе три русских студента — Александров, Киселев и Котова, а у проф. Ямпольского один русский студент — Антон Шароев). Протаскивание скрипачей-евреев ведется с первых дней обучения: в музшколу они протаскиваются при вступительных экзаменах; они же, еще в годы обучения в музшколе, систематически выступают на концертах-показах, имеют уникальные инструменты из коллекции, а русские ребята, глядя на своих преуспевающих товарищей, начинают терять веру в свои способности, веру в себя, и перестают заниматься. И если, все-таки, кто-нибудь из русских выбивается на дорогу и поступает по окончании музшколы в консерваторию, то и здесь ему мешают всеми силами, т.е. и здесь его систематически не пускают на концерты-показы, ему не дают хорошего инструмента, ему искусственно занижают оценки, создают репутацию то малоодаренного музыканта, то лентяя и т.д. И вот, в результате такой политики (а это именно политика) у такого профессора, как А.И. Ямпольский, за 30 с лишним лет педагогической работы, окончили консерваторию более 100 человек, работающих в лучших театрах и филармониях в качестве солистов и концертмейстеров оркестров; и среди этих людей — всего четверо русских (Силантьев, Харламова, Щепалин, Иваницкий) и 1 грузин (работник Тбилисской консерватории), а все остальные — евреи! Вот это так арифметика! В классах профессоров Ойстраха, Цейтлина, Мостраса, Рабиновича, Сибора, доцентов Питкуса, Янкелевича — то же самое. Об этих возмутительных случаях знают и в ЦК ВКП(б), и в ЦК ВЛКСМ. Поэтому летом 1950 года в дело отбора молодежи для поездки на конкурс в Прагу активно вмешался ЦК ВЛКСМ. И сразу все встало на правильный путь: если раньше к участию в конкурсе намечались лица по указанию профессоров кафедры, то на этот раз участники конкурса были намечены ГУУЗом Комитета искусств; если раньше жюри состояло все из тех же самых профессоров кафедры, то теперь жюри было составлено из лиц беспристрастных. И вот, в результате этих безусловно правильных мер, были отсеяны скрипачи Лубоцкий, Бесицкая, Хейфиц, Бейлин, Шульгин, Чутников, которые прежде считались недосягаемыми талантами; в Прагу поехали Алексей Горохов и Антон Шароев и завоевали в Международном конкурсе два первых места. Казалось бы, Комитет искусств и Московская филармония должны были бы включить этих двух скрипачей в концертные программы, как это было во всех предыдущих случаях. Однако ни А. Горохов, ни А. Шароев не включены ни в один концерт филармонии, тогда как отдельные молодые исполнители (например, Соболевский) включены в ряд концертов. Тот факт, что лица, планирующие концерты, не замечают скрипачей Горохова и Шароева, — свидетельствует о том, что этих скрипачей не хотят замечать. Кто же эти люди, решающие судьбу молодых исполнителей? Это, в первую очередь, директор филармонии Ширинский и зав. репертуаром Ендржиевский. Особого внимания заслуживает дело распределения уникальных инструментов, принадлежащих государственной коллекции. В этой коллекции имеется более десятка «Страдивариусов», а также другие ценные инструменты: «Гварнери», «Амати» и др. У кого же находятся эти «Страдивариусы»? У Б. Фишмана, С. Фурера, Б. Гольдштейна, Л. Когана, М. Фихтенгольца, В. Пикайзена, И. Безродного, Калиновского, Жука и других; ценность отдельных из перечисленных скрипачей весьма сомнительна (например, Фихтенгольц совсем не концертирует). Имеющиеся в коллекции «Гварнери» розданы следующим лицам: Л. Гилельс, Б. Морибель, Вайман, Р. Соболевский, Латинский. А какие же инструменты выданы А. Горохову и А. Шароеву? У них «Амати». Но не просто «Амати», а лишь так называемые «Семейство Амати». Заслуживает также внимания и созданный в 1949 году молодежный оркестр. Так, например, группа скрипачей имеет следующий вид: Первые скрипки I. Реентович — Гурфинкель II. Дубинский — Школьник III. Сибор — Соболевский IV. Грач — Венбрин V. Баршай — Шульгин VI. Стысь — Шварц Вторые скрипки I. Заболотный — Розанова II. Котова — Бенир III. Горохов — Шароев IV. Мутман — Морозов V. Глезин Из фамилий уже ясен состав скрипичных групп: на первых скрипках нет ни одного представителя русского народа, а на вторых скрипках, где имеется 6 русских ребят, два — лауреаты Международного конкурса сидят на третьем пульте!!! Концертмейстером молодежного оркестра состоит Реентович, который мог бы быть причислен к молодежи лет десять тому назад, но не теперь. Почему же в оркестре, где руководителем является К.П. Кондрашин, так странно решаются кадровые вопросы? Да потому, что отец его — кантонист, а мать — еврейка. Реентович же — его личный друг. Трудно показать себя молодому русскому скрипачу при такой ситуации! Их не только не поддерживают, им не только не помогают, а напротив, не дают им ходу, всячески мешают им. ЦК ВЛКСМ, помогший русским ребятам в 1950 году продвинуться в первые ряды советских исполнителей, должен помочь им в их дальнейшей работе, в их дальнейшем росте и развитии. ШАРОЕВА член ВКП(б) с 1943 года, партбилет № 5238033 Телефон (служебный): В-2-23-66 Товарищу Суслову М.А. Считаем необходимым направить Вам письмо тов. Шароевой. Секретарь ЦК ВЛКСМ Н. Михайлов, 13 декабря 1950 г. Важно. Кружкову, Киселеву. Прошу заинтересоваться и внести предложения. М. Суслов, 13.12.50 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 132. Д. 420. Л. 201—204. Копия.
Категория: прочее | Добавил(а): iura (13 Октября 13)
Комментарии пока не закрыты, поэтому можно высказать мнение? И оно, как говорят, гг. политики, неоднозначное. Существовал ли в СССР, а особенно в конце 40-х, начале 50-х антисемитизм? Безусловно, и на бытовом, и на партийно-государственном уровне. Но, с другой стороны, всю эпоху социализма существовало и такое, без преувеличения, лучезарное понятие, как блат. А в вопросах блата решающую роль, как известно, играет деление с стороны тех, кто дорвался до руководящего кресла, на своих и чужих. Кто такие "свои"? Понятное дело - либо родственники, либо земляки, либо свои по национальности. Так что я бы рассматривал мотивы этого письма наверх, несмотря на национальную окраску, с двух сторон.
Вопрос по современной России. Одна московская журналистка для эксперимента, прикинувшись безработной, пыталась устроиться дворничихой. Не тут то было. Дворник может быть только таджиком. А вот директор рынка - только азербайджанцем. Кстати при социализме в Москве (уж точно в 50-60-е годы) все чистильщики обуви имели редкую национальность айсоров (ассирийцев), хотя их часто принимали за армян. А вот в Тбилиси, где я раньше бывал, ту же нишу заполняют курды .....
Мои знакомые в этом году были в Карловых Варах (Чехия). Оказывается большинство мелких магазинчиков в этом городке сегодня принадлежат ... вьетнамцам.
"Дворник может быть только таджиком", по-моему, потому, что ТОЛЬКО таджик согласен отдавать русскому начальнику ЖЭК 80% зарплаты. "Засилью" евреев в исполнительском искусстве, по-моему, есть,как минимум, 2 причины: 1. Эта сфера - одна из немногих в России, в которой еврей мог реализовать свои возможности максимально. И там, где русский ( при ТЕХ ЖЕ музыкальных данных!) работал 8 часов в день, еврей работал 18. (Условно говоря, еврей НЕ МОГ сдаваться в плен!) 2. Для преподавателя-еврея еврей-ученик близок и понятен внутренне, поведение его ВСЕГДА предсказуемо. Как говорится, ничего личного, просто биология.
Полностью согласен с этим письмом! Среди советских скрипачей (почему-то именно скрипачей - в других инструментах, а также среди дирижёров картина несколько иная) 99% евреи. Русскими являются, пожалуй, только Третьяков и Корсаков. Ах да, ещё забыл Алексея Горохова. Впрочем, и за рубежом та же ситуация - в какого скрипача ни плюнь, попадёшь в еврея: Хейфец, Губерман, Крейслер, Хассид, Перльман...